Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

8 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

18 комментариев
7 февраля 2022, 20:30 • Экономика

Новую атаку на «Северный поток – 2» готовят в Испании

Новую атаку на "Северный поток – 2" готовят в Испании

Новую атаку на «Северный поток – 2» готовят в Испании
@ Jens Büttner/ZB/Global Look Press

Tекст: Владимир Добрынин

Газопровод под названием MidCat должен спасти Европу, страдающую от дефицита газа – и позволить отказаться от запуска российского «Северного потока – 2». По крайней мере, эта идея озвучена европейской прессой. О каком газопроводе идет речь, почему не так давно его проект был фактически похоронен – и где Евросоюз найдет газ для того, чтобы его заполнить?

Испанская La Vanguardia взбудоражила страны Евросоюза заявлением о необходимости срочного строительства газопровода, соединяющего Каталонию с Германией. Текст убеждает читателей (и, в частности, руководящих лиц государств, входящих в Североатлантический альянс и ЕС) в том, что существуют достойные альтернативы «Северному потоку – 2». Например, надо только немного вложиться в возрождение проекта газопровода под названием MidCat.

Что такое MidCat и почему его похоронили?

При ориентировочной стоимости 400 млн евро MidCat, обещавший качать из Барселоны во Францию и Германию 7 млрд кубометров газа ежегодно, был «убит» решением испанской Национальной комиссии по рынкам и конкуренции (CNMC) и французской Комиссии по регулированию энергетики. Произошло это еще в 2019 году. Мадрид и Париж совместными усилиями подсчитали, что «эта нитка не будет рентабельной по причине быстро развивающегося процесса замены энергии, производимой на основе ископаемого топлива, энергией, получаемой из возобновляемых источников».

В 2019 году СМИ европейских стран пестрели победными реляциями о том, что «уголь, атом и газ – вредное для окружающей среды сырье, которое успешно вытесняется ветром и солнцем». Сообщалось, что в общем объеме вырабатываемой и потребляемой Европой энергии доля зеленого электричества уже превышает 50%.

Отправка газа на свалку истории была, казалось, делом решенным. И нагрянувшая пандемия только укрепила евросоюзные верхи в этом мнении: производство в 2020 году сильно скукожилось, и энергии, создаваемой ветряками и солнечными панелями, для всех хватало.

Но в 2021 году экономики стран ЕС начали выходить из кризиса, спрос на электричество заметно возрос, а «зеленое предложение» катастрофически перестало его удовлетворять. В Европе разразился энергетический кризис. Экономическая ситуация заставила «Содружество двадцати семи» вернуть газу статус экологически чистого сырья (как и мирному атому). А скакнувшая в несколько раз цена на голубое топливо позволяет сегодня реанимировать проекты, еще вчера признанные нерентабельными.

Только теоретически

Идея правительства Испании возродить MidCat в целом понятна. Пиренейское королевство, по задумке, не только получит евроинвестиции в свою экономику, но и станет хорошо зарабатывать деньги на прокачке топлива в Центральную Европу.

Это теоретически. А что на практике?

Испания собственных залежей газа не имеет. Свои потребности в голубом топливе удовлетворяет за счет поставок из Алжира и добычи несколькими испанскими компаниями сырья на месторождениях, расположенных за пределами страны. Лишнего газа у страны нет – Алжир поставляет в Испанию ежегодно до 13 млрд кубометров, закрывая тем самым ее потребности в этом виде топлива на 40–50%.

Прокладывать новую трубу из североафриканского государства нет ни смысла, ни возможностей: общегодовая добыча газа Алжиром составляет 20–22 млрд кубов. Нарастить объемы добываемого сырья Алжир не способен.

Откуда же возьмется газ в барселонской трубе, ведущей во Францию с Германией? В тексте La Vanguardia упоминается «завод по регазификации в порту Барселоны, крупнейший в Европе, который может быть подключен напрямую к MidCat».

Регазификация – это, как известно, процесс возвращения голубого топлива из жидкого в газообразное состояние. То есть наполнять реанимируемый газопровод планируется сжиженным природным газом (СПГ), поставляемым откуда-то из-за пределов Европы. Потенциальных продавцов, которым удобно (выгодно ли – другой вопрос) возить газ в упомянутый выше средиземноморский порт, видится только два. Это Катар и США.

Маленький арабский эмират – настоящий гигант в производстве СПГ. Со своими 107 млн тонн ежегодно вырабатываемого сжиженного продукта (1 тонна – это примерно 1,38 тыс. кубометров природного газа после регазификации) он уверенно занимает первое место в мире по объемам его экспорта.

Казалось бы, Катар всегда способен будет выручить Европу и найти для нее лишние 5, 10, 15, 20 млн тонн СПГ (плюс к ежегодно поставляемым 32 млн тонн). Но нет – все расписано на годы вперед, и нарушить имеющиеся контракты Доха сможет лишь в случае, если европейцы заплатят не только цену продукта, но и неустойку получателям, чьи интересы от этой переориентации поставок пострадают. Сжижающие установки Катара работают на пределе возможностей. Резервов для дополнительного производства у страны просто нет, и об этом власти Катара неоднократно заявляли публично.

Вряд ли следует сомневаться, что реанимацию MidCat поддержат США, настроенные остановить российский газопровод «Северный поток – 2» и навязать Европе свой СПГ. Но тут опять-таки загвоздка с ценой. Пока Азия платит больше, чем Европа, американского газа последней не видать.

Так что теоретически Барселона привозимый кем-либо сжиженный природный газ «съест». Да только кто ж его даст?

Кто останется в выигрыше?

Получателями дивидендов в случае реанимации проекта видятся три государства – Испания, Франция и США. Первая укрепит свои позиции ведущего газового хранилища Европы (по данным испанских СМИ, «около 30% общеевропейского объема хранится в резервуарах, расположенных на территории пиренейского королевства) и получит возможность несколько увеличить свой политический вес в ЕС.

Париж тоже сможет зарабатывать на прокачке. Но куда большим стимулом в проталкивании упомянутого проекта для Франции служит возможность с его помощью несколько ослабить политические позиции Германии в ЕС и при этом усилить свои.

Штаты же не только навяжут Евросоюзу свое топливо, но и укоротят поводок, на котором держат европейское сообщество.

Германия, хотя и является наиболее заинтересованной в реализации проекта стороной, в число возможных бенефициаров не входит. 7 млрд кубов, даже будь они все прокачаны на немецкую территорию, проблему снабжения ее энергоносителями не решат – страна ежегодно нуждается примерно в 100 млрд кубометров голубого топлива.

Зато в случае начала работы «Северного потока – 2» Берлин смог бы не только зарабатывать себе деньги для бюджета, продавая топливо остальным членам ЕС, но еще и при этом твердо держать вожжи управления Евросоюзом в своих руках. Отказавшись от российского газопровода – и перейдя на другой, хотя бы и испанский – Германия сама себя переведет в число стран ЕС, зависимых от чужого мнения.

Понимают ли это в Берлине, мы узнаем летом текущего года. Именно тогда в Мадриде состоится Генеральная Ассамблея НАТО, где и планируется рассмотреть вопрос о возрождении проекта MidCat и его последствиях.