У вегетарианского социализма пугающее разнообразие лиц

@ «Форма воды», TSG Entertainment

31 июля 2018, 11:08 Мнение

У вегетарианского социализма пугающее разнообразие лиц

Даже перемена пола, чтимая как священное завоевание свободного разума, по правде остаётся калечащей процедурой, делающей из психологически неблагополучного, но здорового человека относительно довольного инвалида.

Дометий Завольский Дометий Завольский

историк-архивист

По мере продвижения «первого мира» к Прекрасному Новому Миру обостряются противоречия, о которых недавно могли помыслить разве что большие поклонники Станислава Лема.

Великий польский пессимист не раз предупреждал, что психология и этика не могут быть неизменны там, где изощряются техническая и социальная инженерия. При этом до сюжетов о причудах модифицированных разумных существ нам по-прежнему далеко: даже перемена пола, чтимая прекрасными новомирцами как священное завоевание свободного разума, по правде остаётся калечащей процедурой, делающей из психологически неблагополучного, но здорового человека относительно довольного инвалида.

Однако, например, лемовский сюжет о злоключениях Ийона Тихого на планете Пинта актуален, как и шестьдесят лет назад.

Пинтийцы, как известно, всенародным почином одолели засуху, полностью обводнив планету, и мыкались по горло в воде, надеясь, что в будущем превратятся в совершенные водные формы жизни – бальдуров и бадубинов. При этом уровень воды постепенно поднимали по просьбам трудящихся, а политически неверные высказывания вроде «Сдохнуть от этого можно!» или провокационные вопросы о том, когда же свершится преображение в бальдуров, карались исправительными работами.

Когда читаешь известия о новациях североамериканской и западноевропейской политкорректности, волей-неволей ощущаешь, как неуклонно повышается уровень политкорректности на далёкой Пинте. Ощущаешь в виде не только мурашек, но и странного сознанья беззаконности своей.

Например, человеку, привыкшему, что хорошие, книжные дети ещё с позапрошлого века играют в индейцев, нелегко осмыслить, что игра в индейцев – это, оказывается, проявление расизма, резко осуждаемое прогрессивной американской общественностью. Равно как игра в индийцев, которые уж никак не могут считаться меньшинством по отношению к белым американцам и европейцам.

Этак выяснится, что нехорошо читать рэп, если ты не чёрный и не латинос – никакое это не преклонение перед культурой меньшинств, а совсем наоборот – культурная апроприация, присвоение чужого у стороны, и без того пострадавшей от белых беззаконий.

Положим, на улицах и раньше цветные могли потребовать от белого обосновать, что это он вырядился по чёрной моде. Но теперь это не уличная стайная нетерпимость, а напротив – университетская антитрампистская политкорректность.

Вроде бы мы с трудом, но привыкаем к обычным требованиям поборников политкорректности. Положим, им хочется, чтобы в фильмах (а то и в книгах) царило расовое разнообразие и на постылых белых приходилось бы достаточно «людей цвета». Положим, этого уже мало: нужно, чтобы присутствовали «люди гендера». Но теперь ещё оказывается, что поборники политкорректности осуждают Скарлетт Йоханссон за то, что взялась она за роль трансвеститки, будучи сама «цисгендером» (сиречь «обычной ориентации», если прибегнуть к нашему бесстыдному языку).

Что может быть политкорректнее, чем образ героя-инвалида, совершающего подвиги вопреки отсутствию конечности? Особенно если его играет цветной актёр. Тем не менее, даже полинезийское происхождение не спасает Дуэйна Джонсона от упрёков в апроприации ограниченных возможностей.

Осталось по-лемовски вообразить: нарвётся ли на осуждение актёр, который специально для роли располнеет?

Разумеется, показывать, что лишний вес является для персонажа проблемой, тоже стало неполиткорректным. До такой степени, что идейно заточенные зрители осуждают и требуют снять с показа ещё не вышедший на экран сериал «Ненасытная», увидав, что в трейлере героиня показана то полной, то постройневшей.

Создатели фильма тщетно объясняют, что само по себе похудание не принесло ей счастья: всё равно сюжет с похуданием – это fat-shaming. Но вот представим себе, что исполнитель роли располнел, чтобы сыграть в безукоризненно политкорректном фильме о боди-позитиве. Считать ли наращивание жировой ткани апроприацией?

Частных парадоксов можно изобрести немало, и наверняка многие из них воплотятся в жизни, если ещё не воплотились. Однако чтобы понимать, куда развивается явление, правильнее всего для начала разобраться, чем оно является. И вот тут весёлые шутники (и злые ругатели), наблюдающие за проказами политкорректности из менее поражённых ею стран, обычно спотыкаются. Во всяком случае, наши люди склонны отвечать на автомате, что это-де «либерализм».

Но позвольте! Либерализм – это «про свободу». Свобода может быть непродуманной, излишней, жестокой, разрушительной.

Например, главная и роковая беда предреволюционной России – крайняя, довольно расхристанная свобода при нехватке образования и культуры, наращивание которых роковым образом запоздало: одним не хватало навыков гигиены, труда, самоуправления, недоставало кругозора, инициативы, а другим – гражданского здравомыслия и ответственности.

А вот порядок, при котором радостно ходят по горло в воде и задают о бальдурах и бадубинах только политически грамотные вопросы, – это социализм.

Социализм – это не исключительно про собственность на средства производства. И не про систему социального обеспечения. А уж верить, что социализм – это когда все улыбаются и «джинсы в колхозах бесплатно дают», могут разве что люди, советского социализма не заставшие даже в детстве. Или с памятью, крепко отбитой дальнейшими социалистическими экспериментами.

Разумеется, социальное обеспечение, равный доступ к образованию, мобилизация ресурсов в условиях войны, стихийного бедствия или кризиса («тушёнку и патроны делим поровну») – это социалистические элементы общественного устройства. Но «социализм вообще» имеет столько же общего с социальным обеспечением, сколько «насилие вообще» – с армией и полицией.

Социализм – это не о равенстве и не о довольстве. И даже необязательно об огосударствлении: приватизация тоже является одним из видов социалистической политики. Вот что получится в итоге – это второй вопрос. Но «строительство капитализма» (вместо создания условий для его роста), скорее всего, обернётся социализмом, при котором тушёнки будет принципиально не поровну, а патроны будут распределяться с использованием рыночных механизмов.

Социализм – это система, делающая неестественное.

Неестественно, что государство огосударствляет всё большую часть народного хозяйства (термин этот не имеет никакого отношения к социализму). Но государство, если сочло это нужным – находит способ и забирает собственность себе. Неестественно, что государство выпускает собственность из своих рук – собственники обычно так не делают. Но государство сочло это нужным – и находит метод раздать свои богатства.

При этом роль социалистического регулятора вовсе не обязательно лежит на Политбюро и ЦК.

Правительством США контролируется мощнейший государственный сектор экономики, но культурной революцией в области политической корректности скорее движет периферия политического класса. Что не исключает, разумеется, вероятности изначального соцзаказа.

Коварство социалистической системы состоит не только в том, как трудно её развернуть, даже если она явно идёт не туда, но и в том, что в ней непросто разглядеть заказчиков и выгодополучателей. Усердие, овеществлённое в статуе Командора, добру и злу равно послушно и слишком опасно, чтобы, надеясь лишь на удачу, доверяться ему.

Отец (или уже, скорее, прадед) ростовского андеграунда, биофизик и поэт Борис Режабек сочинил такую эпиграмму:

Крокодил с человеческим лицом…
Паровоз с человеческим лицом…

Социализм с человеческим лицом…
Да приснится же такое!

Как видим, даже у вегетарианского социализма пугающее разнообразие лиц. Дай Бог, чтобы нам не пришлось перезнакомиться с ними всеми.

..............