Люди с «ядерным реактором»

@ из личного архива

6 сентября 2017, 10:10 Мнение

Люди с «ядерным реактором»

В массовой аудитории все равно подспудно есть эта коллективная мысль, что у нас «сырьевая страна» и ничего, кроме сырья, мы миру сейчас дать не можем. Не только миру, но и себе самим. Да и народ что-то какой-то «не тот».

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

Слова Владимира Путина, сказанные им на «Открытом уроке» в Ярославле, уже и прочитали, и неоднократно процитировали, но, пожалуй, к этой теме стоит вернуться еще раз. Особенно в аспекте устремлений в будущее (а урок этот так и назывался – «Россия, устремленная в будущее») и развития технологий в условиях жесткой конкуренции.

Собственно, все эти встречи президента с молодежью, будь то Ярославль или Крымский всероссийский форум «Таврида», они как раз про конкуренцию и возможность полноценно развиваться стране в дальнейшем.

И потому разговор о новых технологиях начинается с «новых людей». Путин, помнится, в прошлом, что ли, послании к Федеральному собранию говорил о том, что главный капитал России – это человеческий капитал. В Ярославле он, по сути, повторил эту мысль словами о нашем внутреннем «ядерном реакторе».

Впрочем, в массовой аудитории все равно подспудно есть эта коллективная мысль, что у нас «сырьевая страна» и ничего, кроме сырья, мы миру сейчас дать не можем. Не только миру, но и себе самим.

Да и народ что-то какой-то «не тот». Ну и вишенкой на торт – вечный плач о том, как «гробят наше образование». Что характерно, образование у нас «гробят» уже несколько лет, но оно какое-то поразительно живучее.

Как минимум

абитуриенты, которые приходили поступать в вузы этим летом, не показали каких-то «кошмаров» школьного образования.

Более того, не показывают они этих кошмаров и все последние несколько лет. Став студентами и закончив бакалавриат, все больше этих молодых людей стремится в магистратуру. Даже если магистратура эта не бюджетная, а платная.

Все же определенный дефицит бюджетных мест в рамках этого образования есть. Но здесь важно само это устремление – учиться дальше и стать лучшим специалистом, нежели по окончании четырехлетнего обучения.

Здесь, конечно, снова найдутся критики, которые скажут, что все это «мода на высшее образование», а вернее, на красивые дипломные корочки. Но в том и дело, что очень часто – нет. Люди действительно идут за знаниями, чтобы в полной мере реализовать себя в выбранной профессии.

Кстати, на том же ярославском «Открытом уроке» Путин отметил, что «контракты с выпускниками школ уже заключаются». Речь шла, видимо, о так называемом целевом образовании. Это форма обучения, которая сейчас становится популярной. Предприятие или иное учреждение заключает договор с будущим студентом, чтобы тот, отучившись в вузе, отработал несколько лет именно на этом предприятии.

Впрочем, и окончивших вузы все чаще теперь ждут представители фирм и предприятий с крайне схожими договорами. В России все же пошел процесс «хедхантинга» молодых специалистов.

А это значит, что молодые специалисты есть, есть для них работа, и, в общем-то, Путин сказал о реальном положении дел, а не высказал некие теоретические пожелания. Ну, просто если бы у нас не было толковых специалистов и не было в них потребности, то тут можно было бы сколько угодно рассказывать о «блестящих перспективах», а процессы бы не шли.

Интересно, кстати, и то, какие приоритетные проекты и направления были представлены на этом «Открытом уроке». А это направления крайне неожиданные для привыкших к тому, что мы «сырьевая экономика».

Про них на открытом уроке сказал и президент:

«На экранах были представлены, я сейчас не буду повторяться, они очень интересные, современные, перспективные направления.

Это и космос, и новая энергетика, транспорт, биология, когнитивные науки. Это синергия различных направлений знаний, технологий, которые дают максимальный эффект, природоподобные технологии и так далее, медицина, образование, кстати говоря. Нужно выбрать себе путь».

В общем-то, сам факт, что эти направления, а в их числе и «дальний космос», и цифровые разработки, – это все то, что не укладывается в концепцию «страны-бензоколонки», зато очень хорошо вписывается в образ России, у которой есть будущее.

Будущее, которое уже сейчас планируется на десятилетия вперед. И, к счастью, есть те, кто будет это будущее создавать своими руками, ну и создает его уже сейчас.

В этом отношении Путин, который говорит об этом будущем, о развитии технологий, о развитии «систем эффективного управления в условиях конкуренции», а параллельно обновляет политические элиты страны, давая возможность относительно молодым политикам и менеджерам принять участие в реальном управлении социальными и политическими процессами, снова встает над актуальной, «тактической» политической повесткой. Над избирательными циклами, если хотите.

Президент строит планы в рамках глобальной перспективы для всей страны вне зависимости от того, какие конкретные люди будут у власти в ближайшие годы.

Слова Путина о том, что «у нас есть такая избитая фраза: это мы сделали не хуже, чем где-то в другом месте. Мы лучше должны делать всегда именно в силу тех обстоятельств, о которых я только что сказал», в общем-то, тоже в некоторой части российского общества были встречены со скепсисом.

Но, послушайте, слова Путина о развитии России, о том, что мы будем жить как суверенное государство, о выстраивании системы власти, о создании многополярного мира и о прочих прорывах также всегда встречались критически. Во все это на каждом этапе новейшей истории России верилось с трудом. Однако же – вот они, результаты.

Думается, глава государства и сейчас, выступая в роли этакого «реалистичного футуролога», говорит о том будущем, которое уже через несколько лет станет для нас всех данностью. И это станет поводом к тому, чтобы развивать российские технологии и отрасли науки еще дальше.

Но стоит вернуться к самому главному, к людям, потому что главный российский капитал – человеческий. И, судя по участникам «Открытого урока», да и иных молодежных мероприятий, в стране есть талантливые молодые люди, люди с «ядерным реактором».

..............