Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
8 апреля 2010, 10:00 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: Закон и носороги

Андрей Архангельский: Закон и носороги

Сразу несколько представителей власти на этой неделе упрекали СМИ в нагнетании эмоций. В частности, глава комитета Госдумы по безопасности заявил, что в рядах журналистов есть «больные» и «конфликтные» люди, которым нужно запретить «самовыражаться подобным образом».

По мотивам пьесы Эжена Ионеско «Носорог».

Действующие лица:

Нервный журналист: в джинсах и майке, типичный конфликтоген – нездоровый блеск в глазах, небрит, волосы не причесаны, время от времени смешно дергает головой.

– Срочно писать, нельзя молчать! Только что в городе видели огромного носорога! – Вы скверно выглядите, друг мой. Вообще, вы бы поздоровались. Почему опаздываете на планерку?

Спокойный журналист: одет аккуратно, тщательно – коричневый костюм, красный галстук, желтые сверкающие ботинки. На столе лежит закон «О СМИ», с которым журналист постоянно сверяется. На стене – многочисленные грамоты с благодарностью за объективную подачу информации.

Головы носорогов.

Действие первое.

Площадь в провинциальном городке. В глубине — трехэтажный дом с надписью «Редакция». Синее небо, яркий свет, очень белые стены. Время около полудня.

Спокойный журналист (про себя): Мы должны тщательно проверять любую информацию, прежде чем давать ее в печать. Если в чем-то не уверен, лучше вообще не писать! Бывает, растрогаешься до слез, как узнаешь, что, например, старушку покусала собака. И такая жалость, и хочется написать нечто страстное: вроде – до каких пор у нас собаки будут кусать старушек! Но потом возьмешь себя в руки: нет, надо быть объективным. Нельзя быть голословным. Мы должны думать об ответственности. Думать о том, чтобы не напугать наших читателей. А вдруг кому-нибудь из них этот случай напомнит о чем-нибудь таком? А вдруг газету прочтет за обедом какая-нибудь нервная гражданка, и с ней от чтения случится удар! А у стола – острые края! Или у стула! Нет, нет, нужно сдерживать эмоции! Только факты. (Читает гранки): «Несмотря на то что бывают еще случаи покуса наших граждан нашими собаками, некоторые эксперты утверждают, что в среднем по стране процент укусов снижается. Таким образом, экспертное сообщество раскололось, а некоторые ученые вспоминают, что в 1673 году…»

Вбегает Нервный журналист: Срочно, нужно писать об этом! Нельзя молчать! Только что в городе видели огромного носорога! Нельзя ждать! Скорее в номер!

Спокойный журналист: Вы скверно выглядите, друг мой. Вообще, вы бы поздоровались. Почему вы опаздываете?..

Нервный (не может отдышаться): Там! Носорог! Пробежал! Его видели посетители в кафе! Срочно в номер!

Спокойный (скептически): Это одни эмоции. Выкладывайте факты. Кто видел? Хозяйка кафе? Ей могло померещиться. Нужно спокойно разобраться, все проверить. Посоветоваться с экспертами. Некоторые люди утверждают, что некоторые носороги ведут себя несколько... Они вообще-то существуют, носороги?

Нервный: Его видели! И слышали топот!

Спокойный: Подожди ты со своими носорогами. Может, их и нет вовсе, а закон «О СМИ» – вот он! И тут еще целый том поправок. Допустим, напишем мы о носорогах. А ведь это могут расценить как распространение (читает) «заведомо ложных сведений о лицах; нанести ущерб деловой репутации… Способствует распространению паники среди населения…» Гораздо лучше, если мы будем писать только об уже пойманных носорогах и препровожденных в зоопарк. Зачем пугать людей? Прочтут они, и что? Бросятся скупать спички, соль… А кто виноват? Журналисты! Поэтому что не проверили, потому что поспешили!

(За сценой раздается грохот и трубный рев).

Нервный: Слышите?! Носорог!

Спокойный: Ну и что? Раздался отдельный вой. Нам что же, о каждом вое писать? Носорог воет – караван идет. Мало ли кто может реветь? Давайте лучше обратимся к специалистам: к нашим пожарным, полиции, городскому совету. Что они думают по поводу носорогов? Да и существуют ли они? До последнего времени у нас ведь не было никаких носорогов…

Нервный: Они уже здесь! Они бегают по городу!

Спокойный: Давайте не спешить с голословными оценками. Вы что, специалист по носорогам? Вы, может быть, изучали их повадки в университете?.. А? Так чего же вы лезете со своими домыслами! Пусть каждый занимается своим делом! Наше дело – давать проверенную информацию, а не заниматься болтовней и домыслами… Спросите лучше наших историков, как давно природе известны эти животные? Да, поезжайте в нашу библиотеку и подготовьте историческую справку. И помните: нам нужна только проверенная информация!

Там! Носорог! Пробежал! Его видели посетители в кафе! Срочно в номер! (фото: Getty Images/Fotobank.ru)
Там! Носорог! Пробежал! Его видели посетители в кафе! Срочно в номер! (фото: Getty Images/Fotobank.ru)

Действие второе.

Спокойный журналист: Так, сверимся с законом. Все прекрасно! Какой замечательный и совершенно законный текст! (Читает): «В последнее время участились слухи о том, что якобы в городе появились носороги. Полиция, пожарные и историки ответственно заявляют: никакой опасности нет и быть не может, потому что носороги живут в Африке. Однако остается нерешенным вопрос: в Северной Африке или в Южной? Мы отправили туда наших корреспондентов: они выяснят, чем носороги Юга отличаются от носорогов Севера, а также какие еще звери водятся в саванне. В течение ближайших месяцев читайте регулярные репортажи наших корреспондентов о жизни и быте Африки…»

Вбегает Нервный журналист: Только что носороги помяли несколько автомашин на площади, а также разрушили дом на площади… Несколько людей в больнице…

Спокойный: Посмотрите, на что вы похожи. (Достает из внутреннего кармана зеркальце и протягивает нервному).

Нервный (отпихивая зеркало): Только что! Носороги напали на людей! Нужно срочно сообщить! Чтобы люди знали! Вот фотографии!

Спокойный (рассматривает фотографии): Да, очень интересно. Хотя, конечно, слишком натуралистично… Нет ли более спокойных кадров? Мы все-таки должны думать о нашем читателе. Не всем придется по вкусу эдакое рассматривать…

Нервный протягивает другую фотографию.

Спокойный: Прекрасный кадр… Жалко, не подходит нам по формату. Некачественная съемка. Что это черное в углу?..

Нервный подает третью фотографию.

Спокойный (про себя): Да. В целом ничего. Если обрезать вот тут и тут, получится обычный носорог на улице города… Немного скучновато, но, с другой стороны, все и так поймут… А знаете, помню, нечто похожее было году так в одна тысяча…

Нервный: Нет времени! Скорее!

Спокойный: Не надо нервничать. А вдруг это провокация? Теперь тем более важно выяснить: из Северной Африки эти носороги – или все-таки из Южной? Иначе нас можно обвинить в распространении непроверенных фактов! Как же мы можем писать о носорогах, не выяснив, из какой они Африки? Могут подумать, что раздувая тему носорогов, мы тем самым делаем себе на этом дешевую славу… А хотелось бы сохранить доброе имя!

Нервный: У нас нет времени! Пока вы будете проверять, они все снесут!

(Раздается грохот за сценой, слышно, как падают бревна и осыпается штукатурка).

Спокойный: О! Гроза. Как раз! А то душновато!

Нервный: Так мы будем писать?!

Спокойный: Я не против… Но я думаю. Если все напишут о носорогах… А что, если нам... сравнить вес и рост носорогов – с весом и ростом наших пожарных? И подсчитать, во сколько раз силы носорога превосходят силы пожарного? И сколько потребуется наших пожарных, чтобы усмирить одного носорога? Это будет парадоксально! Давайте подумаем еще дня два, обсудим, как это подать…

Нервный: Пора уже что-то писать! Срочно! Носороги уже бегут по нашей улице…

Спокойный: Кстати. Вот они бегают, вы говорите, по улицам. А все ли мы способны распознать носорога? Различить его в толпе? А? Может быть, стоит расставить специальные светофоры в городе – для носорогов?

Грохот раздается совсем близко.

Спокойный (после паузы): Ого, как грохочет. Знаете, что я подумал?.. Не пора ли нам наконец обратить внимание власти на носорогов? Но, конечно, тут нельзя спешить с выводами, с наскоку действовать. Сейчас многие зарабатывают себе дешевую славу на носорогах. В городском совете, например, считают, что прямой угрозы от носорогов пока нет… Поэтому нужно дать уравновешенную, четкую, объективную информацию, без нагнетания истерики… И не надо обобщать. Напишем так: некоторые носороги ведут себя несколько...

(В это время с потолка сыплется крошка, раздается грохот, лопается стекло: в окне появляется огромный рог и глаз носорога).

Действие третье.

Спокойный журналист висит, уцепившись руками за оконную раму: она покачивается, издавая неприятный скрипение. Этажом ниже, на карнизе, нелепо хватаясь за стену, стоит нервный журналист. Посреди кучи бревен и щебенки стоит огромный носорог, который поводит головой из стороны в сторону и время от времени издает утробный рев.

Нервный журналист: А что я вам говорил?

Спокойный: Вы лучше посмотрите на себя – на кого вы похожи? Измяты, сорочка грязная, ботинки не чищены... А спина... Повернитесь. Да повернитесь же. Вы, верно, прислонились к стене.

Нервный: Теперь вы убедились, что нужно было быстрее давать информацию? Зато у нас есть возможность написать репортаж с места события. Давайте сделаем так: вы будете диктовать, а я писать – быстрее получится! Успеем дать в вечерний выпуск! Что вам видно?

Спокойный: Дельная мысль. Но тут нужно особенно аккуратно подойти к освещению. Нужно написать так, чтобы не вызывать панику у населения. То есть не цитируя самого носорога.

Носорог издает рев.

Спокойный: …Вот видите! Он на это и рассчитывает, чтобы мы описали, как он ревет!

Нервный: Вы будете диктовать?! Или будете сверяться с законом «О СМИ»?

Спокойный: Почему бы и нет – ведь я его помню наизусть. В любой ситуации мы должны быть объективны, точны и аккуратны при подаче информации. Мы должны ощущать ответственность. Давайте рассуждать логически: только что мы видели носорога. Из того, что мы видим, можно сделать вывод о том, что он именно и хотел, чтобы мы его увидели. И стали бы распускать об этом слухи... Мы же, напротив, должны успокоить наших читателей и писать только о тех носорогах, которые уже пойманы…

Раздается протяжный рев, треск, стена дома шатается, вместе с нею и оба журналиста.

Нервный: Если мы не напишем о грозящей всем опасности, то подвергнем людей еще большей опасности! Предупрежден – значит, вооружен!

Спокойный: Соглашусь с вами, коллега. Но при этом мы сами не должны превращаться в рупор носорогов, не должны вариться с ними в одном соку…

Раздается скрип. Оконная рама еще больше покосилась, стена еле держится; спокойный журналист изо всех сил старается сохранить равновесие.

Спокойный: ...Нам нужны только проверенные данные и компетентная оценка происходящего. Без нагнетания истерики… Многие сейчас хотят себе сделать на этом имя… И тем самым расколоть общество...

В это время стена с грохотом падает, летит пыль, щебенка, бревна.

Посреди кучи мусора стоит носорог и удивленно поводит рогом: на нем каким-то чудом оказался наколот закон «О СМИ».

..............