Взгляд
1 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 13:59  |  vz.ru
Разделы

Ненавидеть и остро переживать свою праведность

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Чтобы прославлять Сталина как того, кто «принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой», надо искренне верить, что все достижения дореволюционной России в области культуры, науки и технологий не поднимались выше сохи. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

"Новостные перекусы" ведут к ожирению головного мозга

Александр Малькевич
Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
Человечество сегодня (и давно) тонет в море информации – и примерно на 95% она совершенно бессмысленна. Некоторые тешат себя иллюзией, что доступность информации различного рода делает нас более развитыми. Но обилие источников не говорит об их достоверности. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

12-летнего Колю сделали невольным бойцом за толерантность

Елена Кондратьева
Елена Кондратьева, журналист
В благотворительной среде сложился общественный договор, при котором каждому отведено свое место. Инвалидам – в больницах, хосписах и домах, максимум парках с доступной средой. Здоровой части общества – место доброго помощника, жертвователя, чьи вливания облегчают жизнь людей на том берегу. И эти берега не должны смыкаться. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Мир прощается с легендарным Диего Марадоной

Легендарный аргентинский футболист Диего Марадона скончался 25 ноября в возрасте 60 лет из-за остановки сердца. После его смерти в Аргентине объявили трехдневный траур. Поклонники величайшего футболиста 20-го века во всем мире выражают свою скорбь
Подробности...

Голая активистка Femen изобразила в Киеве «девочку на шаре»

Обнаженная активистка Femen провела перед зданием администрации президента Украины акцию против «насилия». Очевидно, сеанс стриптиза приурочен к стартовавшей в среду всемирной акции «16 дней против насилия». Активистка воссоздала образ «девочки на шаре» из известной картины Пикассо
Подробности...

На Приморье обрушился самый мощный ледяной шторм за последние 30 лет

Три дня во Владивостоке продолжался ледяной шторм. В результате разгула стихии было обесточено несколько районов города, наблюдаются перебои с подачей воды. Только по предварительным подсчетам, ущерб в Приморье оценивается в 80 миллионов рублей
Подробности...
16:31

В Бурятии около 300 специалистов в сфере культуры прошли курсы повышения квалификации

Сотрудники учреждений культуры Бурятии – порядка 300 человек – прошли курсы повышения квалификации благодаря федеральному проекту «Творческие люди» нацпроекта «Культура», сообщили в Минкультуры республики.
Подробности...
16:11

В Хабаровске в 2021 году отремонтируют театр юного зрителя

Театр юного зрителя в Хабаровске в 2021 году обновит зрительный зал и сцену на средства национального проекта «Культура», сообщила заместитель министра культуры региона Ирина Купченко.
Подробности...
17:21

В Севастополе в следующем году продолжат подготовку волонтеров культуры

Организаторы школы волонтеров, которая впервые прошла этой осенью в музее-заповеднике Херсонес Таврический в Севастополе, планируют вновь реализовать проект в 2021 году, сообщил руководитель проекта Артем Чернов.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Эксперт объяснил подоплеку нового конфликта между Украиной и Венгрией

    Главная тема


    Санду решила всерьез поссориться с Россией

    «ни к чему не приведут»


    Эксперт раскритиковал планы Пентагона приобрести Ми-24 и Ан-2

    свободная украина


    Зеленский придумал новое правило украинского языка

    катастрофа в донбассе


    ЕСПЧ присоединил к делу Украины против России иск Нидерландов

    Видео

    дефицит бюджета


    Запад оставил Украину без денег

    эксклюзивный материал


    Минобороны готово продать Москве аэродром Остафьево

    сертификационные услуги


    У смотрящих за стройкой «Северного потока – 2» норвежцев сдали нервы

    статус официального языка


    Киргизы делают выбор между нищетой и русским языком

    колоссальные траты


    Зачем России новая орбитальная космическая станция

    республиканские ценности


    Алексей Алешковский: Если Европа не защитит себя, она станет халифатом

    имперские идеалы


    Владимир Можегов: Имперский орел против «новой нормальности»

    национальная катастрофа


    Евгений Крутиков: Армяне еще не осознали, что произошло

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к идее отказа от мусоропроводов в многоквартирных домах?

    В Венеции мы были героями

    Вячеслав Мизин и Александр Шабуров на своей выставке в одной из галерей Милана    18 августа 2005, 18:37
    Текст: Максим Шульц

    Художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, объединившиеся в группу «Синие носы», — одно из самых ярких явлений в российском искусстве последних лет. Их работы нравятся не только критикам и эстетствующей богеме, но и людям, казалось бы, далеким от contemporary art. Декларативный популизм «Синих носов» — главная причина их популярности.

    В коротких видеофильмах художники пародируют язык массовой культуры, КНВ и MTV. На их фотографиях Буш соседствует с Бен Ладеном, а Путин с Гарри Поттером. Их сюжеты основываются не на поисках «единственно возможного деления трансценденций средствами банального отрицающего жеста», а на том, что большая часть населения нашей страны ежедневно видит по телевизору. О своих теперешних свершениях Вячеслав Мизин и Александр Шабуров рассказали в интервью обозревателю ВЗГЛЯДа Максиму Шульцу.

    - Что вы выставляли на Венецианской биеннале?
    Вячеслав Мизин: Все биеннале обладают двумя схожими признаками — кавардак в организации и невнятность темы. Тема венецианской биеннале была «Всегда чуть-чуть впереди». Куратор Роза Мартинес позаимствовала ее из названия книжки комиксов про Корте Мальтеса (это такой авантюрист в капитанской фуражке, чем-то похожий на Остапа Бендера). Еще одна особенность всех биеннале — художники, приглашенные к участию, не очень этой темы придерживаются. Потому что все художники ленивые, независимые и умеют делать что-то одно. Выставка про кошек — они выставляют скамейки. Но никто ничего художникам не говорит, потому как принято закрывать на это глаза. Мы всякий раз делаем новые работы точно на заданную тему.

    "Гори, гори, моя свеча"
    На этой выставке половина работ почему-то была про феминизм, другая — про путешествия. Из россиян участвовал наш друг художник Олег Кулик, который показал свой фильм о поездках по Монголии. У нас была серия приключенческих видеокомиксов. В большом темном зале стоят картонные коробки. В них что-то пищит. Оказывается, из-под потолка на дно коробок проецируется видео. Заглянув внутрь, зритель может наблюдать за жизнью маленьких человечков, которые бегают по кругу, из коробки в коробку, преодолевая в каждой какое-то абсурдное препятствие. Много голых женщин, крокодилы, полеты и пожары. Предыдущий наш проект — на Московской биеннале — тоже был про маленьких человечков. Там у нас в окружении видеометафор жизни на «постсоветском пространстве» переворачивалась в гробу мумия Ленина.

    -И как иностранная публика реагирует на ваши работы?
    Александр Шабуров: Об этом говорить приятно потому, что на Венецианской биеннале мы были главными героями. В нашей прессе больше пишут про национальный павильон. Потому что его устраивала российская организация и неоднократно презентовала здесь для российских журналистов. Мы же участвовали в основной интернациональной выставке в Арсенале, в самом центральном зале. Никаких официальных призов не получили (это дело художественной политики), но пользовались наибольшей популярностью. Мы даже не смогли сфотографировать свои работы — они всегда были со всех краев облеплены зрителями. BBC News написали: «Синие носы» заткнули за пояс все шоу». Незнакомые соотечественники подходили к нам на улицах пожать руки и говорили, какую они испытывают гордость за российских художников.

    - Ваше искусство всегда было декларативно-популистским? Как вы соизмеряете ту или иную свою задумку с нуждами и чаяниями «простого народа»?
    ВМ: Когда-то давно у нас в мастерской делали ремонт. Стелили на пол оргалит. Это такая тонкая древесно-волокнистая плита, которая использовалась тогда не только для отделки помещений. Холст достать было непросто, и художники рисовали на оргалите. Многие, впрочем, и до сих пор рисуют... Так вот. Однажды утром мне звонит прораб, который руководил ремонтом. Говорит: «Мы почти закончили, но нам оргалита немножко не хватило. Совсем чуть-чуть. Я не буду посылать машину в магазин — больно накладно получается. Там у вас в углу стоят листы оргалита с какой-то мазней. Давай, я их возьму…» Я ему: «Это ж наше искусство!» А он: «Да мне совсем немного нужно. А то, что понравится, я оставлю». Самое интересное, что прораб оставил именно те работы, которые мы сами считали неплохими.

    "Синие носы" готовы носить куратора Розу Мартинес на руках
    АШ: Раньше мы удивлялись тому, что наши столичные друзья усиленно объединяли нас в «сибирскую» группу, мы же мыслили себя самостоятельными творческими единицами. А потом вдруг обнаружилось, что общего у нас значительно больше, нежели различий. В чем эта общность?

    Говоря «народ», «современное искусство», ты оперируешь какими-то абстрактными ярлыками. Как художники, мы, конечно же, наследуем язык нашего профессионального сообщества. Но помимо этого мы ориентируемся на людей, среди которых провели значительную часть нашей жизни, порой совсем далеких от искусства. Это не какой-то условный «народ», это знакомые, родственники, друзья. Которые у нас есть не только среди модных галеристов, но и среди замшелых пенсионеров. Мы ориентируемся и на тех наших друзей, и на этих. Никого не хотим отсекать. Чтобы то, что мы делаем, было интересно и нашим и вашим. Как, к примеру, песни Высоцкого, объединявшие все интересы. Романтические парадигмы «Поэт и Царь», «гений и толпа» себя изжили. Если раньше носители «духовности» свысока вещали об «истинных ценностях», то сейчас ты должен слезть с котурнов и вести разговор с теми, кто рядом, на близком им языке массовых стереотипов. Выдерживая конкуренцию КВН и клипов MTV. На равных.

    - Именно это вы считаете главным в своем искусстве?
    ВМ: Да, наверное. Мы не хотим попадать в капканы групповых конвенций. Любая самоизоляция и самовозвеличивание ведут к стагнации. У нас даже существовала пара самоограничений — про то, что нам надо делать произведения, интересные не только интернациональному контексту, но самым широким массам, от пионеров до пенсионеров. Всем возрастам то есть. Такое, допустим, видео, которое было понятно даже в Африке не знающим русский язык. Без дополнительных пояснений. Но соответствующее уровню местных технологий. Не хай-тек, а тяп-ляп! Основанное на самых примитивных ходах, сделанное, как говорится, прямо «на коленке».

    Поэтому первое время, когда мы высмеивали западные этноклише, нас здесь загоняли в нишу пародийных сибиряков в телогрейках и валенках. Между тем на Западе ничего сугубо этнографического в наших работах не видят. Ведь мы исследуем современную медиакратию, власть образов. Наша тема — маленький человек, терроризируемый химерами массовой рекламы и пропаганды, упоминавшимися уже групповыми фетишами и жупелами.


     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •