Сильная наука равнозначна высокому качеству жизни. Этот тезис понятен в развитых странах, но у нас он пока почти не находит отклика в головах людей. А тем временем именно наука способна сформировать тот уровень жизни, за которым в последние четверть века принято уезжать в Европу и США.
Мы сегодня много говорим о необходимости реформ в этой сфере. Однако полагать, что можно обойтись только материальными вливаниями и изменением организационной структуры, – большое заблуждение. Одна из причин того, в каком состоянии сегодня пребывает наша научная отрасль, – равнодушие к ней общества и, как следствие, отсутствие интереса бизнеса.
Несколько цифр в подтверждение: доля инновационной продукции в России – 8–9%, а в странах, лидирующих технологически, – около 15%; доля России в мировом экспорте высокотехнологичных товаров – 0,4%.
А почему это равнодушие существует? Потому что люди не видят вышеупомянутой связи – науки с качеством жизни. Давайте разберемся.
Как мы знаем, качество жизни складывается из трех основных блоков. Первый – наше здоровье: лечение, профилактика, диагностика тяжелых заболеваний на ранней стадии.
И здесь именно наука формирует компетенции и условия: квалифицированные врачи, высокоточное диагностическое оборудование, грамотно спроектированные клиники, максимально эффективные с минимальными побочными эффектами лекарственные препараты. Та же онкология (в структуре смертности в России занимает второе место), выявленная на ранней стадии, дает пациенту все шансы на полное выздоровление.
Второй блок, формирующий достойную жизнь, – личная и социальная безопасность каждого из нас. К ней относятся экономическая стабильность, гарантированные рабочие места, правопорядок, высокий культурный уровень общества.
(фото:Battelle, R&D Magazine, International Monetary Fund, World Bank, CIA Fact Book)
|
Если мы задумаемся, то увидим «след» науки в каждой из этих позиций, даже в формировании правопорядка: как известно, наука разрабатывает массу технологий для сферы безопасности – централизованные системы, которые позволяют распознавать лица и автомобильные номера, принимать сигналы SOS, автоматически определять местонахождение пострадавшего. Все это уже есть в мире.
Третий блок нашего с вами благополучия – комфортная среда обитания, под которой мы подразумеваем удобный облегченный быт, качественное и разумно обустроенное жилье, хорошо продуманный транспорт, экологию, пригодную для жизни. За все это в развитых странах также отвечают технологии, создаваемые специально для управления нашим бытом в широком смысле этого слова.
Теперь, когда связь научного знания и качества жизни установлена, есть смысл обрисовать сегодняшнее состояние российской науки. Здесь две новости: хорошая и плохая.
Хорошая заключается в том, что Россия пока еще заметна на научной карте мира, плохая – в том, что происходит это, к сожалению, за счет значительного объема финансовых вливаний в науку и большой занятости в этой сфере, сохраняющейся еще с советских времен.Мы по-прежнему в клубе крупнейших инвесторов и в числе крупнейших научных рынков труда в мире, но уровень нашей продуктивности низкий, те направления исследований, которые Россия унаследовала от Союза, утратили актуальность, а по новым – волнующим мир – мы пока не растем.
Если мы посмотрим на «научную» карту мира, мы увидим огромную Америку, большие Китай и Японию, приблизительно равные Германию и Южную Корею, внушительные Францию и Великобританию. Россия же, может быть, чуть больше Канады, а дальше по убывающей идут другие страны.
Но это пока. Если будет сохраняться советская инерция, карта может достаточно быстро измениться, и наши ожидания нового качества жизни так и останутся ожиданиями.