Случай блогера Лапшина, выданного Азербайджану из Минска, принципиальным образом отличается от всей предыдущей практики в этом вопросе.
#{smallinfographicright=328927}На постсоветском пространстве создан прецедент, когда какая-то страна может осудить и наказать гражданина другой страны за нарушение собственного законодательства, касающегося спорных территорий, и своего спорного видения территориального вопроса.
При этом права самой этой страны на данную территорию могут быть не очевидны, ограничены, ее законы – де-факто на нее не распространяться, а исход решения территориального вопроса в пользу этой страны очень сомнителен.
Данная страна может добиваться выдачи граждан иных стран, нарушивших свое законодательство в этом вопросе, из третьих государств, получить их (в противоречии с правилами Интерпола об отказе от выдачи людей, преследуемых по политическим мотивам!) и даже наказать.
Ничего подобного ранее не наблюдалось. Это очень опасный прецедент, как минимум для постсоветского пространства, а вообще и для всего мира.
Если этот случай сойдет его организаторам с рук, то теперь разные государства могут начать преследовать десятки и сотни тысяч российских граждан по миру на основании запросов Интерполу по посещению ими серых зон, типа непризнанных государств или оспариваемых территорий, и выдавать иным странам, претендующим на принадлежность этих территорий себе.
И не надо считать, что дело ограничивается лишь Нагорным Карабахом. С таким же успехом выдачи российских граждан могут начать требовать Латвия – за посещение Пыталовского района, Япония – за посещение Курил, Украина – Крыма, или Грузия – за посещение Абхазии и Южной Осетии.
Настолько же неприемлем данный подход и для Израиля, выдачи граждан которого многочисленные арабские страны могут начать требовать от третьих стран за посещение Западного берега реки Иордан.
И, в принципе, для всех иных стран мира, граждане которых посещают территории, на которые у кого-то имеются претензии, причем неважно, какой степени обоснованности.
Данный случай не должен остаться без последствий.
Если Баку, по грузинскому варианту, очень быстро осудит Лапшина, очень быстро выдаст его (неважно кому), будет с ним обращаться достойно и уважительно и как в страшном сне больше не будет пытаться повторить подобное, то, на мой взгляд, в этом вопросе может остаться лишь неприятный осадок, либо реакция России должна быть не очень жесткой.
Если же Лапшин станет вторым Уелдановым, сидящим в азербайджанской тюрьме более полугода (по другому обвинению), то Россия должна ответить жесткими репрессивными мерами, которые обессмыслят повторение подобного для Баку в будущем. В частности – очень существенным изменением статус-кво в Нагорном Карабахе в пользу Армении.
Думается, нечто подобное сделает и Израиль, для которого случившееся настолько же неприемлемо, со стороны которого Азербайджан настолько же уязвим и который является страной, очень требовательной к подобным случаям, известной тем, что несколько лет назад она начала с арабами целую войну за освобождение одного своего военнослужащего – капрала Гилала Шалита.
Ответ Лукашенко – это отдельная история, которая тоже заслуживает адекватной реакции, но в первую очередь прецедент Лапшина касается именно наших отношений с Азербайджаном.