Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
7 февраля 2022, 20:30 • Экономика

Новую атаку на «Северный поток – 2» готовят в Испании

Новую атаку на "Северный поток – 2" готовят в Испании

Новую атаку на «Северный поток – 2» готовят в Испании
@ Jens Büttner/ZB/Global Look Press

Tекст: Владимир Добрынин

Газопровод под названием MidCat должен спасти Европу, страдающую от дефицита газа – и позволить отказаться от запуска российского «Северного потока – 2». По крайней мере, эта идея озвучена европейской прессой. О каком газопроводе идет речь, почему не так давно его проект был фактически похоронен – и где Евросоюз найдет газ для того, чтобы его заполнить?

Испанская La Vanguardia взбудоражила страны Евросоюза заявлением о необходимости срочного строительства газопровода, соединяющего Каталонию с Германией. Текст убеждает читателей (и, в частности, руководящих лиц государств, входящих в Североатлантический альянс и ЕС) в том, что существуют достойные альтернативы «Северному потоку – 2». Например, надо только немного вложиться в возрождение проекта газопровода под названием MidCat.

Что такое MidCat и почему его похоронили?

При ориентировочной стоимости 400 млн евро MidCat, обещавший качать из Барселоны во Францию и Германию 7 млрд кубометров газа ежегодно, был «убит» решением испанской Национальной комиссии по рынкам и конкуренции (CNMC) и французской Комиссии по регулированию энергетики. Произошло это еще в 2019 году. Мадрид и Париж совместными усилиями подсчитали, что «эта нитка не будет рентабельной по причине быстро развивающегося процесса замены энергии, производимой на основе ископаемого топлива, энергией, получаемой из возобновляемых источников».

В 2019 году СМИ европейских стран пестрели победными реляциями о том, что «уголь, атом и газ – вредное для окружающей среды сырье, которое успешно вытесняется ветром и солнцем». Сообщалось, что в общем объеме вырабатываемой и потребляемой Европой энергии доля зеленого электричества уже превышает 50%.

Отправка газа на свалку истории была, казалось, делом решенным. И нагрянувшая пандемия только укрепила евросоюзные верхи в этом мнении: производство в 2020 году сильно скукожилось, и энергии, создаваемой ветряками и солнечными панелями, для всех хватало.

Но в 2021 году экономики стран ЕС начали выходить из кризиса, спрос на электричество заметно возрос, а «зеленое предложение» катастрофически перестало его удовлетворять. В Европе разразился энергетический кризис. Экономическая ситуация заставила «Содружество двадцати семи» вернуть газу статус экологически чистого сырья (как и мирному атому). А скакнувшая в несколько раз цена на голубое топливо позволяет сегодня реанимировать проекты, еще вчера признанные нерентабельными.

Только теоретически

Идея правительства Испании возродить MidCat в целом понятна. Пиренейское королевство, по задумке, не только получит евроинвестиции в свою экономику, но и станет хорошо зарабатывать деньги на прокачке топлива в Центральную Европу.

Это теоретически. А что на практике?

Испания собственных залежей газа не имеет. Свои потребности в голубом топливе удовлетворяет за счет поставок из Алжира и добычи несколькими испанскими компаниями сырья на месторождениях, расположенных за пределами страны. Лишнего газа у страны нет – Алжир поставляет в Испанию ежегодно до 13 млрд кубометров, закрывая тем самым ее потребности в этом виде топлива на 40–50%.

Прокладывать новую трубу из североафриканского государства нет ни смысла, ни возможностей: общегодовая добыча газа Алжиром составляет 20–22 млрд кубов. Нарастить объемы добываемого сырья Алжир не способен.

Откуда же возьмется газ в барселонской трубе, ведущей во Францию с Германией? В тексте La Vanguardia упоминается «завод по регазификации в порту Барселоны, крупнейший в Европе, который может быть подключен напрямую к MidCat».

Регазификация – это, как известно, процесс возвращения голубого топлива из жидкого в газообразное состояние. То есть наполнять реанимируемый газопровод планируется сжиженным природным газом (СПГ), поставляемым откуда-то из-за пределов Европы. Потенциальных продавцов, которым удобно (выгодно ли – другой вопрос) возить газ в упомянутый выше средиземноморский порт, видится только два. Это Катар и США.

Маленький арабский эмират – настоящий гигант в производстве СПГ. Со своими 107 млн тонн ежегодно вырабатываемого сжиженного продукта (1 тонна – это примерно 1,38 тыс. кубометров природного газа после регазификации) он уверенно занимает первое место в мире по объемам его экспорта.

Казалось бы, Катар всегда способен будет выручить Европу и найти для нее лишние 5, 10, 15, 20 млн тонн СПГ (плюс к ежегодно поставляемым 32 млн тонн). Но нет – все расписано на годы вперед, и нарушить имеющиеся контракты Доха сможет лишь в случае, если европейцы заплатят не только цену продукта, но и неустойку получателям, чьи интересы от этой переориентации поставок пострадают. Сжижающие установки Катара работают на пределе возможностей. Резервов для дополнительного производства у страны просто нет, и об этом власти Катара неоднократно заявляли публично.

Вряд ли следует сомневаться, что реанимацию MidCat поддержат США, настроенные остановить российский газопровод «Северный поток – 2» и навязать Европе свой СПГ. Но тут опять-таки загвоздка с ценой. Пока Азия платит больше, чем Европа, американского газа последней не видать.

Так что теоретически Барселона привозимый кем-либо сжиженный природный газ «съест». Да только кто ж его даст?

Кто останется в выигрыше?

Получателями дивидендов в случае реанимации проекта видятся три государства – Испания, Франция и США. Первая укрепит свои позиции ведущего газового хранилища Европы (по данным испанских СМИ, «около 30% общеевропейского объема хранится в резервуарах, расположенных на территории пиренейского королевства) и получит возможность несколько увеличить свой политический вес в ЕС.

Париж тоже сможет зарабатывать на прокачке. Но куда большим стимулом в проталкивании упомянутого проекта для Франции служит возможность с его помощью несколько ослабить политические позиции Германии в ЕС и при этом усилить свои.

Штаты же не только навяжут Евросоюзу свое топливо, но и укоротят поводок, на котором держат европейское сообщество.

Германия, хотя и является наиболее заинтересованной в реализации проекта стороной, в число возможных бенефициаров не входит. 7 млрд кубов, даже будь они все прокачаны на немецкую территорию, проблему снабжения ее энергоносителями не решат – страна ежегодно нуждается примерно в 100 млрд кубометров голубого топлива.

Зато в случае начала работы «Северного потока – 2» Берлин смог бы не только зарабатывать себе деньги для бюджета, продавая топливо остальным членам ЕС, но еще и при этом твердо держать вожжи управления Евросоюзом в своих руках. Отказавшись от российского газопровода – и перейдя на другой, хотя бы и испанский – Германия сама себя переведет в число стран ЕС, зависимых от чужого мнения.

Понимают ли это в Берлине, мы узнаем летом текущего года. Именно тогда в Мадриде состоится Генеральная Ассамблея НАТО, где и планируется рассмотреть вопрос о возрождении проекта MidCat и его последствиях. 

..............