Взгляд
18 июля, среда  |  Последнее обновление — 23:20  |  vz.ru
Разделы

Мужчина, испытывающий интерес к женщине, – это прежде всего нормально

Андрей Бабицкий, журналист
Попытка продвигать идею гендера как социального конструкта имеет в виду поднять человека до уровня Бога, способного своей волей и прихотью отрясти прах биологической связанности со своих ног. Эта дорога ведет очень далеко. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Термин «Дальний Восток» изжил себя?

Василий Авченко, писатель и журналист
Дело, конечно, не только в вывеске. Куда важнее содержание восточной политики России. Но слова тоже имеют значение. Скажем, жители Верхней Вольты, решив с понедельника жить по-новому, первым делом переименовались в Буркина-Фасо – «страну достойных людей». Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Почему «новые красные» ненавидят Николая II больше, чем Гитлера

Дометий Завольский, историк-архивист
Люди, создающие теории об историческом возмездии «немцам Романовым», более суеверны, чем те, кто понимает: 17 июля 1918 года был поставлен крест на варианте истории, где Россия на глазах становилась европейским лидером ХХ века. Подробности...
Обсуждение: 274 комментария

    Президенты России и США встретились в Хельсинки

    Владимир Путин и Дональд Трамп начали свой исторический тет-а-тет в финской столице с «серьезного» рукопожатия. Тем не менее один из английских журналистов разглядел, как Трамп подмигнул Путину во время открытой для журналистов встречи. Беседа тет-а-тет продолжалась 2 часа 10 минут
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Во Франции после победы на ЧМ-2018 произошли погромы

    Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу, обыграв в «Лужниках» Хорватию со счетом 4:2. Эйфелеву башню подсветили в национальные цвета, а болельщики в Париже встретили победу своей сборной бурным ликованием, перерастающим в беспорядки
    Подробности...

    Колонна ретроавтомобилей прошла по Крымскому мосту

    Стартовавшая из Москвы колонна участников первого крымского фестиваля автомобилей «Мост» добралась до Крымского моста. В пробеге участвуют классические и культовые автомобили. Поводом для пробега стал 180-летний юбилей Ялты, которая и станет финальной точкой маршрута
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Белый дом опроверг заявление Трампа об отношениях России и США

        Главная тема


        Итоги чемпионата подталкивают Россию пересматривать визовую политику

        «напряжена и зажата»


        Психолог объяснил испуг жены Трампа после рукопожатия с Путиным

        «Если разобраться»


        В Киеве считают, что газовая отрасль России создана украинцами

        армия и вооружения


        Новейшую испанскую подлодку преследует череда неудач

        «настоящие нацисты»


        Симоньян - немецкому журналисту: Попробуйте заменить слово «русские» на «евреи»

        флакон духов


        Стали известны подробности отравления женщины в Эймсбери

        Гиперзвуковая ракета


        Названо главное преимущество комплекса «Кинжал»

        «там невозможно жить»


        Олимпийский чемпион СССР заявил о «геноциде украинского народа»

        100 лет назад


        Как убивали семью последнего российского императора

        «провокация Кей-Джи-Би»


        Ирина Алкснис: На финишной прямой чемпионата Кремль нанес удар, которого никто не мог ожидать

        «хрен да душа»


        Андрей Бабицкий: Латышский писатель сообщил, что «русские» это вовсе не национальность

        «борьба с сексизмом»


        Лев Пирогов: Хочется взглянуть на проблему равноправия полов с научной точки зрения

        на ваш взгляд


        Глава ВЭБ Игорь Шувалов допускает, что человек может быть счастливым и в маленькой квартире. Насколько зависит уровень вашего счастья от размера вашей жилплощади?


        «Спящие» еще принесут Юрию Быкову немало сюрпризов

        Алексей Колобродов, генеральный директор медиагруппы «Общественное мнение»
           16 октября 2017, 19:15
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Режиссер Юрий Быков сломал законы самого популярного ныне жанра – публичного скандала вокруг вечной и модной темы «С кем вы, мастера культуры?».

        Канон предполагает, что поначалу спорное произведение коллективно просматривается, покадрово развинчивается, затем широко рецензируется (в диапазоне от «Фейсбука» до глянца через непременное «Эхо Москвы»).

        И параллельно выясняется, что у просвистываемого до дыр статусной критикой фильма/текста/альбома и пр. вдруг находится множество адептов среди, по Булгакову, «зрительской массы», а народные эксперты оценивают явление подчас куда глубже и компетентнее.

        Пока на виртуальных худсоветах кипят мнения и страсти, побуждая чуть ли не к рукопашной, сам художник должен быть отстранен, недоступен для комментариев, кроме непременных «что я хотел сказать, то и сказал», «всем спасибо» и «жизнь прожить – не поле перейти».

        Впрочем, по нынешним спринтерским временам подобный долго описываемый процесс, от зачина до пересыхания русла, занимает обычно неделю. Максимум две.

        «Спящие», надо думать, как в свое время и «Дурак», еще принесут Юрию Быкову немало сюрпризов (фото: ООО «Арт Пикчерс Вижн»)
        Игра в прототипы демонстративно и до нахальства прозрачна (фото: ООО «Арт Пикчерс Вижн»)

        Первый канал выпустил в эфир телесериал «Спящие», снятый Быковым по сценарию Сергея Минаева, посвященный противостоянию российских и американских спецслужб: «бондиана» онлайн; сюжет стартует в Ливии мая 2013 года, мотивы Болотной и Майдана повсеместны, контекст абсолютно узнаваем, игра в прототипы демонстративно и до нахальства прозрачна.

        Посмотреть его успели далеко не все, статусные говорящие головы только прокашлялись, чтобы всласть обличить агитку (хотя сообщается, явно для возгонки, о «множестве критических отзывов и обвинений в пропаганде»).

        Словом, хайп только начинал разгораться, обещая немало реактивного гула и неопрятных само- и просто разоблачений…

        И тут Юрий Быков, посредством сообщества «ВКонтакте», ему посвященного, публикует «обращение к зрителям», где просит прощения за то, что недопустимо рано его, «слабого, сомневающегося человека», приняли за некий «ориентир». (Надо полагать – моральный.)

        Далее режиссер констатирует, будто «от него отвернулись лучшие умы страны». Звучит довольно туманно, но затем следует пассаж вполне конкретный:

        «Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, – цель похвальная, но напрочь архаичная.

        Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране».

        Дальше – больше и серьезнее:

        «Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придется уйти надолго в тень, и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить.

        Прошу вас понять меня правильно. Картина «Завод» (поскольку это проект начатый и есть деловые обязательства) будет доделана, но, вероятно, это будет моя последняя картина. Я, как говорится, все просрал из-за собственной глупости и трусости. Мои искренние соболезнования всем поклонникам предыдущих картин».

        Объявление себя «ориентиром», пусть и на подобном покаянном градусе, могло показаться недопустимым самовосхвалением и проявлением гордыни, однако основания, и серьезные, оценивать себя подобным образом у Юрия Быкова имеются.

        Еще в начале 2015 года, после выхода быковского «Дурака», я писал о том, что в России создаются две партии – партия «Левиафана» и партия «Дурака», и процесс этот тем ценнее, что партстроительство запущено не сверху, волей властных политехнологов, а снизу, в самом народе, пусть и посредством современных коммуникаций.

        От «Левиафана», как мы помним, были без ума в основном либералы-западники, в то время как «Дурак», даром что обличал все те же расейские провинциальные власти, произвол и паскудства, приобрел значительный круг поклонников за счет патриотов-государственников.

        Троеперстие «Левиафана» и двоеперстие «Дурака» стали очередной и вполне себе уважительной причиной для раскола.

        Не думаю, что народный успех «Дурака» бесповоротно вскружил Быкову голову. Скорее, осознав, насколько своевременно и прицельно выстрелил его фильм, Быков, с известным напрягом, вынужден был принять кредит морального доверия.

        Теперь, собственно, о самом письме. Мнения разделились: одни сочли обращение Юрия пародией и стебом – не слишком тонким, грубоватым даже, разом профилактирующим все разразившееся и потенциальное либеральное обличительство «Спящих».

        Дескать, предвосхитил, превысил, воспроизвел известный стиль, смысл и пафос и снял все вопросы. (Ну ведь и впрямь, нельзя же всерьез воспринять обороты типа «прогрессивное поколение», тем паче «лучшие умы», не говоря о «моих преступлениях». «Эта страна» – тоже не быковский лексикон.)

        Да и стилистика слишком восходит к известным, заманчивым для пародирования образцам, от покаянных самоинвектив Иоанна Грозного до обращений провинившихся совписов в грозные инстанции (почти всегда содержавших «фигу в кармане»; забавно, что один из рецензентов «Спящих», Анастасия Миронова, ищет Юрию Быкову назойливую параллель в лице Александра Фадеева).       

        Собственно, и набор «лучших умов», успевших высказаться о сериале (и главным образом о Быкове), провоцирует воспринять обращение как стеб – качество сих кукрыниксов общеизвестно… Радиоведущая Ксения Ларина, ее гость на «Эхе» Николай Сванидзе (пропагандисты гвоздят контрпропагандистов – что может быть очевиднее?), обозревательница «Газеты.ру», упомянутая Анастасия Миронова.

        На последней остановлюсь чуть подробнее – ее рецензия «Спящие» вместо апрельских тезисов» весьма показательна и релевантна. Г-жа Миронова судит Быкова не по законам какого-либо художественного жанра и, не дай Господь, правилам, им самим над собой установленным, но исключительно исходя из циркуляров либеральной жандармерии.

        Отсюда «нерукопожатность» как магистральный символ, нарастающая истерика как метод, владение историческим материалом на перестроечном уровне как инструмент и проблемы с русским языком как свойство…

        Забавней всего – непонятно на чем основанная твердая установка пасти творческие народы.

        Другое дело, что в истерику Анастасия, как следует из ее прежних текстов, умело впадает по любому поводу, которым могут стать и сквозняки, и советское детство, а уж предстоящие выборы и Быков – по определению.

        В ее творческую манеру органично входят фразы типа «То начатый роман по заказу Сталина «Черная металлургия» стал вдруг не нужен». Кто больше нужен самой Мироновой – хороший психотерапевт или хороший редактор, я сказать затрудняюсь. 

        И, кстати, прогрессивные мнения относительно «Спящих» тоже весьма неоднозначны – обозреватель «Медузы» Егор Москвитин справедливо помещает сериал Сергея Минаева – Юрия Быкова – Федора Бондарчука (продюсер «Спящих») в наиболее адекватный ряд – западных шпионских и не менее пропагандистских аналогов (голливудские «Служба новостей» и «Американская история ужасов», скандинавская «Оккупация»).

        И даже находит в «Спящих» групповые политические выгоды:

        «Сериал из-за его агрессивной тематики хочется досмотреть до конца; обижаться на него так же странно, как, например, возражать против показа карикатурной «Смерти Сталина» в России.

        К тому же «Спящие» устанавливают рекорд по присутствию оппозиционной повестки в прайм-тайме федерального канала. Здесь только и делают, что говорят про «распил, который крышуется на самом верхнем уровне» и тому подобное.

        И хотя соответствующие реплики вложены в уста неприятных и истеричных персонажей, слова все равно остаются словами. Так что этот дикий сериал  и сам в каком-то смысле «спящий агент», который работает на всех и сразу».

        Тем не менее изрядная часть обсуждающих быковское покаяние товарищей полагают: покаяние серьезное, искреннее и, похоже, вполне на разрыв аорты. Вторая часть письма – весомое свидетельство в пользу подобной констатации (хотя бы потому, что фразами вроде «я все просрал» пародии не иллюстрируют).

        Что ж, в этом случае я могу предположить, и тоже на полном серьезе:

        подоплека покаяния Юрия Быкова содержится в знакомой, увы, коллизии – снимает он для масс, условных «ватников», и по самоощущению к ним близок, а нравиться желает либералам, «лучшим умам».

        И тут необходимо учитывать принципиальный аспект «денег на искусство». Если не административное, то хозяйственное руководство кинематографом по-прежнему осуществляет публика определенного направления.

        Однако был ли у Быкова чисто стратегический расчет – в наших условиях статусом большого художника со всеми вытекающими бонусами способна наделить известная тусовка – не знаю, не уверен. Насколько я представляю Юрия, тут скорее не практические соображения, а внутренние его экзистенции и рефлексии – объяснению которых, строго говоря, челобитная и посвящена.

        Случай-то, надо сказать, отнюдь не частный – скажем, большинство отечественных рокеров в этой коллизии безошибочно выбирали тусовку, хотя бы потому, что знали – добрый народ всегда простит и примет.

        А самый выдающийся пример подобной тенденции – Владимир Высоцкий. Кумир миллионов, один из главных героев огромной страны, уверенный, по свидетельству Оксаны Афанасьевой, в своем высоком социальном статусе, в последние годы жутко страдал даже не по причине отсутствия официального признания, но от охлаждения отношений (были и прямые разрывы) с кругом, к которому принадлежал.

        Братская коммуна Большого Каретного, артисты и «друзья» Таганки, поэты-шестидесятники, диссида… Симпатии маленькой группки интеллигентов (чья оголтелость в адрес Высоцкого диктовалась элементарной завистью) в каких-то ситуациях ему казались предпочтительней народного признания.

        Отсюда его рефлексии, вечная провокация конфликта между поэтом и обществом, которого в случае ВВ, казалось бы, существовать не могло. Обращения к «психопатам и кликушам» звучат вполне фальшиво, а стихи про «Черного человека в костюме сером» спасает этот универсальный есенинский Черный Человек – «подлое мое второе я».

        Недоброжелателей своих Высоцкий знал в лицо, и, посылая безадресные ругательства в массу, как будто заговаривал ближний враждебный круг, не теряя надежды нравиться и возобновить дружество…

        Похоже, не правда ли?

        И здесь придется сказать дидактические, но необходимые банальности. Желание нравится – более чем понятно в творце, пусть даже он предпочитает не «зрительскую массу», а поклонников, умеющих говорить комплименты и красиво ухаживать с букетами. Тут у всех своя свадьба.

        Рефлексии, сомнения, самоедство и комплексы художника абсолютно естественны – и, сколь бы ни были скандальны и публичны, изначально противоположны гордыне и пиару. Мильон терзаний способен добавить нечто нашему восприятию существующих произведений, но ничего от них не убавит: «Майор», «Дурак», «Метод», «Спящие» состоялись и остаются с нами.

        «Спящие», надо думать, как в свое время и «Дурак», еще принесут Юрию Быкову немало сюрпризов в духе «ваш роман прочитали».

        Не случайно фраза другого художника, тоже крепко склонного к рефлексиям – «Я обиделся и ушел. Вернее, остался» – звучит для нас вовсе не стебом и абсурдом, вызывает не хмыканье и кривые усмешки, но добрую улыбку и глубокое понимание.     


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Мужчина, испытывающий интерес к женщине, – это прежде всего нормально

        Андрей Бабицкий, журналист
        Попытка продвигать идею гендера как социального конструкта имеет в виду поднять человека до уровня Бога, способного своей волей и прихотью отрясти прах биологической связанности со своих ног. Эта дорога ведет очень далеко. Подробности...

        Термин «Дальний Восток» изжил себя?

        Василий Авченко, писатель и журналист
        Дело, конечно, не только в вывеске. Куда важнее содержание восточной политики России. Но слова тоже имеют значение. Скажем, жители Верхней Вольты, решив с понедельника жить по-новому, первым делом переименовались в Буркина-Фасо – «страну достойных людей». Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Почему «новые красные» ненавидят Николая II больше, чем Гитлера

        Дометий Завольский, историк-архивист
        Люди, создающие теории об историческом возмездии «немцам Романовым», более суеверны, чем те, кто понимает: 17 июля 1918 года был поставлен крест на варианте истории, где Россия на глазах становилась европейским лидером ХХ века. Подробности...
        Обсуждение: 217 комментариев

        Ядерное оружие – наш единственный друг

        Эдуард Лимонов, писатель, непримиримый оппозиционер
        Подумал с утра пораньше в связи со встречей в Хельсинки. Представьте себе, что Россия перестала соотносить себя с Западом, реагировать на его замечания. Что живем себе, на них не обращая внимания. И что, нам станет хуже? Подробности...
        Обсуждение: 42 комментария

        Кто такая новая любовь русского народа

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Насколько надо замордовать русский народ женскими образами в политике – от Поклонской через Яровую к Петренко с Орловой, если блестящая, но абсолютно прагматичная Колинда выглядит как божественный посланец на нашу грешную. Подробности...
        Обсуждение: 26 комментариев

        В Хельсинки состоялось торжество обволакивающей силы Путина

        Эдуард Биров, журналист
        Вишенкой на торте пресс-конференции стал момент, когда Владимир Путин фактически сформулировал за Трампа его позицию по Крыму, а Трамп согласно кивнул. Так что это было? Почему Трамп согласился с ролью второго номера на саммите? Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Николай II всё больше становится анти-Сталиным

        Егор Холмогоров, Публицист
        Екатеринбургская трагедия 1918 года имеет множество прочтений. Без осознания того факта, что цареубийство практически уничтожило основы государственного суверенитета России, мы не поймем, что нам следует исправить в сегодняшней жизни. Подробности...
        Обсуждение: 409 комментариев

        Зонт Путина и люди с совестью крокодила

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Картинка получилась такая: промокший гарант под зонтом и все остальные промокшие, но пока без зонта. Мокрые, но благодарные футболисты обнимались с президентами. Нештатная ситуация, которая длилась целых три минуты, может быть рассмотрена совершенно с противоположных точек зрения. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Чемпионат по футболу пошатнул царство либерализма

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Больше миллиона иностранцев, побывавших в стране, трудно объявить подкупленными. Поэтому чаще пишут о другом: да, праздник удался, но это ненадолго. Иногда сообщения либеральных СМИ вообще напоминают анекдоты брежневских времен. Подробности...
        Обсуждение: 19 комментариев

        Тревога коллективного Запада крайне показательна

        Наталия Янкова, публицист (Германия)
        Все турне президента США выглядит крайне забавно – и вовсе не потому, что многие представляют Трампа клоуном. В роли клоунов оказались другие. Невольно даже сама королева Елизавета II. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............