Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
17 июля 2007, 19:03 • Культура

Тайна, доступная вам

Тайна, доступная вам
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Смотреть фильмы и спектакли про внеземные материи любят все. Да только вот умельцев, производящих качественный продукт на основе столь эфемерного первоисточника, найдется немного.

Пьес подобных в мировой драматургии хватает, а ставятся они до обидного редко. В Москве в том числе. Но прорывы иногда случаются. Вот под занавес сезона у нас появились одновременно два спектакля по Морису Метерлинку, автору многослойному, запутанному, но при этом необычайно красивому.

В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание

В его пьесах действуют колдуны и принцессы, ожившие предметы и неземные субстанции. Как всякого символиста, Метерлинка занимали двойственность человека и мира, обратные стороны любой мысли или движения. И истории его вдруг зазвучали современно и значимо.

Видимо, пришло время.

Таинственный лес

Свой премьерный сезон Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко завершил совместным проектом с Чеховским фестивалем – оперой Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» по либретто Метерлинка.

В столицу прибыл один из основных европейских режиссеров среднего поколения Оливье Пи со своей творческой командой. И сочинил стильный и гармоничный спектакль, одновременно серьезный и невесомо прозрачный.

В метерлинковском либретто, легшем в основу оперы, взаимодействуют реальные и волшебные существа. Внук короля Голо, встретив в лесу необычную девушку Мелизанду, недолго думая, женится на ней и привозит в родовой замок. Где та влюбляется в его младшего брата Пеллеаса, который отвечает ей взаимностью.

Но девушка слишком хрупка для земных чувств, и любовь раздирает ее на части. А братья, сражаясь друг с другом, до последнего не замечают, что объект не вынесет их схватки. Однако лишь на первый взгляд все так просто. Может быть, таинственная девушка вовсе не была волшебной. Просто стала своеобразным испытанием на прочность для двух мужчин. Не сумевших совладать со своим эгоизмом.

Французские гости потрудились на «отлично». Под руководством дирижера Марка Минковски оркестр театра совладал с довольно специфичной музыкой. Дебюсси звучит как надо: нежно, акварельно, атмосферно, с деликатно подчеркнутыми нюансами.

Художник Пьер-Андре Вейц возвел на сцене сумрачную конструкцию из переплетенных металлических пластин, трансформирующуюся то в дворцовые покои, то в скалистый берег моря, то в ночной сад. А вокруг печально мерцают серебристые трубочки – лесной мир красавицы Мелизанды, ненавязчивое напоминание, что природа сильна, но разрушить ее легко.

Основные партии в спектакле поют приглашенные солисты. Они идеально соответствуют своим ролям, а потому смотреть на них – одно удовольствие. Хрупкая Софи Марен-Дегор (Мелизанда) с красивым, переливающимся голосовым тембром, сочетает печальную отстраненность и земную чувственность. Кажется, что героиня сама не властна над своей природой и, понимая свою губительность для мужчин, ничего не может с этим поделать.

Изящный декадентский принц Пеллеас (Жан-Себастьян Бу) удачно контрастирует с мрачным жестокосердным Голо (Франсуа Ле Ру).

Однако «родные» певцы, пусть и в меньших по объему партиях, не уступают гостям. Отлично поют Наталья Владимирская (Женевьева, мать принцев) и Дмитрий Степанович (Аркель).

А Валерия Зайцева в роли сына Голо, мальчика Иньоля (в оригинале эта партия предназначается для дисканта, но режиссер решился на эксперимент и не прогадал), стала настоящим открытием и как певица, и как актриса.

Спектакль довольно длинный, мизансцены аккуратны и статичны, никаких экстравагантностей на сцене не происходит. Но атмосфера обволакивает и чарует, погружая в себя и заставляя дышать в другом ритме.

В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание.

Невесомая принцесса

Актер Артур Смольянинов* в роли Принца Гиальмара и актриса Елена Плаксина в роли Анны
Актер Артур Смольянинов в роли Принца Гиальмара и актриса Елена Плаксина в роли Анны "Мален" по пьесе Мориса Метерлинка в постановке Владимира Агеева

Режиссер Владимир Агеев – давний поклонник символистской драматургии в целом и Метерлинка в частности. Однако воплотить эту привязанность на московских подмостках удалось только сейчас.

Руководство театра «Современник» предоставило Агееву Основную сцену, не побоявшись специфического мышления режиссера, справедливо считающегося сегодня в Москве едва ли не главным производителем театрального арт-хауса. И не прогадало: работа получилась достойной.

Агеев свел воедино две ранние пьесы Метерлинка «Принцесса Мален» и «Жуазель». Сквозь мистическую дымку истории любви юной принцессы Мален и принца Гиальмара проступают темы куда более серьезные: это и бессмысленная война с неизбежными потерями и, как следствие, деформированным человеческим сознанием, и чудовищное непонимание между поколениями, и страх перед неведомым, порождающий энергию разрушения. И, наконец, колоссальная потребность в чувствах и неумение ее воплотить.

Неторопливо и спокойно режиссер рассказывает о сегодняшнем дне, да так, что, кажется, смотришь не Метерлинка, а какого-нибудь «новодрамовского» автора. А актеры удачно балансируют на грани между конкретикой и обобщением.

Картинка спектакля очень проста: несколько огромных витражей, легко обозначающих любое место действия, и световой задник «а-ля Роберт Уилсон», одновременно служащий экраном (художник Марина Филатова). Атмосферу довершает томительная, зловещая музыка, которой, вроде, и не замечаешь вовсе, но поддаешься ее воздействию.

По идее, основную смысловую и эмоциональную нагрузку должен нести дуэт главных героев, Мален и Гиальмара. Однако у назначенных на эти роли популярных по кино- и телеработам артистов Марины Александровой и Артура Смольянинова это не получилось.

Создалось впечатление, что им безразличны как происходящие в пьесе события, так и собственные персонажи, они работают нехотя, спустя рукава. Принцесса получилась у Александровой упрямой, капризной барышней, которая ничего не знает о любви и не нуждается в ней. А принц Смольянинова совсем не отличается от «простых парней», сыгранных им в кино. Хотя работает он поинтереснее партнерши.

В результате первенство уверенно перехватывают другие артисты. Королева Анна, мачеха принца, сыгранная Еленой Плаксиной – лучшая работа в спектакле.

Эффектная и беспринципная покорительница мужчин, на первый взгляд кажется непробиваемой и успешной. Однако на самом деле она – слабая, одинокая молодая девушка, влюбившаяся в пасынка и испуганная силой своей соперницы, главенствующей в сердце принца.

Даже убив Мален, Анна не избавится от страха, хотя в финале будет единственной, кто изо всех сил пытается спасти разрушающееся на глазах пространство.

Интересно работают Анатолий Узденский (король Гиальмар), Янина Романова (принцесса Углиана, несчастная и нелюбимая невеста принца), Таисия Михолап (кормилица Мален, постоянно взволнованная, трогательная тетушка).

Обозначив жанр спектакля как «мистический триллер», Владимир Агеев, скорее, хочет напомнить зрителю о фильмах Дэвида Линча с их неумолимостью развития событий и тайнами, которые так и останутся неразгаданными. Не делая прямых «приветов», Агеев позволяет и актерам, и зрителям выйти на новый уровень понимания театра.

Все таинственное тем и хорошо, что остается таковым, даже раскрывшись. И спектакли на такие темы поневоле притянут снова. После них почему-то становишься другим. Жаль, что новые авторы практически не пишут подобных пьес. А режиссеры, пугаясь мистики, берутся за более простые истории.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............