Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

17 комментариев
Александр Носович Александр Носович Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...

6 комментариев
14 июня 2005, 16:58 • Культура

X-Moсква

X-Moсква
@ ВЗГЛЯД

Tекст: Максим Шульц

За художественной ярмаркой «Арт Москва» традиционно следует архитектурно-дизайнерская «Арх Москва». В этом году организаторы «Арх Москвы», по случаю первого юбилея выставки, решили обыграть сходство русской буквы «Х» (благодаря которой различаются Арт- и Арх Москва) с буквой латинского алфавита.

В кураторском манифесте, впрочем, заветный «Х» как только не интерпретируется: «Идея Х-ой юбилейной выставки «Арх Москва 2005» – показать «X-files» современной архитектуры – «совершенно секретные» материалы, неопубликованные идеи, нереализованные проекты последних двух Х-летий более чем актуальна.

Авторские версии, без сокращений и «оптимизаций», без оглядок на чиновничий «стиль», без вписываний в псевдоисторический контекст, без фальшивых «традиций», «обновленных» памятников, «башенок», «кепок» – все то достойное, что есть в архитектуре сегодня, здесь и сейчас – кроме вечно живого Конструктивизма ХХ-тых, Сталинского Ампира ХХХХХ-тых и благородных Бумажников ХХХХХХХ – тых…».

Что не снилось Малдеру и Скалли?

Светлана Конеген тоже интересуется архитектурой и дизайном
Светлана Конеген тоже интересуется архитектурой и дизайном
Впрочем, проекты эти вовсе не кажутся порождениями кошмаров агентов Малдера и Скалли. Существенную часть «Х-files» нынешней «Арх Москвы», как справедливо отметил Григорий Ревзин из КоммерсантЪ, можно отнести к разделу «детское творчество». «Дом престарелых футболистов» Александра Бродского – напоминающий стадион жилой дом с футбольным полем во внутреннем дворе. Сюда же относится эскиз Кирилла Асса – нечто среднее между типовым дачным домиком и избушкой в костромской глуши.

«X-files» - одна грань, другая – стенды фирм, занимающихся предметами интерьера. Утилитарная направленность «Арх Москвы» очевидна, но типовые, по большому счету, офисные кресла, как бы удобны они ни были, в самом сердце ЦДХ (центральных залах второго этажа) совсем не смотрятся.

Апофеоз практицизма все же, наверное, не должен быть основной отличительной чертой выставки, претендующей на статус главной креативной лаборатории страны по части дизайна и архитектуры. Остается лишь лелеять надежду, что когда-нибудь указанные проекты будут если не перенесены на другую экспозиционную площадку, то хотя бы каким-либо образом отделены от остальной, менее «практически применимой» части «Арх Москвы».

Наиболее интересные работы, конечно, ничего общего с офисной мебелью не имеют. Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» представила проект художественной консервации и реконструкции бывшей дачи Дурново (Санкт-Петербург) под ночной клуб. Частично уничтоженный пожаром памятник после восстановления должен приобрести совершенно неповторимый мистический шарм.

«Триумфальная марка» конструкторского бюро «Аня Исти» – впечатляющий тоннель из почтовой бумаги, обклеенный страницами глянцевых журналов – по общему признанию, один из лучших проектов «Арх Москвы 2005». Внутри тоннеля подвешены автомобильные шины, в которые каждый желающий мог метнуть теннисный мяч.

Архитектурное кидалово

Проект жилого комплекса
Проект жилого комплекса "Каменный цветок" (КБ "Стилистика")
Фирма «Стилистика» представила занятный, хотя и несколько китчевый проект жилого комплекса «Каменный цветок». Сложно себе представить, как эта модерновая, очень громоздкая конструкция впишется в обыденный пейзаж Проспекта Мира, где ее и планируется возвести.

Руководство Государственного музея архитектуры им. Щусева не может сдержать своей радости – МУАР наконец-то передан из подчинения Госстроя России в ведение Федерального агентства по культуре и кинематографии. Весь стенд музея занимают огромные ксерокопии приказов и распоряжений, благодаря которым стала возможна эта передача. Что и говорить – проект заставил улыбнуться, равно как и другой, уже архитектурного клуба «АК «Reflection».

У их стенда с «Дарц-планом» постоянно толпились люди. «Дарц-план» - обычный дартс, где мишенью служит карта Москвы, причем на бумажном оперении каждого дротика изображено какое-либо здание. Усилиями особенно метких посетителей то или иное помпезное, несколько несуразное здание часто оказывалось на месте Кремля. Проект – замечательная метафора чрезвычайно хаотичной современной градостроительной практики.

Арх-аншлаг

"Дарц-план"
Выставка составляла, конечно, не всю программу «Арх Москвы 2005». Помимо прочего, были приглашены известнейшие архитекторы, Даниэль Либескинд и Заха Хадид. Стоит признать, решение провести встречи с ними в конференц-зале ЦДХ – не самая удачная идея организаторов.

Большинство желающих просто не смогло попасть туда; этот, слишком маленький для подобных мероприятий зал, и без того оказался переполнен – люди сидели даже в проходах.

Давка в ЦДХ констатирует наличие в России культурного голода – еще несколько лет назад людям было не до культуры, приходилось решать совсем другие, куда менее отвлеченные вопросы. Сейчас ситуация в стране более-менее стабилизировалась, поэтому все хоть как-то причастные пошли смотреть на заезжих архитекторов. Правда, само наличие интереса не может не радовать: посмотрим, что будет через год, когда к букве «X» в порядковом номере «Арх Москвы» прибавится еще и «I»

..............