Индустрия обмана не рассосется сама

@ Geoff Pugh/ZUMA/Global Look Press

5 февраля 2019, 19:46 Мнение

Индустрия обмана не рассосется сама

Нам часто кажется, что если объяснить людям, что их обманывали, они сразу же с презрением отвернутся от жуликов и весь оккультный бизнес исчезнет, задушенный суровой, но справедливой рукой рынка. Увы, это не так.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

На днях мне попалась еще одна рекламная статья про «Битву экстрасенсов». Удивляться тут нечему, оккультные услуги разного рода, судя по обилию рекламы, пользуются устойчивым спросом – их предлагают и в телевизоре, и в бесплатных рекламных газетах, и в бумажных объявлениях, расклеенных на столбах рядом с предложениями ростовщиков. Оккультный бизнес жив и отлично себя чувствует. 

С момента выхода нашумевшего фильма Бориса Соболева «Идущие к черту» прошел уже почти месяц – и мы можем оценить результаты этой разведки боем. Журналист трудился два года, собрал огромное количество материала, подтверждающего то, о чем (надеемся) большая часть аудитории уже догадывалась: известные экстрасенсы, обещающие помощь в тяжелых жизненных ситуациях, на самом деле бессовестные обманщики, эксплуатирующие легковерие растерянных и страдающих людей в целях личного обогащения.

Казалось бы, после таких разоблачений все работники кармы и астрала должны были бы стремительно собрать чемоданы и убежать куда-нибудь в Южную Америку, где их никто не знает – но нет, передача «Битва экстрасенсов» продолжает выходить, письма на нее продолжают поступать, разорения из-за полного отсутствия клиентов мы не наблюдаем.

Есть некоторая полемика – например, письмо финалистов «битвы», где они жалуются на клевету – но, в общем и целом, «бизнес как обычно»: телепаты телепают, некроманты общаются с умершими, ясновидящие ясновидят, а простодушные телезрители заваливают их письмами.

Значит ли это, что труд Бориса Соболева остался без плода? Никоим образом. Разоблачительная работа очень важна, и мы должны быть благодарны Борису за его усилия. Но она недостаточна. Журналист очень хорошо сделал свою часть работы, но оставшуюся часть должно сделать общество и государство.

Разоблачение обманщиков – это важно, и для колеблющихся даже спасительно. При этом нам часто кажется, что если объяснить людям, что их обманывали, они сразу же с презрением отвернутся от жуликов и весь оккультный бизнес исчезнет, задушенный суровой, но справедливой рукой рынка.

Увы, это не так. Как говорил Марк Твен, людей гораздо легче одурачить, чем убедить их в том, что они одурачены. Большинство из нас, посмотрев фильм, пожмут плечами и удивятся людскому легковерию. Но оккультный бизнес и не эксплуатирует большинство – он обращается к уязвимому меньшинству.

К людям, переживающим горе, одиночество и растерянность, к людям, не имеющим четких религиозных или мировоззренческих убеждений, которые ограждали бы их от оккультного обмана. К тем, кто пытается хоть как-то облегчить свою боль. И вот эти люди попадались, попадаются и будут попадаться на крючки оккультных надувателей.

Это можно сравнить с наркоторговлей. Мы все знаем, что наркотики убивают. Однако есть люди, которые по разным причинам – из глупого любопытства, следуя за модой, пытаясь чем-то заполнить пустоту в жизни или с горя – прибегают к наркотикам. Хотя очень важно рассказывать людям о вреде наркотиков, определенные государственные меры неизбежны и необходимы.

Необходимы они и в отношении оккультной индустрии. Ведь речь идет о серьезном ущербе обществу – о множестве личных трагедий, когда люди отдают последнее колдунам за спасение от воображаемых угроз или помощь, которая никогда не будет оказана, о ситуациях, когда люди упускают время, когда им могла бы помочь медицина, ища помощи у «целителей», о серьезном ухудшении общего состояния умов, когда даже те люди, которые не станут залезать в долги, чтобы расплатиться за оккультные услуги, верят в сглаз, порчу и могучую силу колдовства. Конечно, мы еще достаточно далеко от некоторых африканских обществ, где колдуны приносят в жертву детей, чтобы обеспечить своим клиентам богатство и здоровье, но и двигаться в том направлении нам явно не стоит.

Самую очевидную и напрашивающуюся меру называет сам Борис Соболев в своем фильме: запретить на федеральном уровне рекламу оккультных услуг.

Что мешает это сделать?

Кто-то может сказать, что люди, пока они не творят насилия, могут верить во что им будет угодно; у нас должна быть свобода вероисповедания. Но оккультный бизнес не имеет отношения к религии. Люди внешние по отношению к тому и другому склонны относить религию и экстрасенсорику в одну графу классификации – «взаимодействия со сверхъестественным», но это ошибка в категориях.

Экстрасенсы отлично могут быть атеистами и материалистами и говорить о том, что ясновидят при помощи каких-то еще неизвестных науке полей. Оккультизм даже охотнее мимикрирует под науку, чем под религию, хотя, конечно, не является ни тем, ни другим.

И ключевое отличие от религии назвать нетрудно – ни один священнослужитель не будет претендовать на способность манипулировать сверхъестественным по своей воле и в интересах своего клиента. А весь оккультный бизнес строится именно на претензии на такую манипуляцию – «сниму венец безбрачия, поставлю заговор на удачу в делах» и тому подобное. Ни один человек, знакомый как с религией, так и с оккультизмом, их не перепутает.

Иногда говорят, что тягу людей к «миру таинственного», когда «сердце млеет, гадалке внимая», нельзя искоренить запретами. Действительно, это невозможно. Но вполне возможно – и нужно – существенно сократить масштабы вреда.

Это как с другими социальными язвами – нельзя помешать людям спиваться, но можно ограничивать рекламу алкоголя. Нельзя помешать им становиться наркоманами, но можно пресекать действия наркоторговцев.

Заслуга Бориса Соболева в том, что он еще раз обратил наше внимание на то, что мы имеем дело не с какой-то безобидной глупостью – а с серьезной общественной язвой. С бизнесом, который работает на разрушение как отдельных человеческих судеб, так и общества в целом.

Оснований надеяться, что эта индустрия обмана как-то рассосется сама собой, нет – коммерчески она очень успешна и будет разрастаться, несмотря на все усилия по просвещению людей. И тут государство должно сделать очевидную вещь – запретить рекламу услуг, которые в действительности просто не могут быть оказаны. 

..............