Бахтияр Бабаджанов Бахтияр Бабаджанов Откуда у трудовых мигрантов в России тяга к исламу

Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Зеленский сменил призрачный мир на бесконечную войну

Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.

5 комментариев
Андрей Перла Андрей Перла Про Армению надо временно забыть

Последние заявления армянского премьер-министра ставят перед нами простой и важный вопрос: что России делать с Арменией? А может быть, вопрос еще проще: стоит ли вообще с ней что-то делать или пусть армяне разбираются с собой сами?

37 комментариев
27 июля 2012, 22:10 • Экономика

Меньше чем катастрофа

Засуха поднимет цены на муку, макароны и мясо

Меньше чем катастрофа
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Из-за аномальной жары урожай зерновых окажется на 15 млн тонн меньше прошлогоднего, хотя и выше, по словам главы Росгидромета, чем «катастрофический неурожай в 2010 году». С начала года зерновые в опте подорожали на 40–50% и скоро прибавят еще 20–30%. Это приведет к разгону инфляции и подорожанию продуктов питания, в том числе муки, макарон и мяса.

Засуха, с которой столкнулись уже в 16 регионах России, может привести к катастрофическому неурожаю в этом году, заявил глава Росгидромета Александр Фролов на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в пятницу.

Тенденция роста цен на зерновые в России продолжится на фоне сокращения предложения на рынке: в среднем на 20-30%

Росгидромет прогнозирует урожайность зерновых и зернобобовых культур в 2012 году на уровне 77–80 млн тонн. Это на 7–10 млн тонн меньше, чем в среднем за пять лет, и на целых 15 млн тонн меньше, чем в прошлом году. «Но это выше, чем катастрофический неурожай, который был в 2010 году», – отметил Фролов, передает «Интерфакс».

При этом эксперты ожидают еще более серьезного падения урожая. В целом ряде районов основных зернопроизводящих регионов Центрального, Поволжского, Южного, Уральского и Сибирского федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации.

От аномальной жары посевы пострадали на 4,4 млн га, что составляет около 6% от их общей площади. Однако Минсельхоз заявил, что пока не обладает оценками по размеру ущерба от засухи.

Между тем ситуация в Краснодарском крае с урожаем не была так ужасна последние полвека. Во всем виноваты сильные заморозки поздней осенью и засуха летом. Валовый сбор зерна в этом году составил всего 5,5 млн т, тогда как в прошлом году было собрано 9 млн т зерновых, а вместе с кукурузой и рисом – целых 11,5 млн т. «Такого неблагоприятного года с войны не было, сказал Ткаченко (глава краснодарского краевого гидрометеоцентра)», – писал в своем «Твиттере» в середине июня краснодарский губернатор Александр Ткачев.

Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу и министру сельского хозяйства Николаю Федорову подготовить предложения о комплексной поддержке агропроизводителей в связи с аномальной жарой и засухой в ряде регионов. В том числе, необходимо проанализировать ситуацию и прогнозы, чтобы понять, надо ли будет России проводить товарные интервенции на рынке зерна.

Минсельхоз в свою очередь отрапортовал, что готов при необходимости к проведению точечных товарных интервенций на рынке зерна. «Но думаю, что необходимость в глобальной, мощной интервенции пока не усматривается», – отметил глава ведомства Николай Федоров. По его словам, товарные интервенции могут быть проведены «по самым проблемным регионам».

Механизм товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда) и закупочных (закупка государством зерна) интервенций действует в России с 2001 года. Он направлен на стабилизацию цен на рынке зерна и поддержку сельхозпроизводителей. При резком росте цен государство продает зерно из госфонда и тем самым останавливает подорожание, при падении цен – снимает лишнее зерно с рынка для того, чтобы прекратить его удешевление.

Между тем цены на зерновые уже начали расти. Согласно данным «ПроЗерно», на минувшей неделе продовольственная пшеница 3-го класса подорожала до 7780 рублей за тонну (европейская часть РФ), что на 280 рублей больше, чем неделю назад. Средняя цена на это зерно в июне составила 6946 рублей за тонну, в июле 2011 года – 5323 рубля.

Продовольственная пшеница 4-го класса также подорожала на 280 рублей – до 7560 рублей за тонну. В июне средняя цена этого зерна составляла 6640 рублей за тонну, в июле 2011 года – 5053 рубля.

Но более высокими темпами дорожала фуражная пшеница. На минувшей неделе цена повысилась на 305 рублей – до 7140 рублей за тонну. Средняя цена в июне составила 6313 рублей, в июле 2011 года – 4814 рублей.

Ячмень за неделю стал дороже на 230 рублей за тонну, его цена составила 6610 рублей против 5631 рубля в июне и 5094 рублей – в июле 2011 года.

В конце марта этого года в соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» Минсельхоз издал приказ о предельных уровнях максимальных цен на зерно, при достижении которых в 2012 году проводятся государственные товарные интервенции. В зависимости от регионов цены на пшеницу 3-го класса определены в границах 6050–7550 рублей за тонну, пшеницы 4-го класса – 5400–7150 рублей, пшеницу 5-го класса – 4550 рублей.

«На фоне снижения ожиданий по валовому сбору зерна уже в течение последних нескольких месяцев на рынке наблюдается выраженный рост цен, который в последние недели фактически перерос в ценовое ралли. Каждую неделю цены в среднем прибавляют по 5%. С начала года зерновые культуры в среднем подорожали на 40–50%», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина.

Дополнительным драйвером разгона цен выступает неблагоприятная ситуация на мировых рынках. «Снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур ожидается сразу в целом ряде стран, занимающих ведущие позиции в мировом агропромышленном производстве. Это, естественно, отражается и на ценовой ситуации в России», – говорит Мишутина.

Мировые цены на зерно на минувшей неделе достигли максимальных значений за последние полтора года – 315–339 долларов за тонну. За неделю рост составил от 4,5% до 9,9%. Основной причиной считается засуха в США, прежде всего, в районах выращивания кукурузы. Международный совет по зерну за текущий месяц сразу на 58 млн тонн снизил прогноз мирового сбора зерна в этом году. Новый прогноз составляет 1810 млн тонн против 1868 млн тонн по прогнозу в начале месяца. Мировой урожай прошлого года оценивается в 1846 млн тонн.

В ближайшее время тенденция роста цен на зерновые в России продолжится на фоне сокращения предложения на рынке: в среднем вполне вероятен рост на уровне 20–30%, считает Мишутина. Безусловно, эта ситуация на зерновом рынке окажет заметное давление на инфляцию в целом, добавляет эксперт.

Рост оптовых цен на зерновые приведет к удорожанию продуктов питания и окажет негативное влияние на отечественное животноводство, особенно птицеводство и свиноводство. Уже в скором времени стоит ожидать повышения цен на муку и хлебобулочные изделия и макароны. Рост цен на хлеб, вероятно, приостановят административными мерами, как это обычно делается. Животноводство пострадает из-за роста цен на комбикорм, а он в себестоимости продукта занимает более половины конечной стоимости.

Тем не менее, Мишутина считает, что маловероятно развитие сценария, как это было в 2010 году, когда России пришлось установить эмбарго на экспорт зерна. «В целом даже урожая на уровне 80 млн тонн достаточно для обеспечения внутреннего потребления и сохранения стабильного баланса рынка даже с учетом экспорта в объеме свыше 10–12 млн тонн», – говорит Мишутина.

Эмбарго на экспорт зерна было введено 15 августа 2010 года после того, как из-за аномальной жары и засухи Россия потеряла почти треть урожая зерна (было собрано всего 60,9 млн тонн против 97 млн тонн годом ранее). Сначала эмбарго действовало до 31 декабря 2010 года, но затем запрет было решено продлить до 1 июля 2011 года.

Между тем введение эмбарго тогда позволило снизить цены на зерно с 7,5–8 тыс. рублей за тонну до 5,4–5,2 тыс. рублей, а также помогло животноводству нарастить прибыль. Однако, с другой стороны, негативно сказалось на финансовых показателях зернотрейдеров.

..............