Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
20 февраля 2007, 18:31 • Культура

Избирательное сходство

Избирательное сходство
@ Reuters

Tекст: Ксения Щербино

В основе человеческой цивилизации лежит стремление к истине. Достаточно вспомнить о постоянном соотнесении западного искусства и литературы с требованием правдоподобия вплоть до импрессионистов и фактически до наших дней. Сюрреалисты, в свою очередь, исходят из посыла, впоследствии озвученного одной из самых «правильных» цивилизаций культового сериала «Вавилон-5». «Истина – клинок с тремя гранями: твоя правда, моя правда и истина».

Характерные для поствоенных (1919) лет безысходность и уверенность в бессмысленности существования позволили человеческому подсознанию заговорить в полный голос. Объектом внимания становятся патологии. Поиски правдоподобия в искусстве смещаются в сторону игры воображения. А коллекция произведений искусства напоминает кунсткамеру.

Этот сдвиг в системе моральных и интеллектуальных ценностей, на которых покоился многовековой музей европейской культуры, позволил принципиально по-новому взглянуть на мир.

Мифы

У картин Дельво есть особенное свойство – в них ты физически ощущаешь тишину, заглядываешь в лицо пустоте

Аукцион сюрреализма, организованный Christie’s в начале февраля, не проходил ad absurdum, как это можно было бы предположить. Открылся он воистину с ящика Пандоры – любопытной инсталляции Доротеи Таннинг.

Небольшая обитая мехом коробочка, в которой лежат зубы и лезвие, удивительным образом сочетает домашний уют, фэшн-агрессию и угрозу. Воедино сводятся мифы о греческой «любопытной Варваре» и о средневековой vagina dentatа, вызывавшие столь неприкрытый восторг у сюрреалистов, включая и мужа Таннинг Макса Эрнста.

Вполне возможно, что неслучаен и кроличий мех. Кролик, презираемый за трусость и сексуальные инстинкты, как никакое другое животное олицетворяет собой тонкую грань между жизнью и смертью, сексом и убийством. Увы, любопытных на аукционе не нашлось – и лот, оцененный в 12–18 тыс. фунтов, остался непроданным.

Популярность обошла стороной все аспекты мифологии – в том числе и мифологические городские пейзажи де Кирико. «Площадь Италии» де Кирико (эстимейт 200–300 тыс.) – один из самых частых образов художника. Энди Уорхолл как-то сказал о нем, что де Кирико рисовал одно и то же – может, именно это их и объединяло. Потому он и выбрал эту картину для своей серии в память о художнике.

Картина Поля Дельво «Город в песках» была продана за 468 тыс., не достигнув верхней планки эстимейта (350–550 тыс.) У картин Дельво есть особенное свойство – в них ты физически ощущаешь тишину, заглядываешь в лицо пустоте.

Особенная поэзия бесплотного течения времени, невинности молодости и застенчивой сексуальности Дельво раскрывается в почти театральной картинке руин, поглощаемых беспощадными дюнами. На этом классическом фоне – две женщины с единым невыразительным лицом застыли, чем-то неуловимо напоминая королевские статуи Гондора.

Но это уже из другой оперы.

Кино-Дали

В многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура
В многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура

Впрочем, в многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура.

Так, Виктор Браунер в картине «Большое путешествие» (эстимейт 80–120 тыс., продана за 72 тыс.) воплощает на полотне теории психоанализа, опираясь на собственную жизнь, – прием для сюрреализма избитый и избыточный.

Эдипов комплекс и детски-схематичные фигуры в желтом автобусе чем-то напоминают битловскую мультипликацию в «Желтой подводной лодке». Зато картина Дельво, изображающая девушек в лесу (эстимейт 300–400 тыс., ушла за 490 тыс.), изящно исследует мифологию подсознания, через метафизику де Кирико и нимфо-нимфеточью мифологику.

«Фантастическое путешествие» Сальвадора Дали (эстимейт 240–340 тыс., продан за 580 тыс.) – портрет, созданный художником на пике увлечения поп-артом в Нью-Йорке в 1965 году. Он является частью кампании в поддержку фильма «Фантастическое путешествие» (1966). Компания 20th Century Fox в свое время обратилась к художнику с просьбой стать арт-директором проекта – этот портрет и стал его первым манифестом в новом амплуа.

Другая работа Дали – Венера Милосская с ящичками (эстимейт 200–300 тыс., продана за 240 тыс.) – одна из классических работ великого сюрреалиста. В какой-то степени это был его ответ теории Фрейда о «ящиках» человеческой души. Интересная деталь – когда Марсель Дюшан помогал Дали с отливкой скульптуры, тот достаточно резко заявил: она должна быть только из бронзы, покрашенной в гипс. Пусть человек, который возьмет Венеру в руки, удивится ее неожиданной тяжести.

Такой вот юмор у этих гениев!

Яблочный человечек

Работа Рене Магритт
Работа Рене Магритт

Рене Магритт, другая икона сюрреализма, не нуждается в представлении. Хотя бы после той шутки в «Афере Томаса Крауна», где герой обманывает полицейских, вдохновившись «яблочной картиной» Магритта.

Основополагающим принципом искусства Магритт почитал «избирательное сходство». При соотнесении двух разных и не связанных между собой предметов он видел некое скрытое сходство, которое каждый раз оказывалось откровением.

Как он сам об этом рассказывал: «Однажды я проснулся в комнате, в которой находилась клетка с птицей. Мне почудилось, что птица из клетки исчезла, зато в ней появилось яйцо. Я был изумлен до предела, увидев определенное сходство между яйцом и клеткой». Образ птицы характерен для всего творчества Магритта, в особенности птицы, избегающей заключения. Меж тем яйцо в клетке – символ двойственный, заключения и побега одновременно, символ нового рождения. Картина «Избирательное сходство» была продана за 216 тыс. фунтов (против эстимейта 120–180 тыс.).

«Преднамеренность» Магритта, оцененная в 220–280 тыс., была продана за 423 тыс. фунтов. Неожиданно и по-детски яркая, картина изображает букет цветов, растущий из одного стебля. В чем-то она пародирует импрессионистов, в частности Ренуара: юмор Магритта делает зрителя соучастником смеха, в роковые сороковые – чуть ли не невозможная вещь. В этом художник видел предназначение сюрреализма в дни войны.

Одна из самых ярких и не менее театральных работ – «Женатый священник», проданный за 5,284 млн при эстимейте в 2–3 млн. В ней он обращается к любимой теме скрытого лица, маски и яблок. Мифология картины проста: с какой яблони падает то яблоко, что прячется за карнавальной маской? С другой стороны, яблоко для Магритта несет деперсонализирующую функцию. А маска, наоборот, придает безликому плоду некое подобие лица.