В Нижнем Новгороде журналист и главный редактор небольшого интернет-ресурса «Коза Пресс» Ирина Славина покончила с собой, оставив в Facebook* предсмертную запись «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».
Это ужасная беда и трагедия. Оставим в стороне разговоры про психическую неуравновешенность журналистки. И даже тот факт, что накануне правоохранительные органы провели в ее доме обыск по делу, в котором Ирина проходила свидетелем.
Поговорим о журналистике. Журналист, ставший активистом, перестает быть журналистом. В этом нет ничего плохого – занимался человек одним делом, начал заниматься другим. Обычная история.
Но. Если журналист идет на митинг как его участник, а не как репортер – он автоматически лишается права предъявлять журналистское удостоверение. Если журналист подписывает политическое заявление в пользу любой из сторон любого конфликта – он не может подписывать его «Вася Иванов, журналист». «Вася Иванов, общественный активист» – да, журналист – нет.
Это очень, очень тонкая грань, когда заканчивается журналистская позиция и начинается активизм. Но она существует. Она примерно там, где ваши действия приводят не к созданию контента, а к чему-то другому.
Многие журналисты уходят из профессии – в депутаты, общественные деятели, правозащитники. Увидев проблему, они не могут пройти мимо, но понимают, что не могут решить ее только журналистскими методами – и меняют профессию. Это нормально, и даже в каком-то смысле естественно.
Но тот, кто остается в профессии, обязан быть циничной сволочью, не верить никому, не становиться ни на чью сторону и думать только о том, как сделать качественный репортаж/статью/сюжет/лонгрид/фильм и прочий контент.
Как человек и гражданин, журналист имеет право на любую позицию, любые убеждения, он может сочувствовать кому угодно и заниматься чем угодно. Но как журналист – простите две банальности подряд – он обязан быть объективным и всегда оставаться над схваткой кого угодно с кем угодно. В этом безумном мире, где у каждого есть позиция и каждый имеет свое мнение по любой проблеме, мы обязаны оставаться нормальными и не иметь никакой позиции и никакого мнения.
Потому что в противном случае – в самом экстремальном варианте – это приводит к нижегородской трагедии. Исключение тут только одно: последняя битва Христа с антихристом в Конце времен. Но они вроде пока не наступили.
Источник: Блог Дмитрия Михайлина
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ