Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
15 сентября 2007, 11:12 • Культура

Осторожно, двери открываются!

Театры начинают новый сезон

Осторожно, двери открываются!
@ teatr.ru

Tекст: Алиса Никольская

Впрочем, это неудивительно. На сегодняшний день стройная репертуарная политика существует у минимального количества театров. О том, сложилось ли огромное количество выпущенных спектаклей в тенденцию, можно будет судить по окончании сезона.

А пока можно лишь подивиться изобретательности режиссеров и худруков. Извлекающих из закромов самые невероятные названия и выбирающих артистов согласно своей невероятной логике.

С царем в голове

Видимо, в этом театре даже стены панически боятся всего нового, яркого, необычного. Ну что же, это их путь

В двух театрах сезон начался со смены руководства. Что примечательно – в тех, где давно были нелады по этой части.

Очередные перемещения случились в Театре на Малой Бронной: худруком стал режиссер Сергей Голомазов , а директором Константин Чернышов. Правда, предварительно заявленная программа, мягко говоря, не впечатляет. Сам Голомазов займется постановкой «Плутней Скапена» Мольера, а молодой режиссер Алексей Фроленков – детским спектаклем «Тайна старого шкафа». Видимо, в этом театре даже стены панически боятся всего нового, яркого, необычного. Ну что же, это их путь.

Новаторств пока не предвидится и в Театре Вахтангова. Новый худрук, литовец Римас Туминас, предпочтет заполнить афишу классическими пьесами. Но обновления начнутся лишь со второй половины сезона.

Пока же осуществятся уже запланированные постановки. Режиссер Антон Яковлев выпустит на Малой сцене «Мелкого беса» по Федору Сологубу. А Владимир Иванов продолжит репетиции музыкального спектакля «Правдивейшая история одного квартала» по произведению Дж. Стейнбека «Квартал Тортилья-флэт».

Сам же Туминас пока будет работать над «Горем от ума» в «Современнике». Режиссер придумал необычное распределение ролей. Фамусова сыграет Сергей Гармаш, старуху Хлестову – Елена Яковлева. Молодых же героев будут пробовать медийные актеры Иван Стебунов (Чацкий) и Марина Александрова (Софья).

В легком жанре

Театр на Таганке готовится отметить девяностолетие своего основателя – легендарного Юрия Любимова
Театр на Таганке готовится отметить девяностолетие своего основателя – легендарного Юрия Любимова

Новый сезон в Большом театре откроется в октябре. Первой премьерой станет опера «Пиковая дама» в постановке Валерия Фокина. Таким образом, продолжается практика приглашения для работы в музыкальном театре ведущих драматических режиссеров. Художником спектакля будет Александр Боровский, дирижером-постановщиком – Михаил Плетнев.

Еще одна оперная премьера состоится в апреле следующего года. Это будет «Кармен» Бизе. А балетных премьер будет три. Одноактный балет «Урок» на музыку Жоржа Делерю, классическая «Сильфида» и «Пламя Парижа» Бориса Асафьева.

Любимый москвичами театр «Геликон-опера» продолжит работу над трилогией Бомарше об озорнике Фигаро. Минувший сезон закрылся постановкой оперы Россини «Севильский цирюльник», нынешний откроется «Свадьбой Фигаро» Моцарта. А во второй половине сезона в репертуаре появится «Керубино» Ж. Массне.

Также в планах «Геликона» совместная работа с Московским мюзик-холлом: оперетта «Перикола» Жака Оффенбаха. А потом настанет время вернуться к серьезным названиям, которые всегда открывались Москве именно этим коллективом.

Успеть вспомнить

Первая премьера в Александринском театре состоится в середине сентября
Первая премьера в Александринском театре состоится в середине сентября

В Московском художественном театре им. Чехова вовсю идет ремонт. В минувшем сезоне здесь полностью переоснастили Основную сцену. Теперь настала очередь зрительного зала – там наконец-то поменяют кресла.

Предположительно, мероприятия на Основной сцене начнутся в ноябре. И первым станет вечер памяти Олега Ефремова, которому в этом году исполнилось бы восемьдесят лет. Режиссером вечера будет Дмитрий Черняков.

Постановочных планов у МХТ, как всегда, немало. И они изрядно разнообразны. Как-никак, в труппе теперь аж девяносто пять человек, и всех надо занимать в работе.

Роман Козак репетирует костюмную комедию «Школа злословия» с Ириной Пеговой и Александром Семчевым. Юрий Бутусов в декабре выпустит «Отелло» с Дмитрием Дюжевым и Михаилом Трухиным. Евгений Каменькович делает спектакль «Белый кролик» по пьесе Мэри Чейз. Виктор Рыжаков завершает работу над спектаклем «Сорок первый» по Борису Лавреневу. Александр Марин выпустит «Сенную лихорадку» Ноэля Кауарда. А сам Табаков собирается сыграть Царя-батюшку в авангардной версии «Конька-горбунка» братьев Пресняковых, которую делает Евгений Писарев.

В другом подведомственном Табакову театре – знаменитом «подвале» – первая премьера состоится уже на этих днях. Евгений Каменькович делает новый вариант легендарного спектакля «Затоваренная бочкотара» по Василию Аксенову в жанре «повесть с преувеличениями и сновидениями в двух частях». В дальнейшем предполагаются еще постановки «Пигмалиона» Джорджа Бернарда Шоу (режиссер Сергей Пускепалис) и «Процесса» Франца Кафки (режиссер Константин Богомолов).

В Театре им. Моссовета первая премьера состоится в октябре. Режиссер Виктор Шамиров покажет на Большой сцене спектакль «Обрученные» по роману Алессандро Мандзони в жанре «сцен неслыханного злодейства и ангельской доброты».

Главные роли сыграют Александр Яцко, Анатолий Адоскин, Станислав Бондаренко. Чуть позже в репертуаре появится обновленная версия некогда очень популярной комедии «Шум за сценой». Эдвард Радзинский передал в театр свою новую пьесу «Палач», над ней работает худрук Павел Хомский. Актриса Маргарита Терехова займется постановкой «Без вины виноватых» Островского и сама сыграет главную роль. А на Сцене под крышей режиссер Павел Сафонов поставит пьесу Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».

Театр на Таганке готовится отметить девяностолетие своего основателя – легендарного Юрия Любимова. В день его юбилея сыграют премьеру грибоедовского «Горя от ума». А в октябре состоится премьера «Электры» Софокла в постановке давнего друга Любимова – японского режиссера Тадаси Судзуки. Сам Любимов предполагает выпустить «Замок» Франца Кафки и коллаж по произведениям Андерсена, Диккенса и Уайльда.

Российский молодежный театр откроет сезон громким проектом, подготовка которого шла больше двух лет, – постановкой трилогии Тома Стоппарда «Берег утопии». Это будут три полнометражных спектакля, идущих подряд, в один день. Зрителю предстоит ознакомиться с необычным, заостренным взглядом ироничного англичанина на русскую историю.

На этом, однако, РАМТ не успокоится. В сезоне ожидаются еще три премьеры. Юрий Еремин осуществит постановку «Красного и черного» Стендаля. Молодой режиссер Андрей Васильев сделает «Мартина Идена» Джека Лондона. Актер театра Александр Доронин дебютирует в режиссуре – на Маленькой сцене он покажет экспериментальную работу «Платонов. Часть третья» по мотивам чеховской «Пьесы без названия».

В Петербурге не скучают

Первая премьера в Александринском театре состоится в середине сентября. Событие историческое: на афишу возвращается чеховская «Чайка». Над спектаклем работает всемирно известный польский режиссер Кристиан Люпа. Юрий Бутусов поставит пьесу Бертольта Брехта «Что тот солдат, что этот», а Маттиас Лангхофф – «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина. На недавно открывшейся Малой сцене будут работать молодые режиссеры. А во второй половине сезона Александринка приедет с большими гастролями в Москву.

Самый деятельный коллектив Петербурга «Приют комедианта» проводит сразу несколько фестивалей. Первый пройдет в столице Чехии: он так и называется – «Петербургский театральный сезон в Праге». Благодаря этому фестивалю чешская публика увидит лучшие спектакли Петербурга – не только из репертуара «Приюта». А весной будущего года состоится ответный «Пражский сезон в Петербурге».

Фестиваль «Ученики мастера», третий по счету, пройдет в начале декабря. В прошлом году в нем принимали участие молодые режиссеры – выпускники Камы Гинкаса. На этот раз фестиваль посвящен ученикам Марка Захарова. В фестивальной афише спектакли Георга Жено, Сергея Алдонина, Анны Потаповой и выпускников Мастерской Захарова нынешнего года.

Репертуар «Приюта» пополнится четырьмя новыми спектаклями. Первым станет работа Вениамина Фильштинского «Дама с камелиями». Зимой молодой режиссер Антон Коваленко выпустит «Человека-подушку» Мартина Макдонаха. Актер и режиссер Александр Баргман работает над мелодрамой Теренса Рэттигана «Глубокое синее море». А под конец сезона Георг Жено поставит пьесу Франка Ведекинда «Лулу».

Петербургский ТЮЗ им. Брянцева обрел нового худрука. Им стал режиссер Адольф Шапиро. Прежний худрук театра Григорий Козлов покинул этот пост в конце минувшего сезона. Шапиро представит свою программу в течение осени.

Безусловно, театральный процесс живет не только премьерами. Все больше проводится фестивалей. По традиции в сентябре в Москве пройдет «Новая драма», в октябре – фестиваль современного искусства «Территория», в конце ноября – NET («Новый европейский театр»). Да и вне фестивалей приезжает все больше интересных гастролеров со всего мира. Только немного обидно, что самые сильные впечатления частенько исходят именно от них, а не от «отечественного производителя».

..............