Заговорили о жене футболиста, которая в интервью затруднилась с ответами на вопросы.
Дело не в знании правильного ответа, а в том, что человек обуреваем гордыней
Спрашивали ее о движении звезд, вернее, звезды – Земля вращается ли вокруг Солнца или же наоборот. Наверное, если бы ее спросили о движении светских звезд или эстрадных, она чувствовала бы себя увереннее, но тут журналист ее явно подначивал. Он как бы намекал на то, что жена футболиста, ставшая «миссис Россия», не вполне соответствует формуле этого конкурса, в которой упоминается не только «самая красивая», но и «самая образованная» «женщина-мать».
Однако глумиться тут нечего – все и всегда сталкиваются с границей собственного знания, хотя эти границы у всех разные.
Я как-то оговорился – пару лет назад написал в одной статье, что сюжетные линии одного романа пересекались, как лобачевские параллельные линии. Свет не без добрых людей – товарищи меня одернули, и поделом. Сдавая достаточно математических дисциплин, так не стоит оговариваться – даже если цитируешь чужой роман, а уж если пересказал, то нужно пояснять, что к чему. Это при том, что с университетских времен я знал, что никакие параллельные у Лобачевского не пересекаются. А дело в том, что это синдром народной мифологии – при советской власти была в общем неплохая радиопередача для детей «Семинар нерешенных проблем». Заставкой к ней служила песня, где, в частности, пелось:
Однажды Лобачевский думал, кутаясь в пальто:
Как мир прямолинеен, видно, что-то здесь не то!
И он вгляделся пристальней в безоблачную высь,
И там все параллельные его пересеклись.
Это, между прочим, была образовательная передача, которую делали неглупые люди, что уж говорить о людях обыкновенных.
Механизм этого парадокса был, кажется, следующий: у Лобачевского было что-то о параллельных, мы привыкли со школы, что они не пересекаются, значит, у Лобачевского-новатора они пересеклись. Дело не в знании правильного ответа, а в том, что человек обуреваем гордыней. Если, как ему кажется, он знает правильный ответ, то он чванится этим, и какая-нибудь жена футболиста становится закономерной мишенью для его эмоций. Но вот тут и возникает испытание на смирение – можно всякому на ровном месте оскоромиться, даже зная историю вопроса. Но не у всякого будут рядом дружелюбные слушатели.
Надо сказать, что существует презумпция того, что жена футболиста – прекрасная жена. Может, футболист этот не очень увлекается астрономией, а вот глянет на жену, и счастье его наполнит такой неодолимой силой, что он один оборет чужую команду. (Такого результата в нашем футболе не наблюдается, но это совсем иная история). Другое дело, что мне само сочетание «миссис Россия» кажется довольно дурацким.
Жена футболиста, что не слышала о движении небесных светил, может оказаться прекрасной матерью (при этом не зная о существовании Агнии Барто), выберет по наитию грамотных репетиторов для детей, сохранит мир в семье. Есть такое понятие «бытовая мудрость» – вдруг она у нее есть? Откуда нам знать? В прежние времена и, возможно, в нынешние энциклопедические знания – вовсе не гарантия жизненного успеха. Да что там успеха – даже не гарантия хорошего настроения. По этому поводу есть знаменитая сцена, всем нам знакомая с детства. Герой в ней возмущался, что невежество его нового приятеля было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы, тот просто опешил от изумления: «Чтобы цивилизованный человек не знал, что Земля вертится вокруг Солнца – этому я просто не могу поверить»!
Приятель стал объяснять герою (комиссованному военврачу), что его мозг похож на чердак, который нельзя захламлять ненужным или пока ненужным знанием.
– Да, но не знать о Солнечной системе!.. – воскликнул военврач.
– На кой черт она мне? – перебил товарищ нетерпеливо. – Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?
Выдуманный приятель военврача при всей спорности своих суждений вполне состоялся в жизни, чего я и желаю невыдуманной жене футболиста. А вдруг? Отчего ж нет?