Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
3 декабря 2012, 18:55 • Культура

Тот поступает мудро

На 96-м году жизни в Москве скончался Федор Хитрук

Тот поступает мудро
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

Сейчас, когда советское культурное наследие быстро вытесняется из рациона младшего поколения совсем другой продукцией, едва ли не самым долговечным плодом советской эпохи оказывается старая добрая мультипликация. Такая победа живых картинок над временем была бы невозможна без уникальной творческой школы и ее славнейшего представителя – Федора Савельевича Хитрука.

Создатель «Винни-Пуха», «Каникул Бонифация» и «Человека в рамке», родившийся в 1917 году в Твери, посвятил мультипликации всю жизнь и сделал гораздо больше, чем может припомнить среднестатистический зритель, пусть даже неплохо знакомый с творчеством мастера.

Рисованные истории Хитрука о человеческом одиночестве, разобщенности и неумолимой власти системы

Помимо полутора десятков режиссерских работ, каждая из которых вошла в золотой фонд отечественного мультипликационного кино, на счету Федора Хитрука огромное количество фильмов, в производстве которых он участвовал в качестве художника. Это совершенно закономерно, ибо самым ранним его профессиональным увлечением было рисование, собственноручное создание визуальных образов оставалось постоянным его занятием на протяжении всего творческого пути.

Мультипликация Хитрука – из тех немногочисленных явлений, что не только дарят радость на протяжении многих десятилетий, но и объединяют нацию в исторической перспективе, как бы пафосно это ни звучало. «Каникулы Бонифация» и три хрестоматийных мультфильма о Винни-Пухе не сходят с экранов уже почти полвека, и в ближайшем будущем их востребованность в рамках домашнего просмотра останется, скорее всего, точно такой же.

Тот факт, что сегодняшняя дошкольная аудитория с удовольствием смотрит эти мультфильмы, принципиально важен для поддержания связи между поколениями: какие бы конфликты ни угрожали взаимопониманию отцов и детей, у них, тем не менее, есть какой-никакой общий язык, и глубокомысленные фразы рисованного медведя занимают в этом языке далеко не последнее место.

#{image=680692}При этом взрослым не приходится припоминать хитруковского «Винни-Пуха» как стародавнее «заархивированное» впечатление, погребенное под ворохом других воспоминаний, или настраиваться на это зрелище как на что-то специфически детское: «Винни-Пух», кажется, никуда не уходил, он все время был рядом, и при случае его всегда пересматриваешь заново. Бонифаций и Винни-Пух любимы маленькими детьми в той же степени, что и их родителями, а также родителями родителей. Это последнее обстоятельство лишний раз доказывает, что анимация – кино для всех возрастов.

Впрочем, именно Хитрук был одним из главных создателей такого специфического, хотя и совершенно необходимого жанра, как мультфильмы для взрослых. В таких работах, как «Человек в рамке» и «Остров», он продемонстрировал совершенно иное, публицистическое и философское измерение мультипликации, заговорив со зрителем на языке емких символов, броских примет времени и метких карикатурных образов.

Рисованные истории Хитрука о человеческом одиночестве, разобщенности и неумолимой власти системы – та удивительная точка, в которой сходятся несколько разных, но, как выясняется, родственных художественных линий. Высокая поэтика притчи соединяется в этих вещах со злободневностью фельетона, а советская сатирическая традиция, включающая в себя творчество карикатуристов из «Крокодила» и плакаты Маяковского, сочетается с горькой иронией и гиперболичностью кафкианских масштабов.

Недаром «взрослые» вещи Хитрука оказались столь хорошо понятными и востребованными за рубежом, причем не только в статусе классики по прошествии долгого времени, но и непосредственно после создания, в эпоху, когда еще существовал пресловутый железный занавес. Тот же «Остров», снятый в 1973-м, в 1974-м завоевал каннское гран-при – Золотую пальмовую ветвь за лучший короткометражный фильм. Такое молниеносное мировое признание совершенно не удивительно: эта грустная, но все же оптимистичная рисованная притча не требует перевода, а по выразительности не уступает ни фильмам Диснея, ни рисункам Херлуфа Бидструпа. «История одного преступления» – трагикомический рассказ о человеке, доведенном до исступления мешающими отдыху посторонними звуками, – стала работой поистине прорывной, обозначив переход от «постдиснеевской» мультипликации к более аутентичному, узнаваемо отечественному визуальному языку.

И сегодня, когда мультипликацию сменила недостаточно внятная и вторичная анимация, наследие Хитрука приобретает новую, специфическую актуальность: пересматривая его работы, веришь в то, что чудо повторится и кто-нибудь снова найдет верную фактуру, способную сделать отечественное рисованное кино полновесным мировым явлением.

..............