Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв В Мюнхене не осталось места для умственной жизни

За время своего существования Мюнхенская конференция прошла путь от настоящей консолидации Запада на интеллектуальном уровне до площадки для интриг внутри сообщества, пока еще претендующего на то, чтобы управлять остальным миром.

2 комментария
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Великая Америка всегда тебя кинет

Они всю свою жизнь положили на ненависть и ложь. Выстроили карьеру, перегрызая глотки таким же, как они. И вот оказалось, что все преступления против морали, совести и против собственной страны, да еще и во время военного конфликта – все зря. Бывшие русские никому не нужны.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как реорганизовать русскую литературу

Литература в России еще пригодится для строительства нашего будущего, но надо определить, ради какого результата ее следует поддерживать. Мы не можем ожидать чего-то от писательского сообщества, если не придумаем, как отличать хорошее от плохого.

11 комментариев
1 декабря 2006, 09:02 • Культура

Премьер-министр детектива

Премьер-министр детектива

Tекст: Олег Рогов

«Титул» «премьер-министра» детектива был присвоен ему собратьями по перу, так как «королевой» единогласно признавалась Агата Кристи. Занятно, что английским премьером стал американец. Карр прочно вписался в английскую детективную традицию — и сюжетами, и манерой повествования.

Популярность его произведений значительно потускнела с появлением «hard-boiled» романов Хэммета и Чэндлера. Вместо привычного для классического детектива места действия (замок, загородное поместье) и абсолютно неправдоподобных сюжетов и условных персонажей появились лихие циничные парни, перестрелки и бытовые реалии, знакомые каждому читателю. Дальше – больше. Когда и этот жанр стал мало-помалу сходить на нет, возникли боевики, основной упор в которых делается на экшен.

Калейдоскоп жанра

Обложка первого романа «Блуждающие в ночи»
Обложка первого романа «Блуждающие в ночи»
Казалось бы, развитие жанра должно идти в направлении все большего приближения к реальности. Но, как это ни парадоксально, степень условности в боевиках на порядок превышает классические детективы.

По закону спирального развития вновь возникает интерес к архаичному детективу. Романы Карра снова популярны, и сегодняшний читатель ценит в них прежде всего математическую выстроенность интриги.

Родители Карра прочили ему юридическую карьеру. Будущий писатель уезжает в Париж, где без вдохновения учится в Сорбонне. Его прельщает журналистика, он редактирует университетский журнал, где печатает свои первые рассказы. Там же написан первый роман, «Блуждающие в ночи». Карр переезжает в Лондон и становится профессиональным писателем. Слишком, может быть, профессиональным.

Издатель не успевал за его темпами – в среднем три романа в год. Карр, как ласковый и чрезмерно продуктивный теленок, находит вторую «матку», другого издателя, и публикуется у него под псевдонимом. Теперь он может писать сколько его душе угодно – иногда по шесть романов в год! Общее число его романов перевалило за 70.

Карр пишет «сериалами», неустанно создавая циклы романов со сквозными главными героями-сыщиками. Это вполне в традиции детективной литературы, но Джон Диксон Карр применяет весьма неординарный прием.

Части популярности

Генри Мерривел – портрет, весьма похожий, сэра Уинстона Черчилля
Генри Мерривел – портрет, весьма похожий, сэра Уинстона Черчилля
Детектив по определению – игра с читателем. Есть загадка, есть улики, они нам предъявлены, но мы не можем их опознать именно как улики. Читатель обладает всей полнотой информации, но не может ее должным образом структурировать. В этом есть что-то фрейдистское – знать, но не быть в состоянии истолковать.

Карр идет гораздо дальше, насыщая детективное повествование игровой стихией выше дозволенного, что и роднит его с современными литературными играми.

Во-первых, главные герои его сериалов. Карр тщательно списывал их с известных людей.

Доктор Гидеон Фелл, по его признанию, «двойник» знаменитого английского писателя Гилберта Кита Честертона. Генри Мерривел, другой сыщик, который все время торопится на заседание палаты лордов и по ходу расследования занят еще и глобальными политическими проблемами, – портрет, весьма похожий, сэра Уинстона Черчилля. Чтобы понять себе, какой эффект это производило на современников, представьте себе сериал детективов Марининой, где главный герой – копия Фрадкова или Солженицына.

Во-вторых, Карр играл с читателем, выходя за границы собственно текста, что вполне характерно для модернистской литературы, но никак не для строгого детективного жанра.

В романе «Читатель предупрежден» время от времени встречаем выделенные курсивом обращения напрямую к читателю, в которых автор советует обратить внимание на те или иные обстоятельства развития сюжета. А роман «Человек-призрак» содержит весьма обширное рассуждение героя о типологии «запертых комнат», характерном мотиве для классического детектива.

В-третьих, и это тоже формально роднит Карра с модернистскими играми, он с удовольствием «пасся на чужих лугах».

Вместе с сыном Конан Дойла Карр создал «ненаписанные» автором приключений Шерлока Холмса эпизоды. Он поступил вполне честно – в произведениях Конан Дойла время от времени встречаются упоминания о каких-либо делах, которые вел Холмс, вот Карр и решил заполнить эти лакуны, создав цикл «Подвиги Шерлока Холмса».

Наконец, в последний период, Карр создал несколько исторических детективных романов, в которых действовали реальные персонажи. Наверное, именно эти отличительные особенности его произведений и обеспечили ему столь долгую популярность. Чтобы стать классиком жанра, нужно чуть-чуть перейти за его границы…

..............