Взгляд
27 июля, вторник  |  Последнее обновление — 18:00  |  vz.ru
Разделы

Россиян надо учить тушить костры

Григорий Куксин
Григорий Куксин, Руководитель противопожарного отдела российского отделения "Гринпис"
Одного уголька достаточно для начала пожара. А дальше огонь разойдется по лесу, уйдет по лесным горючим материалам далеко от дороги, от ручья, превратится в огромный пожар, который будут тушить сотни людей, дым от которого придет в города и унесет чьи-то жизни. Подробности...

Почему никому не интересна Олимпиада в Токио

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Откровенно слабая церемония открытия и поступающие новости о творящемся абсурде только усиливают градус отторжения у одних, а равнодушия – у других. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Япония не получит острова никогда

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Японские власти все прекрасно понимают. Что острова не вернут. Что хорошие отношения с Россией им нужны для сдерживания Китая. Что предложение Путина об особых условиях экономического сотрудничества на Курилах им выгодно. Понимают – но все равно устраивают скандалы. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Российские фехтовальщицы завоевали золото и серебро на Олимпиаде в Токио

Российская спортсменка София Позднякова завоевала золотую медаль на Олимпиаде в Токио в соревнованиях по фехтованию на саблях. В финале она победила другую россиянку, Софью Великую. Таким образом, Россия получила и золото, и серебро в этом виде состязаний
Подробности...

Президент принял парад в честь 325-летия флота России

В День ВМФ военные парады прошли в Петербурге и Кронштадте, в Балтийске, Севастополе, Североморске, Владивостоке и на Камчатке. В Петербурге морской парад, приуроченный к 325-й годовщине российского флота, принимали Верховный главнокомандующий Владимир Путин и глава Минобороны Сергей Шойгу
Подробности...

Броши главы Центробанка несут скрытые сигналы

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина пришла на пресс-конференцию по поводу изменений ключевой ставки, надев брошь в форме тучи и дождя. Ставка была резко повышена. Использовать необычные украшения на пресс-конференциях в Центробанке Набиуллина начала с прошлого года
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин заявил о влиянии эмиссии доллара на мировую экономику

    Главная тема


    Украинский язык оказался убыточным

    «Мы – сильные


    Губерниев объяснил причину «всероссийской прухи» на Олимпиаде в Токио

    конфликт на площадке


    В СК назвали грозящую прогонявшей детей-аутистов в Петербурге женщине статью УК

    «Шах и мат»


    Летчик описал сценарий боя между Checkmate и F-35

    Видео

    экспорт оружия


    Российские вооружения нанесли удар по монополии доллара

    «Георгий Победоносец»


    У главной золотой монеты России огромный потенциал

    многовекторная политика


    Киев вспомнил о покровительстве Китая назло Западу

    жалоба в ЕСПЧ


    Россия представила Европе грехи Украины

    особый случай


    Какие уроки следует извлечь из дела автоинспектора с золотым унитазом

    Снос памятников


    Андрей Манчук: Украинская идеология годится только для концлагеря

    Этнос, народ и нация


    Валерий Коровин: Слово «национальность» – это совсем про другое

    агент германского генштаба


    Тимур Шерзад: Почему Ленин желал России поражения в Первой мировой

    на ваш взгляд


    Нужна ли вам лично в паспорте графа «национальность»?
    Анастасия Семенович

    Европа – это не Шенген, а до Урала

    Анастасия Семенович
    журналист, искусствовед
    21 декабря 2020, 09:10

    В Манеже Малого Эрмитажа до 28 февраля 2021-го можно увидеть выставку «Железный век. Европа без границ». К традиционному эрмитажному жанру «эпох цивилизации» (все помнят выставку «Бронзовый век» 2013 года?) сейчас подключилось сразу несколько актуальных сюжетов.

    Первый и самый очевидный – Эрмитаж показывает трофейные вещи, которые «входят в число перемещенных в результате Второй мировой войны объектов». Проще говоря, это коллекции Германии, взятые в плен страной-победительницей. Обычно «перемещенные объекты» не покидают границ РФ и мало выставляются. Сейчас Эрмитаж не просто тщательно обозначает трофейные экспонаты, но и подчеркивает, что выставка – российско-немецкий проект, который финансово поддерживает МИД ФРГ.

    Кроме того, здесь много вещей из берлинского Музея преистории и древней истории. Перед нами не просто выставка, а некий итог геополитических пертурбаций XX века: дополняющие друг друга вещи, которые долгое время были разлучены войной, политикой, музейной этикой. Чувствуется гордость российской стороны – содействие ФРГ означает признание за нами права на трофейные экспонаты.

    Второй сюжет тоже из области геополитики. Эта выставка о том, что, собственно, считать Европой. Музей вежливо напоминает, что это не Шенгенская зона и не ЕС, а пространства от Атлантики до Урала. Нам хотят показать общность истории и очевидные пересечения археологических культур. Обозначенное время – первое тысячелетие до нашей эры – вообще-то считается эпохой античных памятников. Там и греческая классика, и возвышение Рима, и подзабытое искусство этрусков, и великолепные Помпеи, Геркуланум, Стабии. Эффектный разгул чувственного средиземноморского гедонизма – все это Железный век.

    Нам же намеренно показывают брутальную археологию других регионов: древние мечи, страшно скрученные в дырявые ленты почерневшего металла, шлемы, ведра, миски – даже украшения тут смотрятся сурово. Блюдо из рога лося (V век до н. э.) или бронзовый шлем (IV век до н. э.) – все это выглядит так мощно, так просто и так величественно.

    Фото: hermitagemuseum.org

    Нынешний «Железный век» представляет не любимую европейцами сказку о греческих истоках западной цивилизации, а куда менее комплиментарную, зато вполне реальную общность в контексте «варварства». Ведь относительно Рима и германцы, и славяне – варвары. Варвары, которые доказывают (в первую очередь сами себе) свою самодостаточность, полноценность. Когда-то Александр Блок вдохновенно и исступленно называл себя скифом-азиатом «с раскосыми очами», но в Эрмитаже скифы реабилитированы – оказывается, и они, и сарматы были не так уж далеки от европейцев. И тут Эрмитаж вкупе с германским МИДом фактически предлагают нам новую геополитическую стратегию – ту самую Европу без границ, о которой так давно говорят в Евросоюзе, и которая так звонко провалилась в первый же ковидный год.  

    При виде позеленевших, но пугающе цельных доспехов вспоминается краеугольное видео Rammstein – клип на песню «Deutschland». Эта операция на теле истории в поисках немецкой идентичности начинается со сцены в лесу, отсылающей к битве в Тевтобурском лесу в девятом году н. э., когда варвары-германцы одолели многотысячное римское войско. С нее принято отсчитывать немецкую независимость. Не зря у нас так любят Rammstein!

    Кельтские пластины с затейливым растительным плетением, знаменитый скифский «звериный стиль» на выставке соседствуют с почти идентичной ананьинской культурой Прикамского Приуралья. С освоением железа материальные культуры стали богаче – нам показывают их взаимопроникновение и говорят, как условны государственные границы и тем более аргументы геополитики.

    Не так давно в этом же эрмитажном Манеже была выставка «Боги, люди, герои. Из собрания национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей». То был радостный гимн российско-итальянской дружбе, тому ментальному родству, согласно которому «русские – это грустные итальянцы». «Железный век» далеко не такая сытная и обволакивающе-мажорная экспозиция, но среди ее суровости есть удивительно наивные и хрупкие вещи. Например, тонкая фигурка всадника (свинец, VIII–VI века до н. э., Государственный Эрмитаж, входит в число перемещенных в результате Второй мировой войны объектов). Всадник помещается в детскую ладошку и вызывает совсем другие эмоции по сравнению с матерыми помпейскими древностями.

    Такова нежная, ранимая «варварская» душа за панцирем из мощных шлемов и мечей. Впрочем, есть здесь и вещи, демонстрирующие «варварское великолепие». Например, золотая фиала (конец V – начало IV веков до н. э., Государственный Эрмитаж). Есть и явления привычной античности – кратер с чернофигурной росписью (глина, 555–535 годы до н. э., Государственный исторический музей, входит в число перемещенных в результате Второй мировой войны объектов).  

    «Железный век» – это про идентификациию и поиск баланса между понятиями «трофей» и «экспонат», между «скифами-азиатами» и «немцами-учителями». Вот, смотрите, говорят нам кураторы, карты распространения археологических культур, видите? Мы тоже европейцы! И если есть в выставочной политике Эрмитажа логика, она во всеобщем братстве, в позиционировании себя как европейского музея-тяжеловеса, трудолюбиво собирающего все, что связывает нас с миром – сейчас и тогда, в первом тысячелетии до нашей эры.

    Кстати, в ЕС в последнее время обсуждают возможное возвращение на родину африканских культурных ценностей, вывезенных в колониальный период. Во Франции даже есть соответствующий законопроект. Но вот ведь казус: что останется в Лувре, если «вернуть» его великолепную египетскую коллекцию, античность, исламское искусство? На возвращение всего и всем европейские музеи точно не пойдут. В этом контексте точечная работа Эрмитажа с немецкими коллегами выглядит настоящим мастерством. А подзаголовок «Европа без границ» – героизмом (с закрытыми-то границами!).

    До 28 февраля 2021 года выставка пробует в Петербурге, с 15 апреля по 15 июля ее должны показывать в Государственном историческом музее в Москве.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •