19 июня, среда  |  Последнее обновление — 15:57  |  vz.ru
Разделы

В чем отличие России от Индонезии

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Когда пытаются объяснить, что в Россию инвесторы не приходят, потому что власть у нас ужасна и авторитарна, это лукавство. Инвестиции – это не про бизнес, прибыль и тем более дружбу. Это про политику, контроль и влияние. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Если довериться России, то откроется тайна

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Россия – это такая страна на ладошке у Бога. Если ты хороший человек и тебе в глубине души что-то очень надо, то она тебе даст – щедро и весело плеснет в лицо радугой, предутренней дымкой, белыми ночами и светом фонарей на Рубинштейна. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Чужой Георгий Жуков и власовцы под кроватью

Дометий Завольский, историк-архивист
То, что новые красные сейчас именуют «борьбой за историю», уместнее всего назвать даже не мракобесием, а изуверством. Изуверство – это не жестокость. Это искаженная, выродившаяся вера, ведущая ко всяческим мерзостям. Подробности...
Обсуждение: 41 комментарий

    Во французском Ле-Бурже открылся международный авиасалон

    Во Франции стартовал международный аэрокосмический салон «Ле-Бурже – 2019». В мероприятии примут участие 48 стран и более 300 тыс. человек. Шире всего в Ле-Бурже будут представлены разработки компаний из Франции, США, Германии, Британии, Италии, Израиля и России
    Подробности...

    Чернобыль переживает туристический бум

    После выхода британского мини-сериала «Чернобыль» поток туристов в Чернобыльскую зону отчуждения вырос в разы. В Припять массово возят групповые экскурсии, а в соцсетях можно найти тысячи фотографий посетителей Зоны
    Подробности...

    Как американские военные корабли бесчинствуют в Мировом океане

    В пятницу в Восточно-Китайском море произошло опасное сближение российского противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» и американского эсминца Chancellorsville. По оценке российской стороны, именно американский корабль подошел на расстояние до 50 метров. Этот случай заставляет вспомнить инциденты, которые закачивались столкновением кораблей
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ДНР отреагировали на выводы следователей по крушению МН17

        Главная тема


        За "осквернение" британских могил в Крыму Лондон должен винить себя

        особый случай


        Шарий усомнился в случайном самостреле депутата Рады Тымчука

        политический опыт


        Психологи оценили бездействие Зеленского в инциденте с Меркель

        будущее человечества


        Космонавты оценили перспективы неземного рождения россиянина

        Видео

        сегмент авиаперевозок


        Российский авиапром нацелился на уникальную нишу мирового рынка

        торговые пошлины


        Индия открывает новый фронт торговой войны с США

        «душитель свободы»


        Деятельность Бобкова в КГБ вызывает серьезные вопросы

        особый случай


        Конфликт в Чемодановке доказал недопустимость самосуда

        викторина


        В чём Россия первая в мире?

        Импичмент для Трампа


        Дмитрий Дробницкий: Начало конца демократической легитимности

        Спасительное двуязычие


        Глеб Простаков: Русский язык – залог сохранения Украины

        Изгнание олигарха


        Геворг Мирзаян: Москва и Запад вместе победили в Молдавии

        на ваш взгляд


        Сколько детей в вашей семье?

        Зло на экспорт

        6 февраля в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля покажут фильм Павла Бардина «Россия 88»

        6 февраля 2009, 13:20

        Текст: Евгений Светланов

        Версия для печати

        Говоря о каком-либо общественном зле, художник неизбежно сам становится объектом критики: общество никогда и нигде не бывает готово услышать о себе правду. Кинолента «Россия 88», рассказывающая о российских неонацистах, затрагивает тему настолько больную для нашего общества, что двести раз еще подумаешь: стоит ли об этом говорить, говорить так – жестко, публицистично, эмоционально? Журналист и режиссер Павел Бардин сделал свой фильм настолько близким к реальности, что многие до сих пор по ошибке называют это кино документальным.

        Вообще-то, о скинхедах говорят, пишут и снимают во всем мире: это давно уже стало проблемой общемировой.

        Россия столкнулась с этим явлением относительно недавно: несмотря на то что фильм Бардина по форме сделан в очень популярном ныне формате документальной драмы, по сути своей он очень напоминает манеру позднесоветского, перестроечного кино, которое так же пыталось разобраться в психологии, мотивациях антигероев.

        Фильм основан на реальных фактах и практически дословно воспроизводит будни неонацистской группировки. По сюжету банда скинхедов «Россия 88» снимает агитационные ролики для того, чтобы выкладывать их в Интернете. Попутно камера (мы видим происходящее глазами «сочувствующего» оператора) фиксирует жизнь группировки: встречи, тренировки, погромы, собрания. Главарь банды Штык обнаруживает, что его сестра встречается с кавказцем. Семейная драма перерастает в трагедию. Камера сопровождает героев до самой развязки.

        Наивно-шекспировский сюжет фильма – это лишь отвлекающий маневр: на самом деле главное здесь не действия, а мысли «героев». Автору, как и всем нам, неоднократно приходил в голову вопрос: как в стране, победившей фашизм, возможны его последователи? Вот режиссер и пытается влезть в черепную коробку неонациста, заглянуть вовнутрь – что там случилось, как возник этот сбой в человеческой программе, насколько это серьезно?

        Надо отметить, во-первых, мастерскую и попросту феноменальную актерскую игру Петра Федорова («Обитаемый остров»): это настолько сильная и, главное, убедительная работа, что постоянно приходится напоминать себе во время просмотра: это кино, это кино… Федоров играет именно ту психологическую смесь интеллектуальной наивности и немотивированной агрессивности, которая порождает современных монстров.

        День рождения героя, песни под гитару, вот герой убежденно бьет по струнам, произнося на манер заклинания известные строки: «Эта земля была нашей!.. Она умрет, если будет ничьей! Пора вернуть эту землю себе!» Известная песня БГ, бывшая в 80-е годы гимном свободы и освобождения от идеологического гнета, – куда уж, казалось бы, яснее и прозрачнее! – в исполнении скинхеда неожиданно приобретает зловещий, прямо противоположный смысл.

        Это вызывает, как ни странно, комическую реакцию – потому что в первую очередь отражает не столько степень агрессии, сколько степень наивности. «Если бы я стал президентом, знаешь, что в первую очередь бы сделал? – откровенничает один из скинхедов. – Я первым делом поехал бы Питер жечь». Ненависть противоречит любой логике, даже простейшей: ненависть к «чужим вообще» распространяется и на «своих» в том числе; в основе ненависти национальной лежит ненависть к другому в принципе.

        Авторы фильма признавались, что герои фильма выглядят все же несколько человечнее и, главное, художественно «интереснее» прототипов (в том, что прототипы были, сомнений, увы, не возникает). С этим как бы понятно – как и гражданская, общественная позиция режиссера и съемочной группы тоже ясна: но Бардин, будучи не просто честным человеком, но и честным художником, пытается все же отыскать логическое объяснение поведению героя, а не только вынести приговор.

        «Откуда ты такой? – спрашивает отец героя за праздничным столом. – Откуда ты взялся такой? Ведь ты знаешь, что у нас в семье всегда одинаково относились к людям любой национальности… Мы всегда с матерью работали, мы честно жили…»

        «Да ты вокруг посмотри, на себя посмотри, ты же никто, ты лузер!» – срывается вдруг сын-скинхед.

        Камера между тем фиксирует убогий быт: стандартная хрущевка на окраине, засаленные обои, выцветшие ковры на стенах и салат оливье на столе – жирный, лоснящийся, отливающий какой-то беспросветной тоской. Отцу нечего ответить.

        У отца скинхеда на самом деле нет аргументов и нет уверенности в голосе – потому что эти его «аргументы» не собственные, не выстраданные, не личные, а почерпнутые словно бы из политинформации начала 80-х годов, отдающие казенщиной и лицемерием. Скинхедов порождает лицемерие общества, равнодушие и дремота общества – вот какой напрашивается ответ.

        Авторы фильма подчеркивают обыденность зла, настаивают на том, что само общество больно: в кадре есть и совершенно реальные обыватели, жители столицы, которые, не особо задумываясь, готовы повторить в камеру сакраментальное «Россия для русских». Старики, молодежь, дядьки лет сорока…

        Большинство наци-видео – тоже не фантазия сценариста, а прямые цитаты наци-творчества, взятые из Интернета. Чиновник, которого сыграл Андрей Мерзликин, говорит фразами из переписки двух наци-деятелей, электронную почту которых взломала хакерская команда антифашистов. Вся одежда героев фильма взята из реального московского магазина, включая майки с надписями «Я – русский» и цитатой «14 слов» нацистского идеолога Дэвида Лейна.

        Также в фильме использована только оригинальная нацистская музыка – диски куплены в торговом центре «Горбушка» в Москве.

        Это не выдумка, хотя это и кино, постоянно подчеркивают авторы: то, что вы видите, сделано не ради эпатажа. Завершает фильм список убитых неонацистами за последние годы: ряды с фамилиями длятся и длятся, не желая заканчиваться, в оглушительной тишине. Надо смотреть.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............