Часть и целое

@ vk.com/sergeygurkin

16 июля 2014, 14:30 Мнение

Часть и целое

Один видит в серпе и молоте знаки советского государства, оставившего после себя много жертв, большинство из которых – русские. Для другого серп и молот – опознавательные знаки советской победы, советского героизма.

Сергей Гуркин

обозреватель газеты «Деловой Петербург»

Чудесную историю мне тут рассказали. Небольшой эпизод информационных боев.

Разумеется, Сталин, лагеря, КГБ, etc. – это наша боль и наша вина, и мы искупаем эту вину

Один человек, искренне любящий Россию, «лайкает» в «Фейсбуке» фотографию, на которой серп и молот с одной стороны и свастика с другой, а между ними поставлен знак равенства.

Это его «лайканье» замечает другой человек, тоже искренне любящий Россию.
И пишет ему что-то такое гневное. Дурак ты, мол. Пишет и думает: совсем уже с ума посходили. С этим знаком фашистов били, страну возрождали, а ты тут знак равенства.

Первый отвечает тоже чем-то гневным. Сам ты, мол, дурак. Пишет и думает: совсем уже из ума выжили, с этим знаком людей пытали, в лагеря бросали, а ты тут защищаешь.

Не надо даже ничего комментировать, правда? Один видит в серпе и молоте опознавательные знаки неприятного советского государства, оставившего после себя много жертв, большинство из которых – русские.

Для другого серп и молот – опознавательные знаки советской победы, советского героизма, советского стремления к равенству и братству и к жизни не ради личной наживы, а ради всеобщей справедливости.

Они говорят про разное и не понимают друг друга.

Отсюда первый вывод: не надо «лайкать» что попало и не надо бросаться с криками в первую секунду, надо поговорить.

Не могу сказать, что одна из двух позиций кажется мне безупречно моей.
Но одна из двух, несомненно, ближе к истине. Меня не надо убеждать в том, что ГУЛАГ, КГБ, лагеря, воронки, расстрелы – это плохо. Меня не надо агитировать ни против ленинизма, ни против сталинизма.

Но не надо и вырывать часть из целого.

Этот народ верил, что строит лучшее будущее, даже если строить получалось через раз. Этот народ отдавал жизни и за свои земли, и за земли своих соседей, какими бы ни были командиры. И вопреки тому, что было в Финляндии и Польше. Этот народ обманывали, он обманывался, но то, что он делал, он делал из лучших побуждений, и он делал это искренне.

И серп с молотом – не символ Сталина, не символ партократов, не символ КГБ, не символ борцов с инакомыслием.

Это символ тех, кто отдавал силы ради страны, таланты ради братьев, жизни ради своей Родины и ради Родины других. 

Это символ БАМа, студентов в колхозах, трудовых подвигов, походов с рюкзаками и Отечественной войны, символ того ощущения, что ты, большой или маленький, делаешь что-то ради большого, важного и правильного.

Эта часть истории никуда не денется. Она останется нашей. Мы не можем ее зачеркнуть, мы не можем от нее отказаться и мы не можем ее стыдиться.

Разумеется, Сталин, лагеря, КГБ, etc. – это наша боль и наша вина, и мы искупаем эту вину. Но и это – часть нас.

И это лишь часть. А если вы не увидите целого, вы ничего не поймете.
Без понимания того, что в советском периоде было от стремления к справедливости, к правде, к братству, к общему делу, – вы ничего не поймете.
Вы целитесь в коммунизм, попадаете в Россию, и реакция на это вполне очевидна.

Отсюда второй вывод.

Когда вы поставите знак равенства между серпом и молотом и свастикой, человек не будет представлять себе сытно едящий и зорко глядящий Смольный в блокадном Ленинграде.

Он будет представлять себе сам этот Ленинград, эту блокаду, этот героизм, этот ужас и эту славу.

И если вы скажете ему: между этим и свастикой знак равенства – не ждите от него ни согласия, ни понимания, ни терпения.

Не дождетесь.

..............