Взгляд
27 сентября, вторник  |  Последнее обновление — 16:19  |  vz.ru
Разделы

Почему Эрдоган вцепился в Сирию

Александр Свистунов
Александр Свистунов, Историк, журналист
Больше всего текущее положение выгодно американцам – они откровенно не хотят, чтобы Асад и Эрдоган встречались и о чем-то договаривались. Подробности...

Выпейте яду и освобождайте жилплощадь

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Грань между «добровольным самоубийством», «соблазнением на самоубийство», «доведением до самоубийства», «принуждением к самоубийству» неизбежно оказывается стертой. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Господь не помогает боязливым

Андрей Медведев
Андрей Медведев, Политический обозреватель
Меня коробит, когда я слышу, что уезжающих называют «крысами, которые бегут». Перестаньте. Это люди. Слабые. Испуганные. Но люди. Кто-нибудь из них, возможно, передумает и вернется назад. Мы что, отвергнем их? Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...

В Австралии прошли акции протеста против британской монархии

По всей Австралии, которая входит в состав Британского Содружества и где формально главой государства является король Великобритании, прошли акции протеста против монархии и, как говорят организаторы, расистского колониального империализма. В Мельбурне состоялась самая массовая акция – на улицы вышли тысячи людей
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Опубликованы кадры с места утечки на «Северном потоке»

    Главная тема


    Россия перетягивает Глобальный Юг на свою сторону

    экспортные газопроводы


    Названы возможные варианты диверсий на «Северных потоках»

    задержание дипломата


    Эксперты: Япония пошла на эскалацию в отношениях с Россией

    генсек Олимпийского комитета РФ


    Тарасова и Винер прокомментировали отъезд из России олимпийской чемпионки Давыдовой

    Видео

    правая коалиция


    Новую власть Италии правильнее считать фашистской

    нападение на школу


    Трагедию в Ижевске связали с украинским неонацизмом

    энергетический кризис


    Европейские беды сулят США огромные выгоды

    план действий


    Зачем США раздувают фейк о «ядерных угрозах» России Украине

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    Среди ваших знакомых есть люди, получившие повестки в рамках объявленной частичной мобилизации?

    Горе луковое

    Разбойник из Шервудского леса вышел у Скотта типичным коммунистом
       14 мая 2010, 09:00
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Дмитрий Дабб

    Фильм Ридли Скотта имеет мало общего с историей веселых разбойников из Шервудского леса просто потому, что предваряет описанные в легенде события. Злейший враг Робина Гуда – ноттингемский шериф – промелькнет здесь лишь в паре эпизодов, основной же хронометраж ленты достался политическим интригам, масштабным побоищам и шуткам ниже пояса. Несмотря на всё это, картину Скотта можно признать практически идеальным фильмом для детей и юношества. В ком ребенок жив, тот оценит.

    Будь товарищ Суслов в здоровье и в должности, он обязательно бы санкционировал выход данной ленты в советский прокат, хотя несколько невинных эротических сцен всё равно пришлось бы ампутировать в монтажной Мосфильма. А месяц спустя Робин Лонгстрайд неизбежно бы стал главным героем ребячьих игрищ, предводителем ватаги «наших» (в данном случае – англичан, просто «наши» – это всегда «хорошие», будь они хоть белорусские партизаны, хоть тутси), что обороняются от «врагов» (французов, но могли бы быть фашисты или хуту). Ибо есть у нас еще бечевка на луки, фанера на мечи и трубка, чтоб жеваной бумагой плеваться.

    Рассел Кроу с его лицом невыспавшегося лесничего смотрится бессмысленной жертвой на алтарь мачизма

    Понятно, что «вор в капюшоне» Робин Гуд всегда был идейно близок большевикам, благо в главном принципе своем – «грабь награбленное» – они удачно совпали. Но в версии Ридли Скотта разбойник из Шервудского леса вышел совсем уж «красным» – как кхмер, помидор и спасательный жилет. Дело не только в перечне его противников – «эксплуататоров трудового народа» (церковь, король, охранка) и «фашистских захватчиков» (французская солдатня сжигает живьем детей и женщин с рвением гитлеровцев и их же методами), но и в гуманистической риторике общечеловека, а также в стремлении даровать «свободу, равенство и братство» всем подданным английской короны.

    Новый Робин сопереживает убиенным мусульманам (что оценили бы в Политбюро и еще оценит левая европейская интеллигентщина) и видит делом всей жизни утверждение Великой хартии вольностей, за подписание которой королем боролся еще его отец. Ввиду этого жанр фильма сползает то в псевдоисторический пеплум, то в политический боевик, но главным его зрителем всё равно остается пацан с рогаткой. Чтобы отбросить все сомнения на сей счет, Скотт являет в сцене главной битвы отряд беспризорников на пони, что клюква та еще, но целевая аудитория оценит.

    По сюжету йомен Робин Лонгстрайд служит лучником при Ричарде Львиное Сердце, что возвращается в Лондон после десятилетнего крестового похода. «Храбрый, честный, наивный – настоящий англичанин», – характеризует его монарх и сажает в колодки за сомнения в том, что резать мухаммедян целесообразно. Гибель Ричарда открывает Робину путь к побегу, меж тем на трон восходит Иоанн Безземельный – правитель настолько бездарный, что монаршьи дома Европы впредь зарекутся крестить детей подобным именем. Науськанный подкупленным французами двурушником Годфри, новый король развязывает в Англии террор, что ставит страну на грань гражданской войны, а тем временем эскадра Филиппа II Августа уже готовится высадить десант на южный берег Британии.

    Что до Робина, усыновленного по случаю бароном Ноттингема, он в этом фильме однолик, зато многорук: одной бьет иноземную нечисть, другой защищает честный люд от короля-самодура, третьей сеет отобранное у епископа зерно, четвертой голосует за свободу и право каждого кормиться от охоты на оленей, что поголовно принадлежат династии Плантагенетов. Выглядит всё это легковесней, чем слышится: к героико-историческому эпосу «Робин Гуд» Ридли Скотта имеет такое же отношение, как и «Три мушкетера» Юнгвальд-Хилькевича. Обошлись, конечно, без Боярского и прочих «мерси боку», но еще не факт, что это плюс. Вполне возможно, что – недоработка.

    Будучи чистокровным англичанином, Ридли Скотт всегда выглядел сыном зажиточной Америки, где ратный подвиг ценят за спецэффекты, мораль – за прямоту, актеров – за стать и мускулы, а любому кино предпочитают жанровое. Большой стиль, конечно, тоже ценится, но его дядя Сэм бережет для земляков, предпочитая, чтобы ленты бесхитростные и зрелищные снимали растиньяки из европ – французы, финны, голландцы и, разумеется, британцы, к коим относится чуть свысока. Скотт уникален тем, что предложенным ему амплуа остался вполне доволен и к терновому венцу артхауса не рвался никогда.

    Удивительно всеядный по части жанров и эпох (персональный календарь Скотта ведет отсчет от Великого Рима и прерывается в непрекрасном далеко, когда Чужого за хвост поймали), он аккуратно выдавал на один кассовый шедевр один кассовый провал, сделав героями своего типично мужицкого кино опасных самок с тестикулами («Тельма и Луиза», «Чужой», «Солдат Джейн») и поглощенных Идеей изгоев, что творят историю («Гладиатор», «1492», тот же «Робин Гуд»).

    В «Гуде» его подчеркнутые космополитизм, антипатриотичность и плевое отношение к Короне проявились в полной мере. Пускай в разработку и был взят один из главных (наряду с королем Артуром) сюжетов Британии, но короля Ричарда играет американец Дэнни Хьюстон, короля Иоанна – латинос Оскар Айзек (что, вообще-то, Чавесу на смех), а топовые роли разбойника из Шервуда и лэди Мэрион отошли австралийцам Расселу Кроу и Кейт Бланшетт, что пополнила скоттовскую коллекцию вооруженных и очень опасных феминисток.

    Причем если на Бланшетт образы из английского средневековья традиционно сидят как влитые, то ставку на Кроу можно считать спорной. Роль Робина Гуда всегда доставалась секс-символам вроде Эролла Флинна, Кевина Костнера или Шона Коннери, и Рассел «бей-в-рыло» Кроу с его лицом невыспавшегося лесничего в их ряду смотрится бессмысленной жертвой на алтарь мачизма. Впрочем, для Скотта он то же, что Депп для Бартона, Ди Каприо для Скорсезе и Тихонов для Ростоцкого, – талисман, символ и bel ami (не подумайте плохого).

    #{movie}А вот в выборе исторической эпохи для лучшего лучника Англии Скотт, напротив, решил не оригинальничать. Как и большинство предшественников, он следует в фарватере своего однофамильца – Вальтера Скотта, что ничтоже сумняшеся совместил историю (королей Ричарда и Иоанна) с легендой (собственно Робина Гуда) в декорациях конца XII века, хотя разбойник из Шервуда, как уверяют исследователи, лет на 150 постарше будет.

    Другой вопрос, что эта деталь автоматически выступает индульгенцией и режиссерским фантазиям (например, в том, что касается смерти Ричарда и обстоятельств жизни его матери – Элеоноры Аквитанской), и откровенным «стрелкам осциллографа», вроде широкого использования в кадре бокалов из чистого стекла. То есть соревноваться в эрудиции в случае с «Робином Гудом» не умнее, чем с «Фанфан-тюльпаном». Ибо – сказка это. Абсолютная условность с прицелом на детей, которым подобных тонкостей британской истории на дом еще не задавали.

    Несмотря на нагромождение сюжетных вилок и обилие политических коннотаций, картина у Скотта вышла простой, как таблица умножения, и однозначной, как Владимир Вольфович. Персонаж средневековых баллад выписан эдаким человеком-комиксом, геройским героем, что противостоит злодейским злодеям, в первую очередь демоническому предателю Годфри (Марк Стронг – «Шерлок Холмс», «Пипец»). Для того чтобы фильм временно стал «самым любимым» у любого четырнадцатилетки – самое оно. И если жив у вас внутри шпаненок с мечом из хоккейной клюшки или санитарка, что доставала из школьного ранца бинт, карамель да зеленку, картина вам понравится, и очень. А в ком мертв, тот зануда, старпер, и мы с тем не дружим.

    В этом смысле примечательно, что при всём обилии трупов, без коих в богатых на батальные сцены постановках попросту не обойтись, расчлененка в кадре присутствует в гомеопатических дозах. Всю кровищу режиссер предусмотрительно разбавил (как в переносном, так и в прямом смысле – водами Ла-Манша), а уж рисовать (на манер Никиты Сергеевича) боевые полотна из кишок и других внутренностей даже и не пытается – ведь дети смотрят.

    Откуда в известном мастере пафосных пеплумов и круто сваренных боевичков вдруг взялось несвойственное ему ранее ребячество (если не считать «Белого шквала», где Джефф Бриджесс студентов за моря в пиратов играться возил), понятно – возраст. «Что старый, что малый – разбойник удалый», и 72-летний Скотт бережно собрал в своем фильме всё, что роднит пионерию с пенсионерией: войну давно минувших дней, преданья старины глубокой, стереотипы (так, Филипп II Французский демонстративно объедается устрицами), апломб, нелепые красивости, лязг клинков о кольчугу, условных «плохих», условных «хороших» и скабрезные шуточки – почему Малыш Джон именно Малыш, вам объяснят популярно и с интонацией развратного старикашки.

    Его следующим проектом обещает стать приквел к «Чужому», в чем тоже можно усмотреть прихоть ветерана, впавшего в детство: мол, игрались вы в мои игрушки да всё попортили, сволочи. Но есть и иная версия. Судя по тому же «Чужому», по старым наработкам и любимым приемчикам, что вобрал в себя «Робин Гуд», учитывая, наконец, тот факт, что в Британии фильм выходит в комплекте с документалкой о «реальном разбойнике из Шервуда», Скотт начал формировать своё программное послание, где делает акцент на том, чем хочет войти в киноисторию и что считает своим наследием.

    Всё-таки кровь не обманешь: земляки Шекспира острее многих чувствуют момент, когда должен упасть занавес.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •