«Злой рюсский Иванъ» обидел Голливуд

@ из личного архива

29 января 2015, 13:25 Мнение

«Злой рюсский Иванъ» обидел Голливуд

«Матильда» – не экшн, не боевик и не кино о морально неустойчивом русском царе в привычном голливудском формате. Однако у американских продюсеров другие мнения на этот счет: картине обещают заблокировать доступ к прокату.

Фильм о запретной любви русского императора Николая II уже почти готов к прокату. Проект под рабочим названием «Матильда» обещает вызвать неоднозначную реакцию.

России в который раз пытаются отказать в праве на историю и культуру

И не только потому, что рассказывает об истории любви будущего императора, причисленного к лику русских святых, к простой балерине Матильде Кшесинской. Но и из-за скандала, который может закрыть картине выход в мировой прокат и доступ на международные кинофестивали.

Если не углубляться в юридическую казуистику: инициаторы фильма для укрепления международных позиций наняли двух американских продюсеров – Анатолия Давыдова и Дэвида Вайсмана, а они, в свою очередь, американского сценариста Пола Шредера. Первый сценарий фильма, написанный писателем Андреем Геласимовым, так же как и второй – Пола Шредера, были отвергнуты режиссером Алексеем Учителем.

Внутри самой продюсерской группы наметился серьезный разлад, финальным аккордом которого стали угрозы американцев «похоронить» «Матильду» за то, что кино снимается без их участия. Впрочем, документы предстоит изучать юристам, но во всей этой ситуации уже прослеживаются отзвуки киношной холодной войны.

Что касается отношения Голливуда к российскому детищу: одни считают, что это качественная, драматическая картина или фильм о злом русском Иване. И сейчас Фабрика грез после проявлений кратковременной любви к русским героям в фильмах, отчасти вызванных симпатией к Йовович и Духовны, явно снова скатывается к тому, что единственным персонажем, который может появиться в кассовом фильме, может быть «злой рюсский Иванъ».

Наверное, основной причиной для отклонения от американского сценария Алексеем Учителем стало то, что режиссер снимал не что-то наподобие «Красной жары» в декорациях конца XIX века, а драматическую картину о судьбоносном романе будущего императора Николая Романова. В окончательной версии сценария Кшесинская перестала быть главным персонажем, ей пришлось уйти на второй план.

Режиссера явно больше интересовал монарх, а не его мимолетное, хоть и глубокое увлечение. Главным в картине стал выбор Россией дальнейшего вектора развития: если бы в 1894 году великий князь Николай предпочел не будущую императрицу Александру, а балерину, известная нам сегодня история могла сложиться совсем иначе.

«Матильда» – не экшн, не боевик и не кино о морально неустойчивом русском царе в привычном голливудском формате. Фильм Учителя обещает стать серьезной драмой, и именно поэтому попытка заблокировать картине зарубежный прокат и участие в кинофестивалях так и попахивает холодной войной.

Скандал Алексея Учителя с Голливудом за права на новую картину выглядит очень символично: России в который раз пытаются отказать в праве на историю и культуру вопреки правде и вопреки логике.

«Солнечный удар» Михалкова при всей его неоднозначности не принят на Западе, в отличие от «Левиафана». «Матильда» также неоднозначна: император Николай и вся его семья причислены к лику святых, считаются примером семьи, но примером – не значит идеалом.

Сюжет картины перекликается и с британской историей начала XX века, когда король Эдуард VIII отрекся от престола ради свадьбы с любимой женщиной. Почему бы не сравнить на примере двух представителей монарших династий русское и англосаксонское отношение к Родине и отношения с девушкой?

..............