29 марта, воскресенье  |  Последнее обновление — 11:41  |  vz.ru
Разделы

Власть в мире перешла к врачам

Василий Федорцев, политолог, германист
Евросоюз сейчас превратился в подобие большой больницы, где все отделения – инфекционные. В каждом отделении есть свой заведующий, но место главврача в больнице пустует. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Эпидемия приведет к возрождению национальных государств

Евгений Крутиков, военный эксперт
Коронавирус имеет все шансы за считаные месяцы переформатировать всю мировую экономику, отменить старые политические тенденции и создать новые, а также кое-что подправить в психологии целого поколения. И, возможно, даже изменить вектор развития мировой науки. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

Грета Тунберг, ты довольна?

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Когда человек говорит: «Я далек от теории заговора», это значит, что он сейчас будет лепить конкретную теорию заговора. Ну так вот, я далек от теории заговора. Но схемы настолько очевидно схожи, что ощущается одна рука. Подробности...
Обсуждение: 54 комментария

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин сделал ряд поручений по ситуации с коронавирусом
         |  vz.ru

        Читайте также

        Кому нужен «Остров»?

        Успех качественного кинопродукта. Фильм Лунгина обойден в телевизионном рейтинге только новогодним обращением президента
        Кадр из фильма "Оcтров"    25 января 2007, 08:47
        Фото: film.ru
        Текст: Екатерина Сальникова

        «Остров», прошедший по телеканалу «Россия» 7 января, занял второе место в рейтинге десяти самых популярных программ. За период с 30 декабря 2006-го по 8 января 2007-го популярнее, и то не намного, оказалось только новогоднее обращение президента. Во всяком случае, так гласят данные NNS Gallup Media специально для «Коммерсанта». У президентского обращения рейтинг 29,5% и доля 54,2%. У «Острова» рейтинг 20,5%, доля 46,2%.

        Этот факт многих шокирует. Пускай приятно шокирует, но шокирует. Хотя, если вдуматься, чего-то подобного следовало ожидать. Ведь нам всем так долго вдалбливали в голову мысль о том, что чем примитивнее культурный продукт, тем выше гарантия успеха.

        Неформат

        «Это было не просто показом фильма, в котором современный зритель нуждается. Это было признанием права человека на наличие внутреннего мира» Чем более внятно обозначена основная аудитория (например, женщины за сорок пять или тинейджеры), тем сильнее точность воздействия на нее. Чем более массовый жанр воплощает произведение, тем больше массы будут довольны. Фэнтези – замечательно. Супербоевик – прекрасно. Фильм ужасов – чудесно. Триллер – годится. Детектив – нормально. Романтическая комедия – уже тяжеловато.

        Стойкая неприязнь к культурным продуктам, хотя бы частично выбивающимся за пределы стандартных форматов, жанров, стилистик и тематических разделов, иногда похожа на панический ужас перед всем оригинальным. На словах в продюсерских кругах и среди телеруководства это подается так: «Вы предлагаете работать с некоммерческим (или недостаточно «выстреливающим») продуктом. Мы же прогорим! Мы не можем так рисковать!» Мол, этот ваш продукт такой слабый, да кому он нужен?

        Однако на самом деле боятся не слабых. Боятся конкурентов.

        Если следовать логике коммерческих прогнозов, «Остров» должны были посмотреть только те, кто входил в съемочную группу, ну и их близкие, если им делать нечего. А уж «Остров» в телеэфире – вообще бред. Но «Остров» не только не провалился, а легко опередил бенефис Максима Галкина, мифоисторический костюмный боевик «Троя» и даже целое новогоднее «Кривое зеркало». И кто же в этом «виноват»?

        Не буду разбирать эстетику Лунгина и заниматься анализом самого фильма, о котором и так немало написано. Помимо художественных свойств существуют влиятельные мотивации телеуспеха «Острова».

        Диалектика души

        Кадр из фильма
        Кадр из фильма "Оcтров"
        Во-первых, важен тот факт, что отечественных картин о проблемах души, о нравственном выборе, о страданиях совести у нас давно... не показывали. Потому что они как бы никому не нужны. Ну и заодно не снимали – потому что такое кино все равно некому показывать, чтобы оно себя окупило. Но оттого что наше кино перестало обсуждать в художественной форме неразрешимые, страшные, мучительные проблемы, у народа этих проблем не убавилось. А убавилось только понимание того, что каждый имеет право на обсуждение и переживание непреодолимых духовных драм с помощью искусства.

        Духовная жизнь в ее сумрачных и беззащитных глубинах, парадоксах и конфликтах стала непрестижной. И вдруг канал «Россия» дает «Остров» в удобное время. Это было не просто показом фильма, в содержательном диапазоне которого современный зритель остро нуждается. Это было как признание права человека на наличие внутреннего мира. Как реабилитация душевной свободы личности. Как пересмотр системы ценностей, сложившейся в последние годы в России.

        Во-вторых, на данный момент у нас нет других фильмов аналогичной смысловой направленности. Если бы такое кино снималось и попадало в телеэфир время от времени... Если бы параллельно с «Островом» по другим общедоступным каналам 7 января шли не менее яркие картины, так или иначе погружающие в проблемы души и духа, может, «Остров» оказался бы и не самым популярным. Может, кто-то снял бы лучше, о чем-то еще более наболевшем и захватывающем даже большую аудиторию. Но у нас пока нет настоящего полноценного выбора в таком ключе.

        Когда-то, наоборот, отечественную аудиторию перекормили фильмами о «трудных нравственных вопросах». А нормальный полноценный боевик, детектив или костюмная мелодрама являлись вожделенным и малодоступным дефицитом. Теперь возник перекос в противоположную сторону. Следует отдавать себе отчет, что внимание к «Острову» и готовность смотреть этот не самый смотрибельный фильм – еще и демонстрация неприятия бесконечных юмористических программ, танцев на льду и без льда, американских и российских боевиков, чьи клише уже навязли в зубах и глазах.

        В-третьих, в успехе «Острова» нашла свое отражение подлинная ненависть к засилью диванно-гостинного формата ток-шоу и мыльных опер вкупе с бестемпературной погодой рекламы. Глядя в телевизор, человек устал видеть студийные диваны, кресла и журнальные столики, окруженные павильонным вакуумом. Зритель устал от рекламной зимы без холода. От рекламного лета без жары. От рекламной воды, похожей на шампунь, и мыльной пены, похожей на прибой.

        А Павел Лунгин предоставил аудитории возможность созерцать бескрайние ландшафты, где снег и лед похожи на холодные снег и лед. Где вода – очень мокрая и бездонная. Где небо – бескрайнее и не живописное, а просто настоящее. Где воздух – влажный, прозрачный и промозглый. Пиршество натуральных фактур возвратило зрителю ощущение материи окружающего мира, который еще не успели запихнуть в телевизор.

        И наконец, актеры, вернее, люди, вернее, личности в кадре. Не затрепанные глянцевыми журналами, не затерзанные сериалами, не ведущие никаких ток-шоу, не готовящие никаких кулинарных блюд за пределами «Острова»...

        Вся прелесть фильма Лунгина в том, что он такой – первый. После чудесного рейтинга может захотеться сказать: вот, оказывается, зритель-то у нас готов к сложному кинематографу. Значит, можно ему показывать такие вещи. Но весь ужас нашего времени в том, что, как только эти слова скажут себе продюсеры, родится формат «фильма о духовном». И его начнут разрабатывать, тиражировать, симулировать, эксплуатировать.

        Так что успех «Острова» штука не только позитивная, но и опасная. Не для «Острова», а для тех нестандартных картин, которые пока не сняты.



        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............