Среди новостных сообщений о небывалом урагане, обрушившемся на столицу, была и такая: полиция не смогла уговорить верующих, стоявших в очереди к мощам святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя, уйти с набережной хотя бы на время.
Людей, приходящих к православным святыням, больше, чем участников почти всех крупных политических манифестаций за 30 лет
Ни один человек не пострадал, но комментарии к этому сообщению можно встретить в самом широком спектре: от умиления тех, кто увидел в этом особый символизм, через критику в адрес ненадлежащей работы полиции и МЧС – до откровенного глумления над «религиозным фанатизмом» верующих.
Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых, если не самый почитаемый святой в нашей стране и вообще в Русском мире. Почитание Николы-угодника можно проследить на Руси практически с момента Крещения. С тех же времен идут продолжающиеся и по сей день истории о чудесах святителя Николая. Так же, как у нас, Николая почитают, пожалуй, только в Италии.
И когда незадолго до первого крестового похода итальянцы из апулийского города Бари украли из города Миры, где когда-то служил епископом святитель Николай, его хранившиеся там мощи, они объясняли это тем, что спасли великую святыню от «осквернения погаными турками». Спустя несколько лет, уже во время крестового похода, еще одну часть мощей, остававшихся в Мирах, украли венецианцы. И, разумеется, объясняли свои действия точно так же, как и барийцы.
С тех пор большая часть мощей святого хранится в Никольском соборе в Бари, а меньшая – в Никольском храме на острове Лидо в Венеции.
Несмотря на то, что похищение мощей было очевидным бесчинством, не говоря уже о том, что католики уже тогда находились в расколе с православной церковью, наши благочестивые предки сочли, что такие события не могли случиться без Божьего промысла. И уже в XII веке на Руси 9 мая по старому стилю празднуется так называемое Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Это так называемый Никола летний.
Почему у нас издревле празднуется «перенесение в Бари», а «перенесение в Лидо» – нет, сейчас уже не установишь.
Однако, вопреки нашей «праздничной традиции», политика барийцев была чрезвычайно недружелюбной к нашей церкви, а венецианцы, имеющие с момента основания своего города глубокие связи с Византией, относились к нам гораздо более дружески. В частности, все частицы мощей святого, находящиеся у нас в стране, происходят из Венеции. И православные храмы существуют в Венеции сильно больше тысячи лет.
(фото: Евгения Новоженина/РИА «Новости»)
|
В Бари же традиция православного богослужения на мощах чудотворца насчитывает всего несколько десятилетий. Поэтому разрешение барийского епископа на временное перенесение частицы мощей святителя Николая в Москву и Санкт-Петербург является совершенно уникальным событием.
Договоренность о визите святыни в нашу страну была достигнута во время недавней встречи нашего патриарха и римского папы в Гаване. И хотя, как я уже говорил, частицы мощей великого святого в России есть, это не делает нынешний визит мощей святителя менее значимым.
Вообще после прекращения гонений на религию в нашей стране в конце 80-х годов нас посетили очень многие великие православные святыни.
В Россию приезжали и чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, и частицы мощей Иоанна Предтечи и Спиридона Тримифунтского. А недавно, как все помнят, у нас побывали Пояс Пресвятой Богородицы и Дары волхвов.
Каждый раз это сопровождалось огромными очередями православных паломников со всех концов страны.
Например, мощам святителя Спиридона поклонилось около семи миллионов человек. И сейчас, как показывают соцопросы, желание поклониться мощам святителя Николая, если бы представилась такая возможность, высказали почти 80 процентов опрошенных. Конечно, реально к мощам Николы-угодника придут гораздо меньше паломников. Но отношение нашего народа к православным святыням опросы показывают весьма четко.
В любом случае людей, приходящих к православным святыням, гораздо больше, чем участников почти всех крупных политических манифестаций за те же 30 лет. Сравниться с их количеством смогут разве что митинги «демократов» последних лет Советского Союза. Уже коммунистические и патриотические митинги начала 90-х измерялись не миллионами, а сотнями тысяч участников. О «Болотной» и всем таком прочем здесь и говорить нечего.
Таким образом, позиция «православного большинства» за прошедшие три десятилетия не изменилась. А вот во взглядах на массовые паломничества к святыням у представителей «демократического меньшинства» наблюдаются очень серьезные изменения.
Если первые 20 лет наши «демократы» либо старались их не замечать, или даже высказывались о них более-менее положительно, то вот уже лет 10 как любой визит известной православной реликвии в Москву вызывает у них натуральное бешенство.
Как и принято у этой замечательной субкультуры, переход от моды на высказывания типа «эта дорога не ведет к храму» или «нам же даны заповеди «не убий» и «не укради» к высказываниям, содержащим жесточайшую антиклерикальную и антихристианскую пропаганду, произошел совершенно неожиданно. Но при этом, как при каждой такой смене моды, демократы ведут себя так, как будто придерживались антиклерикальных и антихристианских взглядов многие десятилетия.
Конечно, события, вызвавшие такой «триггерный эффект», наличествовали.
Это, во-первых, известный скандал с «пуськами», а во-вторых – высказывания патриарха Кирилла, в которых он призывал верующих голосовать за Путина. Однако несоразмерность поводов и эффектов совершенно очевидна. Тем более что во всех этих беснованиях речь давно идет уже не о названных поводах, а о христианстве как таковом.
Потому что даже если ты сто раз не поддерживаешь патриарха в его отношении к Путину и считаешь глубоко неправильной реакцию церковных спикеров на выходку с «панк-молебном», отсюда никак не следует, что ты должен возмущаться и глумиться при каждом информационном поводе, дающем основание заговорить о православных традициях.
Бездны «благородного негодования» и «ненавязчивого детского юмора», которые можно было увидеть в соцсетях при малейшем упоминании слова «мощи», политическими разногласиями никак не объяснишь.
Так что я все же склоняюсь к традиционному православному объяснению: «где святыня – там и бесы». Просто раньше публично озвучивать свое беснование считалось в этой среде «несколько неприличным», а сейчас, с очередной сменой «генеральной линии партии», все приличия наконец-то можно отбросить.
Стоит отметить, что на этот раз «демократы» бесновались вместе с «коммунистами».
Такого количества вульгарного атеизма в духе Емельяна Ярославского мне давно не приходилось наблюдать. Это особенно комично на фоне многолетней позиции КПРФ, согласно которой члены партии могут быть верующими. И эта позиция КПРФ мне лично кажется очень разумной, поскольку наше «православное большинство», как правило, привержено идее социальной справедливости.
На этом фоне участие «лиц левых взглядов» в антиклерикальном бесновании объясняется не столько их политическими убеждениями, сколько личными психологическими комплексами.
Впрочем, беснуются на святыню отнюдь не только рукопожатные господа с прекрасными лицами и борцы за восстановление советской власти. Православные тоже приняли участие в этом «празднике».
Стоило патриарху произнести дежурно вежливые слова благодарности католикам за то, что они дали разрешение на перенос мощей святителя Николая в Россию, и закончить эту дипломатическую речь столь же дежурно вежливыми словами о том, что «мы будем молиться за то, чтобы раскол между нами когда-нибудь прекратился», как наших «ревнителей» понесло ничуть не хуже антиклерикалов: «Этот Гундяев призывает к воссоединению с еретиками!» и т. д. и т. п.
И это тоже весьма странно.
Ведь, в отличие от греков, у которых давние счеты с католиками, в нашей церкви всегда было сильно течение, которое считало, что католики не еретики, а раскольники, и что «стена между нами не достигает до небес». Достаточно вспомнить таких известных русских святых, как Филарет Московский или Николай Японский.Да и сегодня старец Илий (Ноздрин) постоянно говорит, что экзорцизм не является привилегией православных. Поскольку бесов изгоняют именем Христовым, а Христа Сыном Божиим считают отнюдь не только православные. Но и католики, и даже большая часть протестантов.
Жалко только, что изгнание бесов из наших антиклерикалов и ревнителей – исключительно сложная задача. Ведь экзорцизм возможен, только когда сами одержимые его желают.
И наконец, в заключение, еще одна мысль.
Когда я наблюдал очередь в храм Христа Спасителя к Поясу Богородицы, мне почему-то показалось, что такое явление святыни происходит перед каким-то потрясением. К моему сожалению, я тогда не ошибся.
Вскоре началась «Болотная». Впрочем, потрясения, наступившие после визита к нам Даров волхвов, были гораздо более радостные. Мы воссоединились с Крымом. Но, так или иначе, полагаю, и после нынешнего визита в наши столицы мощей святителя Николая тоже возможны какие-то изменения. Хотелось бы, чтобы радостные.
ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?
|