Удав и антилопа

@ из личного архива

22 августа 2014, 17:59 Мнение

Удав и антилопа

Только что стало известно, что первые машины из гуманитарного конвоя, отправленного МЧС России, дошли до одного из мест назначения – Луганска. Чтобы это стало возможным, России, изо всех сил старающейся балансировать в рамках международного права, пришлось его нарушить и действовать так, как это диктовала обстановка.

Виктор Кузовков

публицист

Только что стало известно, что первые машины из гуманитарного конвоя, отправленного МЧС России, дошли до одного из мест назначения – Луганска. Чтобы это стало возможным, России, изо всех сил старающейся балансировать в рамках международного права, пришлось его нарушить и действовать так, как это диктовала обстановка.

Сообщение о возможной встрече Владимира Путина и Петра Порошенко в Минске 26 августа не стало большим сюрпризом

Оставим в стороне моральную оценку этого события – понятно, что для нас это безусловное благо, а для наших врагов (равно как и для врагов украинцев, если уж на то пошло) – безусловное «преступление режима». И не будем говорить о значении прецедента – это пусть обсуждают специалисты. Важно другое – Россия в очередной раз проявила волю, и с этой волей вынуждены считаться.

1

На всякий случай напомню еще одну блокаду нашего гуманитарного конвоя. Помните, как наши десантники совершили рейд на Приштину, где заняли авиабазу югославских ВВС «Слатина»? И как мировое сообщество, хихикая и потирая ручки, заблокировало нам сообщение с Югославией? Да, тогда наш гуманитарный конвой – правда, менее серьезный по численности – стоял уже в самой Украине, на границе с Венгрией, а нам рассказывали сказки о том, что раз у КамАЗов пуленепробиваемые кабины, то это военная техника, и она не может быть пропущена.

И тогда нам пришлось смириться. А сейчас и война, и места, нуждающиеся в гуманитарной помощи, серьезно приблизились к нашей собственной границе.

Я не верю ни в какую конспирологию, связанную с нынешним конвоем. Просто потому, что понимаю – провезти в этих КамАЗах можно лишь то, что и без того десятками ручейков пересекает границу. Нет тут нужды в конспирологии, нет нужды в конвое как в средстве доставки чего бы то ни было запрещенного. Но есть акт гуманизма со стороны России, которую изо всех сил пытаются представить варваром и агрессором. Есть картинка сотен белых грузовиков, везущих страдающим людям русский хлеб, русскую воду, русские медикаменты. И именно это, а не что-то иное, страшило наших «партнеров» – информационная война все никак не выигрывается, а без победы в ней вся украинская авантюра Вашингтона выглядит битьем головой о стену.

И тем не менее гуманитарный конвой – лишь локальная победа. Нам предстоит одержать их еще множество, чтобы добиться окончательного успеха в этой странной и подлой войне. А выдержим ли мы курс на главную победу, станет ясно уже 26 августа....

2

Сообщение о возможной встрече Владимира Путина и Петра Порошенко в Минске 26 августа не стало большим сюрпризом – перестановки в руководстве Донецка и Луганска довольно ясно показывали желание Москвы подготовить почву для каких-то дипломатических шагов. Но такая стремительность процесса все-таки насторожила – обычно встречи на высшем уровне готовят гораздо серьезнее и дольше, а обеим сторонам переговоров сам факт такой встречи серьезно «портит карму», если она оказалась безрезультатной. А поскольку нашего президента мы уж точно не можем упрекнуть в неосмотрительности и поспешности, остается предположить – ожидаются какие-то серьезные подвижки. Если, конечно, эти переговоры все-таки состоятся...

Разумеется, любой разумный человек скажет – все «вбросы» в прессе, которые мы сейчас наблюдаем, имеют мало общего с тем, что мы можем увидеть в реальности. И есть ли смысл сейчас, заранее, переливать из пустого в порожнее? Вот дождемся результатов, и уже тогда...

И я бы с этим согласился – нет смысла заглядывать в хрустальный шар, раз уж все равно решения будут приняты без нашего ведома и согласия – но мне хочется определиться: а какой же результат переговоров я готов буду принять? Потому что есть вероятность, что именно 26 августа мы узнаем, что Путин все-таки «слил». И если это произойдет, то хочется хотя бы понять сразу, что же случилось на самом деле. Например, если нам дали какие-то мутные обещания, а в ответ в украинской ГТС увеличился напор газа – это #путинслил? Если мы снимаем ограничения с украинских товаров в ответ на отмену рахитичных украинских экономических санкций – это #путинслил? А если по итогам этой встречи Порошенко просто пообещает остановить огонь под Донецком – это оправдает и сделает осмысленными те жертвы, которые там были принесены воюющими добровольцами и погибающими русскими детьми?

#{image=823358}В общем, со стороны Москвы заметны хоть какие-то шаги по подготовке этих переговоров. Тогда как в Киеве все та же истерика, все те же «перемоги», все то же неистовое желание угробить под Донецком побольше своих и чужих. То есть похоже, что Москва этого хочет больше, чем Киев, сколь бы странным и диким это ни казалось. И у меня как у разумного человека возникают какие-то сомнения и подозрения.

3

Если позволите, совсем маленькое лирическое отступление. На данный момент ситуация во взаимоотношениях России и Украины напоминает отношения удава и антилопы, которую удав готовится проглотить. Кольца сжаты, процесс идет, удав спокоен. Как только антилопа выдыхает воздух из легких, удав тихонечко усиливает хватку. И снова. И еще раз. Его голова в это время дает пресс-конференции, вежливо улыбается журналистам, встречается с иностранными государственными деятелями. А где-то там, в зарослях кустарника, очередной выдох и очередное сжатие колец. Уже довольно скоро будет перерыв в переговорах – «Извините, джентльмены, я тут перекусить собрался. Не хотите ли со мной поужинать?».

Мне представляется это даже не столько справедливым – хотя и не без того, никто украинцев плясать не заставлял – сколько разумным. Давайте будем честны – только полный крах украинского проекта и потеря Киевом всяких остатков легитимности полностью отвечают и интересам России, и интересам русских, населяющих обе эти страны. Крах украинского проекта – это и легитимность Крыма в составе РФ, и спокойный транзит энергоносителей хотя бы по южному маршруту, это и пророссийская, прорусская (хотя бы отчасти) Новороссия от Одессы до Харькова, либо тот же кусок территории в составе РФ, и стабильные поставки для нашего ВПК.

Все остальное, добытое в жарких дебатах на прохладных переговорах, изначально сомнительно...

А тут вдруг нам предлагают переговоры с антилопой, у которой уже и рожки притупились, и ножки вытянулись. И я имею, как мне кажется, серьезные основания смотреть на такие чудеса дипломатии с некоторой настороженностью.

С другой стороны, я немного циник и прагматик. Я допускаю, что додушить антилопу мы сможем – плевое дело. Но поужинать ею спокойно нам не дадут. И, может быть, в этих переговорах есть какой-то смысл...

Так давайте поговорим о смыслах...

4

Все наши возможные дивиденды выстраиваются для меня в следующем порядке приоритетности: а) то, что выгодно и полезно России; б) то, что позволит выжить восставшей Новороссии; в) то, что полезно русским, остающимся жить на остальной территории Украины.

Если говорить о первом пункте, я хочу сразу отсечь всю труху, касающуюся отмены санкций Европы и США – да, это полезно, но на фоне происходящего пока выглядит издевкой. По сравнению с Донецком и Луганском мы еще не терпели и не страдали, и стенания в соцсетях, написанные желудочным соком «креативного» класса, на таких весах ровным счетом ничего не стоят. Переговоры о санкциях и их отмена как дополнение к чему-то более важному? Да, пожалуй, это будет полезным и приятным бонусом.

А «более важным» видится тут только одно – статус Крыма. Я готов увидеть, как русский удав ослабляет кольца, если услышу о готовности Киева признать Крым частью России. Да чего уж там – я даже готов услышать, как российский газ громче шумит по украинским трубам. Только я абсолютно уверен, что ничего подобного мы от Порошенко сейчас не услышим. Не потому, что это невозможно в принципе, нет. Но мы должны понимать, что такие решения готовятся месяцами, с соответствующей информационной подготовкой, дозомбированием и перезомбированием скачущего электората, прикормом протестных элиток и так далее. А если Порошенко сделает такое заявление сейчас, то в Киев ему можно будет не возвращаться. Да и нужна ли нам договоренность с политиком, который живет только до посадки в киевском аэропорту? Вот и я сомневаюсь...

Так что про Крым мы, вероятнее всего, не услышим ничего, что заслуживало бы внимания. Разве что нам бросят подачку в виде заполнения крымского канала водой из Днепра...

Новороссия... Безусловно, любые договоренности о прекращении огня обеими сторонами могут быть представлены как важный этап, большое свершение, стратегический успех и важная перемога – нужное подставьте сами. Но вот так, в чистом виде, эти договоренности будут иметь ценность только для тех, кто еще не погиб под огнем украинской тяжелой артиллерии. Что, конечно, само по себе имеет определенную ценность. Но оправдает ли это уже понесенные жертвы, если Россия разомкнет свои дружеские объятия и позволит хунте Порошенко выжить? Не думаю.

А значит, само по себе прекращение огня в Новороссии должно расцениваться как взаимовыгодный, самодостаточный, но ни к чему не обязывающий успех дипломатии и здравого смысла.

То есть мысль моя не особо сложна – просто прекратить боевые действия в ДНР и ЛНР можно и нужно. Но без увязки с последующими шагами по федерализации Украины и защиты прав тех, кто с оружием в руках восстал против Киева, все это превращается в вещь в себе и не является основанием для каких-либо послаблений.

Ну и третий уровень – русские, проживающие на территории Украины. Я подозреваю, что это может стать одним из пропагандистских приемов, как было уже в Прибалтике. А именно – «Ну это же русские! Мы же не хотим, чтобы они голодали! Мы не можем допустить, чтобы они замерзли зимой! Нам придется допустить украинские товары на наш рынок. Тем более что есть договоренности по прекращению огня!» Мне же представляется, что для налаживания диалога украинской стороне важно продемонстрировать не меньшую заботу о русских. Например, признав русский язык вторым государственным. А если это невозможно для Украины, а для нас возможно заботиться об украинских гражданах больше, чем их собственное правительство, – да, это значит #путинслил.

5

Я не буду делать глобальных и далеко идущих выводов. Ограничусь простыми маркерами, которые помогут нам определиться по ключевому вопросу уже в первые минуты после объявления итогов упомянутых переговоров.

Если Порошенко вяло промямлит что-то об особенной крымской общности, которую так и не удалось интегрировать в украинский проект, и о готовности к хоть каким-то переговорам по крымскому вопросу; если он заявит, что ситуация в Донецке и Луганске требует нетривиальных решений и, возможно, «единоукраине» придется чуть-чуть задуматься об особых условиях для Донбасса на уровне конституции; если он скажет, что притеснения русскоязычных были обычным революционным перегибом, а вообще он подумывает не только о государственном статусе русского, но и о возврате в сетку вещания российских телеканалов, – тогда #путинкрасавчик.

И пусть сам Путин после этого говорит о новом этапе переговоров по газу, о налаживании отношений, о послаблениях или даже отмене санкций – черт с ним, главное, не забывать драть с них деньги вперед и требовать долива после отстоя пены.

Если по итогам переговоров стороны ограничатся только заявлением о прекращении огня в Донбассе – гора родила мышь, переговоры не удались, никто ничего не слил и не здобул. Встретились, потусовались, удав еще раз сжал кольца.

Эти события – #крымнаш, #русскаявесна, восстание и война в Донбассе – слишком важны, слишком значимы для всех нас, чтобы сейчас взять и все перечеркнуть одним неверным шагом. Мы слишком сильно и слишком честно ненавидим то, во что превратился нынешний Киев, чтобы просто взять и волевым решением снова начать говорить о партнерстве, сотрудничестве и пресловутой экономической взаимовыгодности. Мы всерьез восприняли зияющую правду о том, что «никогда мы не будем братьями». И если уж нам суждено иметь врага на собственной границе, то пусть он хотя бы будет слабым.

И я надеюсь, что в Кремле это если не разделяют, то хотя бы понимают.

..............