Блогер stechkin опубликовал в «Живом журнале» текст «Почему Волин должен быть уволен. Мое личное мнение» с комментариями по поводу нашумевшего выступления замминистра Волина А.К. на научно-практической конференции на журфаке МГУ.
Коллегу возмутили два момента. Во-первых, как посмел Волин поучать экспертное сообщество, и «вместо того, чтобы советоваться, позволил себе давать советы экспертному сообществу относительно того, чему и как учить студентов». И второе – что он, дескать, пошел против закона о СМИ в части отношений между учредителем издания и редакцией. «Как может представитель власти в стране, где декларируется верховенство Закона, позволять себе публично, с трибуны требовать у экспертов обучать работе в условиях нарушения действующего законодательства?» – возмутился блогер. Исходя из чего, по его мнению, замминистра должен быть освобожден от своей должности.
Все эти шаманы от журналистики вызывают скорее сожаление, чем осуждение
Редкостный абсурд по своему пафосу и оторванности от реальной жизни. Я считаю, что для медиаотрасли большая удача, что на высокой чиновничьей должности в стране оказался специалист, профессионал и просто смелый человек!
Разберем некоторые аспекты события по порядку.
Выступая на конференции, Волин заявил, что «задача журналиста – зарабатывать деньги для тех, кто его нанял», «пропаганда должна идти по коммерчески успешным каналам», «пропаганда не должна быть явной», «дядя будет говорить, что писать и как писать». В интервью izvestia.ru Алексей Волин отметил, что более четверти века он профессионально работал в областях, тесно связанных с журналистикой, был и корреспондентом, и руководителем информационного агентства и издательского дома, занимался различными медийными проектами, медиаконсалтингом. «Поэтому мне очень хорошо заметна та ужасающая разница между тем, какой представляется журналистика и медиабизнес нашему академическому сообществу и что там происходит на самом деле», – сказал он.
Характеризуя нынешних студентов журфаков, Волин отметил очень низкую готовность будущих журналистов к реальной жизни и чрезмерно завышенные ожидания. «А ведь для того, чтобы стать настоящими профессионалами, надо начинать с нуля, много работать, в том числе и занимаясь непрестижной работой, и на первых порах немного получать», – сказал он. И добавил: «Вторая проблема – это неумение и нежелание глубоко погрузиться в тему, о которой пишешь, говоришь или снимаешь репортаж. Иногда тебе звонит журналист, задает вопрос, и ты понимаешь, что человек вообще не в теме. Это не журналист. Это подставка под диктофон». По мнению Волина, если мы хотим иметь профессиональные и востребованные индустрией кадры, то нужен новый государственный образовательный стандарт. «Или дело кончится тем, что индустрия сама начнет их себе готовить по собственным программам. Как в свое время это стали делать продюсеры, снимающие сериалы».
Широкую популярность в интернете получила фраза Волина о том, что «любой журналист должен твердо помнить: у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой. Нам четко надо учить студентов тому, что они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать, что не писать и как писать о тех или иных вещах, и дядя имеет на это право, потому что он им платит».
Все, что сказал Алексей Волин, на мой взгляд, является абсолютной правдой. Это диагноз нашему больному профессиональному цеху. «Больному» в том смысле, что он еще не освободился от многих мифов и идеологических норм, которые сформировались в советскую эпоху. Строго говоря, КПСС инструментально использовала журналистов как оружие партии, а пресса была подручным, коллективным пропагандистом и организатором.
Тысячи журналистов сначала искренне, с верой в коммунизм, талантливо поддерживали линию партии, а позже, уже с брежневских времен, жили двойной интеллектуальной жизнью: думали одно, писали другое. В наше рыночное время, когда медиаотрасль стала бизнесом, а не агитационной машиной КПСС, СМИ превратились в своеобразные фабрики, где творчество также стало важным элементом бизнеса, а следовательно – оплачиваемой работой со стороны работодателя, иногда хорошо оплачиваемой работой, иногда плохо. Откровенную «джинсу» я здесь не рассматриваю, тут действует известная закономерность: «кто меня ужинает, тот меня и танцует».
А обвинение Волина в отходе от закона о СМИ не соответствует действительности по одной простой причине – вопрос оплаты труда журналистов в данном документе не рассмотрен. Но я соглашусь с мнением ряда коллег, что закон нуждается в поправках в части более точного описания отношений между владельцами СМИ и творческими коллективами, дабы это отражало современную реальность.
Алексей Волин представил академической аудитории индустриальный подход к профессии журналиста, к тому, что он должен знать и что делать. По-хорошему, ему за все это надо было сказать спасибо от имени экспертного сообщества. А в него стали кидать камни некоторые не тронутые временем дамы и далекие от реальной жизни джентльмены. И все эти шаманы от журналистики вызывают скорее сожаление, чем осуждение. Они живут вчерашним днем или даже позавчерашним. И все бы ничего, если бы они не портили молодых людей, мечтающих стать журналистами и готовящих себя к этой работе. Студентам журфаков надо давать азы современного маркетинга и менеджмента, формировать способность работать в мультимедийной среде и работать на прибыль той компании, в которой они будут служить. Талантливые люди будут это делать хорошо, бездарные будут прозябать или уйдут в другие отрасли.
Быть сегодня журналистом – значит обеспечивать конкурентное превосходство своего СМИ и его успешную рыночную судьбу. Вишневый сад, господа, здесь может быть помехой.
Источник: Блог Александра Оськина