Взгляд
5 июля, вторник  |  Последнее обновление — 09:11  |  vz.ru
Разделы

Не уверен – не разгоняй

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Люди, увы, привержены своей политической стороне гораздо больше, чем истине – и если «наши» возвели напраслину на врагов, то так им, негодяям, и надо. Кого беспокоит справедливость по отношению к врагу? Подробности...

Когда деятелям культуры мешает фига в кармане

Ольга Андреева
Ольга Андреева, журналист
Если сложить три нолика, получится ноль. Так говорит алгебра. Но ведь мы живем в России. У нас, если складывать трех представителей творческой интеллигенции с нулевыми дарованиями, почему-то всегда получается современное искусство. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Как Донбасс и Украина воюют марками

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Пока украинцы тиражируют собственные фантазмы, «Почта Донбасса» отпечатала марку «Zакат нацизма», посвященную специальной военной операции на Украине. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Военные рассказали о «лисичанском котле»

    Главная тема


    Узбеков напугали перспективой потерять половину страны

    груз из Бердянска


    Власти Турции начали расследование по зерну на российском судне

    онлайн-войны


    Пранк Вована и Лексуса использовали в Британии для оправдания нового закона

    уклонение от армии


    В ситуацию с вратарем Федотовым вмешался Владислав Третьяк

    Видео

    Польские новобранцы


    Как прибалты и поляки готовятся воевать с Россией

    УДК «Анадолу»


    Турция опозорилась со своим первым авианосцем

    спецоперация на украине


    Преступный удар ВСУ по Белгороду требует решительного возмездия

    дефицит газа


    Почему победа американского СПГ над Газпромом печалит Европу

    санкционные директивы


    Почему Литва лишилась тормозов в отношении Калининграда

    Жертвы пропаганды


    Михаил Диунов: Краткая история украинского сепаратизма

    Обыкновенный терроризм


    Сергей Козлов: Украина переходит к диверсиям

    Фига в кармане


    Ольга Андреева: Как определить бездарного режиссера

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    «Социальный невроз»

    Эмиль Крупник,
    None
       7 августа 2012, 12:30
    Фото: с личной страницы facebook.com

    Мой дед исключительно классику признавал музыкой. Так же воспитывал и меня.

    Спрос породил иное предложение – появился новый блатняк, который, собственно, и назвали «русским шансоном

    Но в моем детстве одесские незамысловатые песенки звучали из каждого второго окна – поэтому я люблю и блатняк.

    Сегодня такие песни называют музыкой в стиле шансон. Жанр этот произошел от городского романса начала ХХ века. Во второй половине столетия романс разделился на бардовскую (авторскую) песню, русский рок и русский шансон. Шансон (девичья фамилия – «блатняк») – три аккорда, «Мурка-тюрьма-зима-Колыма». Но тогда, в удушливой застойной атмосфере тотальных запретов, от него пахло волей. Этот запах – свободы, раскованности – способствовал феноменальной распространенности блатных песен в 70-е. «Интеллигенция поет блатные песни», – писал тогда Евтушенко и был прав. Высоцкий, Северный, Розенбаум, Галич – это была интеллигентская фронда, игра, стилизация. Поэтому с тех пор я люблю эти песни и сам с удовольствием их сочиняю.

    Впервые мои блатные тексты профессионально спел тонкий израильский музыкант, роскошный вокалист Владимир Файер – интеллигентный сын театрального артиста и учительницы из Барнаула. В 2002 году наш совместный «блатняцкий» альбом «Воля» издала московская фирма звукозаписи «Артель «Восточный ветер». Благодаря ему мы прославились и попали в «Энциклопедию русского шансона».

    Фото: с личной страницы facebook.com

    Мы же просто веселились, стилизовались, как когда-то Высоцкий и Розенбаум. Сидели на Ближнем Востоке, курили свои кальяны.

    И понятия не имели, что на бывших наших родинах этот жанр стал презираем интеллигенцией как несовместимый с истинной эстетикой и культурой... 

    В последнее время некоторые индивиды проявляют жутко агрессивное неприятие блатняка: вполне безобидные стёбные стилизации вызывают совершенно неадекватные реакции.

    Несколько месяцев назад одна из наших с Файером песен прозвучала в популярном сериале «Сваты-5». Там молодой человек в лагере отдыха хотел признаться девушке в любви и договорился в радиорубке, что в момент признания включат ее любимую лирическую песню. Включили по ошибке наш блатняк. Девушка отвесила парню оплеуху и гордо удалилась. Вот один из типичных комментариев на интернет-форумах:

    «Так в чем прикол, Миля??? В блатняке, который опустили ниже плинтуса в «Сватах»?»

    Странно. Советская власть жестко и категорически запрещала блатняк. Но некоторые песни прорывались на экран – там их как бы «опускали»! Предполагалось, что это жесткая сатира. «Постой, паровоз» – поет герой Никулина, дебильный бандит и жулик по кличке Балбес. «Мурку» – играет Шарапов на фоно, в логове банды – балдеет дебильный бандит-урод Промокашка. Он же, Промокашка, когда его скручивают менты, орет блатную песню «А на черной скамье, на скамье подсудимых» и т. п.

    Однако каждое появление такой песни на экране приводило к всплеску популярности в народе и среди интеллигенции как самой песни, так и жанра в целом. Тогдашний передовой интеллигент в жизни не сказал бы на кухне: «Фу, какой позор петь «Постой, паровоз»... Как его в кино опустили...» Тот, кто так говорил, автоматически считался ретроградом и отсталым совком.

    Совка давно нет, свобода – почти полная (во всяком случае, эстетическая), а реакция на блатняк – просто мечта советских идеологов. Вот уж они бы расчувствовались и возгордились – не напрасно, мол, пропагандировали отвращение, не прошло даром...

    Похоже, речь идет о некоем социальном неврозе.

    В 1984 году появились блатные записи Александра Новикова из Свердловска. Почти сразу же против него сфабриковали дело – по продаже якобы самодельных звуковых колонок. Барда посадили в тюрьму. А в перестройку – начиная с 1987 года – «Комсомольская правда» развернула кампанию за его оправдание и освобождение. В защиту Новикова и его блатняка выступала передовая интеллигенция, известные писатели, музыканты, художники. В результате в 1990-м он вышел на свободу – уважаемым и знаменитым творцом.

    Интересно, если сегодня в России или в Украине автора или исполнителя блатных песен посадят, к примеру, за подделку документов или невозврат кредита какой-нибудь припаяют, неуплату налогов – найти ведь можно что угодно, все понимают, – будет ли демократическая, либеральная медиатусовка яростно и публично бороться за его освобождение? Вопрос риторический абсолютно...

    Когда 10 лет назад наш с Файером альбом начал продаваться в Москве, торговцы неофициально говорили нам: ваш диск туго расходится, потому что у нас опять начинаются гонения на блатняк. Пытаются, мол, сворачивать демократию, уже не во всех киосках звукозаписи можно громко включать песни, если они про тюрьму, зону и т. п.

    Возможно, так и было, а возможно, продавцы врали. Однако эти запретные меры если и пытались применяться, то в корне отличались от похожих советских. Инициатива прижать блатняк шла не от властей, против народного желания, как было при совке. Теперь власти, наоборот, шли навстречу народному желанию. А народу блатняк стал напоминать о беспределе 90-х, бандитизме и массово пережитом животном страхе – за жизнь, за детей, за будущее.

    Потому что в эти самые 90-е бандюки были хозяевами жизни и заказывали себе музыку. Она звучала во всех эфирах, кабаках, на всех базарах. Причем этим блатным не очень-то и по душе были интеллигентские стилизации старых авторов: актерство Высоцкого, музыка и юмор Розенбаума, приколы Новикова, откровенный стеб Токарева. Сначала удовлетворялись этим, а потом спрос породил иное предложение – появился новый блатняк, который, собственно, и назвали «русским шансоном».

    Основное отличие: в старых песнях соблюдалась дистанция, отстраненность. То есть за персонажем – бандитом ли, вором ли, хулиганом – всегда незримо ощущался интеллигентный ироничный автор. В новой волне – вор и бандюк запел сам по себе и своим голосом. Сравните, к примеру, Токарева «Люську-хулиганку» и песню группы «Беломорканал» «Поворуем!».

    Я бы назвал новый шансон «поп-блатняком». От старого («бард-блатняка») он отличается тем, чем и попсовая песенная лирика отличается от высокой поэзии о любви. Бесчисленные группы  все эти беломорканалы, воровайки, бутырки, всякие иваны московские, жени кемеровские – кабацкие лабухи, выпевающие хриплыми голосами примитивные неряшливые тексты, где в отвратительную рифму прославляются бандюки, воры и их «марухи».

    Вот народ и взбунтовался. Справедливо, в принципе. Но, как водится у нас, с водой выплеснули и ребенка. Категорическое неприятие блатняка обществом 10-х годов распространилось и на авторов старой школы, и на их современных последователей.

    Специально для газеты ВЗГЛЯД


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •