На вопрос о том, есть ли место гуманизму в той картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить так: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой. Это, помимо прочего, означает, что мы собираемся перешагнуть через военное время и жить дальше. Этим солдат отличается от убийцы.
0 комментариевСтирание памяти
Эстония снесет памятники советским воинам
В среду эстонский парламент принял в третьем, окончательном, чтении проект закона, позволяющего сносить могилы и памятники советским воинам. В частности, одним из главных претендентов на снос станет знаменитый бронзовый монумент Воину-освободителю в центре Таллина. Российские парламентарии готовятся выступить с протестом против политического экстремизма эстонских депутатов.
Нашумевший закон о переносе памятников советским воинам в Эстонии, принятый в среду большинством голосов, вступит в силу через десять дней.
Новый документ - попытка приучить европейцев к тому, что в итогах Второй мировой войны можно расставить новые акценты
По заявлениям эстонских парламентариев, документ преследует исключительно благие цели – защитить памятники от вандализма и найти им более подходящие места. Однако в реальности, убеждены эксперты, этот шаг является очередным на пути Эстонии, удаляющейся от России и общего с нами прошлого.
«Возмутительно то, что Эстония не восприняла голос парламентского сообщества Европы и России, которые призывали ее отказаться от принятия законопроекта, идущего в разрез с решением Нюрнбергского трибунала, осудившего любые проявления фашизма и нацизма», - заявил газете ВЗГЛЯД зампред комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев.
По его словам, уже на ближайшем заседании комитет выкажет свою негативную оценку действиям эстонского парламента. Он не сомневается, что и депутаты Госдумы в этом случае проявят редкостное единомыслие с сенаторами. «Было бы справедливо, если бы свой протест против вступления в силу эстонского закона высказала и немецкая сторона, председательствующая с этого месяца в Евросоюзе и «Большой восьмерке», - считает сенатор.
Помимо того, что новый закон идет в разрез со всеми этическими нормами, он может усложнить и без того непростые отношения между Эстонией и Россией.
По мнению Лихачева, теперь российской стороне будет тяжело поддерживать партнерские отношения с прибалтийским соседом. «Для нас это не вопрос идеологии, а покушение на историческую память российского народа. Кто-то может сказать, что принятие подобных законопроектов - личное дело суверенного государства, но страна не может быть глухой, слепой и не иметь памяти», - убежден он.
Однако, по мнению директора Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова, проблема лежит глубже российско-эстонских отношений. «Новый документ касается и взаимоотношений с ЕС, он демонстрирует попытку приучить европейцев к тому, что в итогах Второй мировой войны можно расставить новые акценты», - пояснил он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
Еще более важным следствием принятия нового законопроекта, убежден политолог, станет продолжение процесса ущемления прав русскоговорящего населения страны.
«Принятие закона о памятниках стоит в одном ряду с запрещением символики Советского Союза, и все эти меры унизят людей, считающих свой народ победителем в войне, а своей Родиной - СССР», - считает Игрунов.
- Эстония боится России
- Россия ответила Эстонии
- Советское вне закона
- Эстония оправдывается
- Госдума пригрозила Эстонии
Но самым неприятным, по мнению эксперта, является то, что такие процессы возможны на территории объединенной Европы, провозглашающей «гуманистические принципы». Тем не менее рассчитывать на то, что ЕС осудит принятый Эстонией закон, не стоит. Как считает политолог, нефтегазовый российско-белорусский конфликт продемонстрировал, что противников России в ЕС больше, чем сторонников.
«Последние годы ЕС постоянно осуждал режим Лукашенко как антидемократичный, однако в возникшем энергетическом противостоянии двух стран встал на сторону Белоруссии, сделав Россию главной виновницей конфликта», - пояснил Игрунов. Поэтому, убежден эксперт, ожидать резкой реакции со стороны Евросоюза на действия Эстонии, а также начала крупных судебных кампаний по отмене нового закона не стоит.