Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
25 июля 2013, 10:30 • Авторские колонки

Владимир Березин: Румяная фефёла

Владимир Березин: Румяная фефёла
@ из личного архива

С одной стороны, человеку хочется индивидуального счастья и минимальной ответственности. С другой, чем крепче связь между людьми, чем больше их в ячейке общества, тем она сильнее. И пришельцы с юга и востока это постоянно показывают жителям больших городов.

«Пришла Проблема пола, румяная фефёла, и ржет навеселе», – это написал поэт Саша Черный. Написал он это очень давно, в 1908 году, когда в России случилось то, что сейчас назвали бы «сексуальной революцией».

У нас не было «сексуальной революции шестидесятых» в западном понимании этого явления. В России было две волны перемен в отношениях между полами, и первая случилась в десятые-двадцатые годы ХХ века. Затухало это как раз во времена комсомольских экспериментов в области жизни без быта (и главное – без совместных обязательств).

Кто-нибудь говорит: «Мужчина обязан быть нежным», и пятьсот комментариев с обобщениями про Путина и Коллонтай

Вторая волна случилась в конце восьмидесятых – во время известных социальных изменений: грубо говоря, появилось «где», то есть возможность съема квартир, в гостиницах стали селить без штампа, перестали сажать за порно, да и вообще общество стало менее пуританским.

Сейчас все вроде устоялось, но то и дело люди в телевизоре или Сети начинают яростно обсуждать чьи-нибудь слова: «У кого зарплата меньше 300 000 в месяц, тот не мужик».

То есть речь идет не о сексе, а о том, что называется ученым словом «гендер», то есть о социальных отношениях между полами.

Тут есть три соображения.

Во-первых, мотором этих споров являются произвольные обобщения. Это как, к примеру, суждение: «При Советской власти все страдали от квартирного вопроса» – понятно, что в одних городах – да, в других был почти деревенский сектор, на Кавказе было одно, а в Средней Азии другое. Что не отменяет большей монолитности общества СССР, чем в Российской Федерации.

Если говорить о сегодняшних гендерных отношениях, они разные – в Москве одни, а вот в Подмосковье, в маленьких городках, типа Егорьевска, другие. Причем в области очень много мигрантов, осевших там уже лет десять-двадцать, с гражданством, но иными гендерными отношениями. Понятно, что в московских диаспорах одно, в среде хипстеров – другое, а среди менеджеров среднего звена – третье.

Общий вывод в том, что с малого количества гендерных моделей – как в прошлом – мы перешли к большему количеству. Это единственное, что мы можем фиксировать. Дальше следуют лишь предположения. То есть мы не можем сказать, что что-то доминирует или вообще, что есть какой-то тренд – это в области белого шума.

Во-вторых, чрезвычайно интересно, как это все обсуждается. Обычно вначале появляется набор банальностей, но банальностей бесспорных, а спорят с ним с помощью других банальностей, тоже неформализованных. Кто-нибудь говорит: «Мужчина обязан быть нежным». Пятьсот комментариев с обобщениями про Путина и Коллонтай, при этом под словом «нежность» все понимают разные вещи, а про слово «мужчина» я уже не говорю. Или скажет кто-то на ток-шоу: «Была в Милане. Насколько лучше там женщины выглядят!» И нате, в студии уже драка. Мотор споров включается на полные обороты, если все это умышленно и нечаянно смешать, да при этом задеть эго читателя или зрителя. Необязательно деньгами, а указать ему, скажем, на излишнюю тучность.

Но всегда это смесь нечетких терминов с очевидными истинами. Споры о том, много ли годных мужчин (или красивых женщин) и указывает ли это на наше национальное ничтожество, совершенно пустые – это именно психотерапевтическое выговаривание. Ну, надо заниматься спортом и думать головой – никакое правительство это за тебя не сделает и мировая закулиса в этом не поможет.

Но вот третье соображение и есть как раз соображение личное.

В былые времена студентов (в том числе и технических специальностей) заставляли читать статью Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Поэтому мысль о том, что семья обусловлена экономикой, совершенно не нова. Гендерные отношения обусловлены состоянием общества (это и вовсе – «масло масляное»). Вот были большие крестьянские семьи, которые выживали в условиях нелегкого крестьянского труда, потом пришло время пенсий (это, кстати, очень недавнее изобретение), и семьи стали меньше. Люди в городах стали жить обособленно, отношения между полами стали зыбкими, необязательными.

Гендерные дела соотечественников в пору экономического кризиса девяностых были тоже кризисными – детей рожали меньше, и это сейчас чувствуется. Выбирать-то часто не приходилось. Но куда интереснее дела обстоят сейчас, когда наличествует хрупкий баланс между достатком и тревогами завтрашнего дня. С одной стороны – человеку хочется индивидуального счастья и минимальной ответственности. С другой стороны, чем крепче связь между людьми, чем больше их в ячейке общества, тем она сильнее. И пришельцы с юга и востока это постоянно показывают жителям больших городов.

Сегодняшний день очень важен. Это время, когда есть возможность выбора: вложиться, как говорят, в свой род, или понадеяться на отечественную или, паче того, зарубежную пенсионную систему. Вступить на трудный путь взаимных уступок и взаимных обязательств или просто пользоваться румяной фефёлой по упрощенному гендерному соглашению.

..............