Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Россия должна признать себя врагом Запада

Мы уже давно стоим на пути так называемых цивилизованных народов, давно уже стали злейшими врагами Запада. И было бы величайшей наивностью думать, что те же англосаксы должны простить нас только за то, что Василий Ливанов хорошо сыграл Шерлока Холмса, а Борис Заходер тонко перевел Винни-Пуха.

2 комментария
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Покушение на Трампа повторяет американские традиции

Для многих покушение на американского экс-президента Дональда Трампа стало неожиданностью. Но на самом деле подобные истории, в том числе и со смертельным исходом, – самое обычное дело для Соединенных Штатов. Другое дело, к чему это покушение может привести.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Виртуальная жестокость победу не приблизит

Представьте себе маленького человека перед лицом истории. Представить несложно, мы все таковы и есть. Случилась беда, и нужно что-то делать. А под началом у человека нет ни одного солдата, ни одной пушки, ни одной ракеты. Есть только слова. И чем меньше возможностей, чем меньше ответственности, тем страшнее слова. Этими словами говорит его бессилие.

13 комментариев
5 марта 2008, 09:02 • Культура

Куда ведет балетная тропа

Куда ведет балетная тропа
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Наступление весны ознаменовалось рядом важных кадровых перестановок в крупных столичных театральных коллективах. Уже несколько дней Москва бурлит, обсуждая два вопроса, связанных с Большим театром: возвращение в штат Юрия Григоровича и загадку имени нового руководителя балета.

Дабы расставить все точки над «i» и прервать разгул слухов, Большой театр решил официально отчитаться в происходящем.

После Ратманского

Волочкова? Это то же самое, если бы вы спросили, будет ли группа «Тату» петь на сцене Большого…

Известно, что руководство Большого весьма опечалено решением нынешнего балетного худрука Алексея Ратманского не продлевать контракт с театром.

Однако Ратманского понять можно: ему хочется пребывать «в свободном полете», ставить спектакли по всему миру – предложений у него хватает, а на руководящей должности много сил уходит на решение организационных вопросов.

Безусловно, Ратманский не собирается прерывать связи с Большим. Он будет как следить за состоянием собственных спектаклей, так и готовить новые – по мере возможности и желания.

Его новый статус будет называться «главный приглашенный хореограф». Звучит весьма условно.

Тем более что такая «должность» не закреплена контрактом и основывается исключительно на устных договоренностях.

Несмотря на довольно оптимистичное настроение внутри Большого, есть ощущение, что главный музыкальный театр страны ждут не самые простые времена.

Загадочное трехголосие

Народного артиста СССР Юрия Григоровича пригласили в качестве штатного балетмейстера. На его плечи ляжет забота о поддержании текущего репертуара на должном уровне
Народного артиста СССР Юрия Григоровича пригласили в качестве штатного балетмейстера. На его плечи ляжет забота о поддержании текущего репертуара на должном уровне
Большой театр созвал специальную пресс-конференцию, посвященную как планам будущего сезона, так и кадровым вопросам. Ибо потребовалось немало разъяснений.

Главная интрига, безусловно, заключалась в возвращении Юрия Григоровича. Легендарный хореограф, первый мастер «большого стиля» в отечественном балете, он был здесь главным балетмейстером более 30 лет. И тяжело переживал «отставку».

Вскоре после ухода из Большого Юрий Николаевич практически с нуля создал театр балета в Краснодаре, которым руководит по сей день. Его спектакли идут на многих площадках страны. Идут они и в Большом.

Когда речь на пресс-конференции зашла о Григоровиче, генеральный директор Большого Анатолий Иксанов примирительно сказал: «Но Юрий Николаевич отсюда и не уходил. С 2001 года здесь идет четыре его спектакля». Однако – без неусыпного взора создателя. И вдруг такой решительный шаг.

Разговоры о том, что Григорович займет пост худрука балета после ухода Алексея Ратманского, у которого в декабре этого года заканчивается контракт, оказались преждевременны.

Григоровича пригласили в качестве штатного балетмейстера. На его плечи ляжет забота о поддержании текущего репертуара на должном уровне.

По словам Иксанова, возможность появления новых постановок Григоровича есть, но пока только в теории. Нельзя забывать, что хореографу уже за восемьдесят – сил на многие свершения может не хватить.

А на вопрос, как отнесется руководство Большого к участию в спектаклях Анастасии Волочковой, возжелай этого Григорович (как известно, Волочкова активно работает вместе с ним в краснодарском театре), Иксанов отреагировал резко.

«Это то же самое, если бы вы спросили, будет ли группа «Тату» петь на сцене Большого», – сказал он.

Кто на новенького?

Однако без нового худрука балета в Большом не обойдутся. Им назначен Юрий Бурлака, соавтор Ратманского по недавнему «Корсару».

По мнению Ратманского, именно Бурлака сможет продолжить балетные направления, начатые в последние годы. В первую очередь историческое, связанное с воссозданием великого наследия прошлого. Но не должны быть забыты и поиски нового языка, и понимание индивидуальных интересов каждого стоящего танцовщика в труппе.

Новоявленному балетному худруку 40 лет. Окончив Московское хореографическое училище, он более 20 лет проработал в Русском балете под руководством Вячеслава Гордеева, станцевал там весь традиционный классический репертуар.

Постановочный опыт у Бурлаки выглядит скромно, но достойно. Весь он связан с историческими изысканиями. Он занимается реконструкциями балетных партитур и – самостоятельно или с соавторами – переносит их на сцену с учетом современных танцевальных техник.

Самостоятельные работы Бурлаки у нас мало кто видел, ибо на московской сцене их нет. Следовательно, для нас он темная лошадка.

В его профессиональном мастерстве сомневаться не приходится, а вот по части творческой фантазии – вопрос. Не стал бы репертуар Большого рядом тщательно отделанных, красивых и – одинаковых балетов...

В состоятельности Бурлаки-постановщика можно будет убедиться в начале следующего сезона: он выпустит гран-па из балета «Пахита». А Алексей Ратманский перед своим уходом с поста сделает еще «Пламя Парижа» (ближе к лету) и «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова – в октябре.

Можно предположить, что сложности у нового балетного худрука могут возникнуть не только творческие. Труппа Большого – организм сложный, требующий как чуткости, так и предельной твердости. Хватит ли у умного, образованного Юрия Бурлаки мужества и стойкости?

Тем более что все основные вопросы теперь, судя по всему, будут решаться коллегиально. Несмотря на то что и у Бурлаки, и у Григоровича, и у Ратманского своя сфера деятельности, многое им придется согласовывать.

Хотя этот факт не вызывает опасений у Анатолия Иксанова: «Мы цивилизованные люди, умеем договариваться».

Птичьи стаи

Ожидаются перемены и в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Неудивительно, ведь балет там остался без руководящей руки.

Три года назад худрук балета Дмитрий Брянцев, занимавший эту должность более 20 лет, загадочно исчез. И совсем недавно стало известно, что его нет на свете: он пал жертвой злого умысла. В начале февраля театр простился с Брянцевым.

Не так давно в профессиональных кругах заговорили о том, что новым балетным руководителем театра может стать известный танцовщик Сергей Филин.

Выбор неожиданный. Один из самых значительных отечественных танцовщиков, народный артист России, Филин всегда воспринимался художником, а не организатором.

Однако дебюты талантливых людей в «смежных областях» порой (не всегда) бывают удачными. Хочется верить, что выбор Филина на должность худрука балета окажется верным.

Правда, окончательные выводы делать рано. На данный момент контракт между театром и Филиным еще не подписан. Так что возможны сюрпризы.

..............