Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
16 февраля 2009, 11:05 • Культура

Молочные реки

"Золотой медведь" уехал в Перу

Молочные реки
@ Reuters

Tекст: Ксения Реутова,
Берлин

Все десять дней отборщиков фестиваля критиковали за излишне политизированную программу, состоявшую в основном из претенциозных социальных драм о войнах и глобализации. Но жюри под председательством актрисы Тильды Суинтон в итоге распределило призы так, что почти все «медведи» достались молодым режиссерам, фильмы которых были посвящены чему угодно, но только не политике. На торжественной церемонии вручения наград они теряли дар речи, плакали, благодарили мам и пап, целовали Суинтон и кричали «Вау!».

«Золотого медведя» 59-го Берлинале получил фильм «Молоко скорби» – вторая полнометражная картина перуанского режиссера Клаудии Льосы.

Главная героиня Фауста боится разговаривать с людьми, боится выходить одна на улицу и, опасаясь изнасилования, держит в вагине картофелину

Формально это лента, конечно, укладывается в общую концепцию фестиваля: ее главная героиня Фауста – дитя, родившееся в результате насилия и с молоком матери впитавшее все страхи, которые преследовали женщин из Перу в последние полвека. Она боится разговаривать с людьми, боится выходить одна на улицу и, опасаясь изнасилования, держит в вагине картофелину, хотя врачи упорно советуют ее оттуда вытащить (на эту тему в последние дни фестиваля много и не всегда удачно шутили).

Когда мать умирает, Фаусте приходится как-то налаживать коммуникацию с окружающими, к тому же на перевозку тела в родную деревню нужны деньги, так что девушке нужно еще и устроиться на работу.

Но, несмотря на то что на героиню, в первую очередь, давит груз тяжелого прошлого ее страны, эта картина ближе к поэзии, чем к прозе: картофелина тут – почти что поэтическая метафора, а не нарочито шокирующий элемент, да и диалогов в фильме почти нет – только красивые песни, музыку и тексты которых Фауста сочиняет сама, совершенно спонтанно. Удивительное единодушие с жюри проявили и критики: «Молоку скорби» достался еще и приз ФИПРЕССИ.

Гран-при жюри поделили немецкий фильм «Все остальные» и уругвайский «Гигант» – две истории любви, опять же без политики. В первой картине, снятой 32-летним режиссером Марен Аде, молодая немецкая пара – слегка безумная девушка, не желающая жить, как все, и ее бойфренд, который вообще хочет непонятно чего, – на протяжении двух часов выясняют отношения: сначала у них все хорошо, потом плохо, а в финале опять хорошо. В общем, все, как у людей.

В «Гиганте» (это дебют уругвайца Адриана Биньеза) история еще смешнее: толстый охранник супермаркета влюбляется в уборщицу, которую каждый день видит на своих мониторах, но никак не решается к ней подойти. Уже после пресс-показа «Гигант» был признан самым трогательным фильмом нынешнего Берлинале: как выяснилось, чтобы заставить зрителей смеяться сквозь слезы, совершенно не обязательно показывать им изнасилованных женщин или эпизод из Второй мировой.

Когда режиссера Биньеза, до «Серебряного медведя» награжденного еще несколькими призами, вызвали на сцену в третий раз (теперь это сделала сама Тильда Суинтон), он уже не знал, о чем говорить в микрофон, и, пробормотав «Спасибо, спасибо!», убежал за кулисы.

Картине «Все остальные» достался еще и приз за лучшую женскую роль – его получила немецкая актриса Биргит Минихмайр. Претенденток на эту награду было много – от англичанки Бренды Блетин и голливудских суперзвезд Мишель Пфайффер и Рене Зелльвегер до иранской красавицы Голшифте Фарахани, но жюри рассудило по-своему. «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль был вручен чернокожему малийцу Сотиги Койяте, партнеру Бренды Блетин по фильму «Река Лондон» Рашида Бушареба. Это разумный выбор: сильных мужских ролей в программе Берлинале почти не было, а глаза Койяте, снятые крупным планом, говорят зрителю гораздо больше, чем любые монологи.

Конкурентами малийского актера могли бы стать Бен Фостер и Вуди Харрельсон, составившие отличный дуэт в фильме Орена Мувермана «Посланник», но вот как раз эту картину о военных, доставляющих известия о гибели солдат в Ираке их родным и близким, жюри наградило призом за лучший сценарий.

Приз за лучшую режиссуру уехал в Иран: его вручили Асхару Фархади за фильм «Про Элли» – историю о поисках пропавшей девушки, которую можно расценивать и как этюд из жизни современного Ирана, и как экзистенциальную драму о человеческих отношениях вообще.

Фестиваль закрылся, а контракт с его нынешним директором Дитером Коссликом был продлен до 2013 года. Это означает, что никаких изменений в концепции Берлинале в ближайшие годы ожидать не стоит: в конкурсе снова и снова будут возникать фильмы о политике, конфликтах в «горячих точках» и разного рода кризисах, а журналисты снова и снова будут клясться, что больше они в Берлин ни ногой – с такой-то программой!

Самому фестивалю, впрочем, все это почти никак не вредит: в следующем году здесь будут готовиться к юбилейному, 60-му киносмотру, и рекорды продаж билетов снова будут побиты. Зрители Берлинале любят – и с политикой, и без нее.

..............