Да, мы должны рассматривать территорию Белоруссии как территорию нашего влияния и зону наших интересов, но при этом смотреть, адекватную ли мы платим за эти интересы цену. Я, например, считаю, что 10 миллиардов долларов в год безвозмездной помощи это слишком много. Я считаю, что лучше бы эти деньги вкачали в родину наших президентов, в Санкт-Петербург. Вместо дороги на Минск построили бы дорогу Москва – Санкт-Петербург. Я считаю, что вместо геополитических мостов надо сначала построить обычные мосты у себя на родине.
МТС купили там 50% минус 1 акция местных операторов, вложили огромные деньги, а теперь не знают, как из Белоруссии выскочить, потому что Лукашенко требует всё больше и больше денег
Мы не особо что и имеем в Белоруссии. Военные базы? Неправда, их там нет. Есть два военных объекта. Оба устаревшие. Один – станция слежения Военно-морского флота, которая была построена ещё в 1960-х годах; я там бывал. Её задача – прожить первые две минуты начала ядерной войны. В эти минуты она должна будет успеть послать нашим подводным лодкам сигнал о начале ядерной атаки. После этого по плану наших военных она прекращает существование, потому что на неё падает американская бомба. На этом объекте 90% служащих – граждане Белоруссии, получающие зарплату из России. Кому этот объект важнее: нам или им?
Второй военный объект в Белоруссии – станция слежения за пусками ядерных ракет. Она была построена взамен аналогичной станции, которая была закрыта в Латвии. Но если 20 лет назад это были передовые технологии, то сегодня эта станция – груда никому не нужного металлолома. На этой станции, которая, кстати, на 100% так и не введена в строй, тоже работает много белорусов. У нас единая система ПВО с Белоруссией, но получается, что за это единство мы ещё и платим деньги.
Что мы ещё имеем в Белоруссии? Гипотетическую линию обороны от немецких танков? Но у нас НАТО в 100 километрах от Санкт-Петербурга. Причём с двух сторон: и со стороны Скандинавии, и со стороны Прибалтики. Так что всё это несерьёзно. А заинтересованы в сотрудничестве на таком уровне могут быть только военные лоббисты, которые получают за него «бабки». Пугают президента военной угрозой НАТО, а потом строят себе коттеджные посёлки, а солдаты в это время пухнут от голода.
Российские предприятия или олигархи не владеют там фактически ничем. Или владеют так, что уже не рады: в Белорусскую экономику рубль вход, а два – выход. МТС купили там 50% минус 1 акция местных операторов, вложили огромные деньги, а теперь не знают, как из Белоруссии выскочить, потому что Лукашенко требует всё больше и больше денег. Да, Газпром купил себе половину «Белтрансгаза». Но он купил его себе только для того, чтобы закрепить за собой этот рынок. А если технологии обработки газа пойдут дальше, то эта ржавая труба никому будет не нужна. К тому же и с севера, и с юга строят две таких же трубы.
Или Белоруссия шантажирует Москву выходом из Таможенного союза. Лукашенко ведёт много такого рода разговоров, но почему-то из союза не выходит. А не выходит потому, что Таможенный союз главным образом выгоден Белоруссии. Россия доплачивает Белоруссии в рамках этого союза. И это, кстати, одно из объяснений, почему белорусская экономика, в отличие от украинской, была до последнего времени жива. Кроме того, растущий российский рынок до кризиса 2008 года пожирал всё, что производила Белоруссия.
Запад не будет вкладывать деньги в белорусскую экономику при нынешнем политическом режиме. А Россия реально могла бы взять на себя заботы о белорусской экономике. Но – бесплатно. Потому что Россия не готова платить те деньги, которые хочет Лукашенко. И это главная проблема на этом пути. Лукашенко – удачливый торговец. Пишут, что его отец то ли цыган, то ли еврей. Доказать ни то, ни другое нельзя, поскольку никаких документов об отце Лукашенко нет. Но факт, что Лукашенко бесконечно обманывает и умело экономически шантажирует Россию, остаётся фактом.
Независимые эксперты считают цены, которые выставляет за свои предприятия господин Лукашенко, чрезмерными. Завышенными во много раз. Ну вот, к примеру, он «зарядил» 30 млрд долларов за «Беларуськалий». Но ведь «Уралкалий», примерно похожее предприятие, стоит 12 млрд. Или. Лукашенко «зарядил» за Белорусский металлургический завод 12 млрд долларов. При этом Череповецкий и Липецкий металлургический комбинаты, которые выпускают намного больше металла, оцениваются приблизительно миллиардов в 10. Аналогичный Белорусскому заводу Приднестровский завод стоит 1 млрд. Так сколько на самом деле должен стоить Белорусский металлургический завод?
Поэтому, зная, что Лукашенко недоговороспособен, никто с ним не хочет разговаривать. Все ждут. «Ты такой умный? – говорят в кулуарах Кудрин и другие. – Хорошо, сиди-жди, пока окончательно ляснется твоё белорусское чудо». Нам ли, советским людям, не знать, как хорош социализм. Но ведь он хорош, когда есть мощные ресурсы для его финансирования. Лукашенковское «чудо» – результат российских дотаций. Кран закроют – «чудо» исчезнет. Проблема лишь в том, что всё это проходит через человеческие судьбы.
Источник: Фонтанка.ру