В предыдущем посте мы рассматривали историю Иры из города К., которая хотела получить медицинскую помощь, не имея регистрации в Москве. Эта история еще раз показала острую проблему нашего здравоохранения, а именно – избыточное использование скорой медицинской помощи.
Иногда мы звоним в скорую просто потому, что не знаем, куда обратиться
Иногда мы звоним в скорую просто потому, что не знаем, куда обратиться, и не верим, что нам помогут. Скорая часто заменяет участкового терапевта, участкового педиатра, травматологические пункты. Фактически благодаря скорой мы объезжаем существующие бюрократические барьеры: не приходит участковый – звонок в скорую; надо госпитализироваться и не кладут в больницу планово – звонок в скорую; вы иногородний, у вас насморк, а к поликлинике не прикрепляют – опять в скорую.
Именно эту рекомендацию – звонить в скорую – услышала Ира из города К., причем не только от регистратуры в поликлиниках, но и от чиновников московского ФОМС, которые должны прекрасно понимать цену такого совета.
В Москве, например, вызов скорой помощи в среднем стоит 5194 рубля 3 копейки, а стоимость одного визита к врачу составляет 255 рублей 43 копейки. То есть посещение поликлиники в 20 (!) раз дешевле (программа госгарантий). И совет чиновников по любому поводу вызывать скорую, чтобы обойти бюрократические препоны, дорого обходится госбюджету.
Для наглядности проведу еще один расчет.
Норматив вызовов скорой помощи на одного жителя Москвы составляет 0,318, или 31,8 вызова на 100 человек в год. Умножим его на численность постоянного населения в Москве – на 11 551 884 человека. И умножим на стоимость вызова скорой помощи, а именно на 5194 рубля 3 копейки. Получаем следующую цифру: 18 520 680 000 рублей, или примерно 597 441 290 долларов, или около 463 017 000 евро.
Если количество вызовов скорой помощи в одной только Москве сократить хотя бы на 10% как раз за счет тех самых ненужных случаев, связанных с объездом бюрократии и некомпетентностью чиновников, можно сэкономить 59 744 129 долларов, или 46 301 700 евро.
Если на вас эти цифры не производят впечатления, посмотрим, что они могут значить.
К примеру, бюджет фонда «Подари Жизнь» Чулпан Хаматовой за февраль 2013 года составил 35 506 202 рубля. Умножим на 12 месяцев – это 426 074 424 рубля.
Если нашу гипотетическую экономию на вызовах скорой помощи разделить на примерный бюджет фонда «Подари Жизнь», получаем цифру 4,35. То есть всего 10% снижения вызовов скорой помощи только в Москве – это бюджет более четырех лет работы главного благотворительного фонда, который помогает огромному количеству людей.
Складывается парадоксальная ситуация: говоря о недофинансировании системы здравоохранения, мы одновременно позволяем швырять деньги на ветер. Это совершенно несправедливо по отношению к людям, нуждающимся в медицинской помощи, но недополучающим ее из-за недостатка средств.
Источник: Блог Марии Гайдар