Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

71 комментарий
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
10 июля 2008, 18:18 • Авторские колонки

Юрий Гиренко: Избавление от призраков

Юрий Гиренко: Избавление от призраков

«Призрак коммунизма бродит по Европе, а гадить приходит в Россию», – грустно шутили в 80-х годах. Как поступать с гадящими призраками, в среду сказала Церковь. Патриотам неплохо бы прислушаться…

В среду российские коммунисты получили неприятный сюрприз. Исполняющий обязанности секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Георгий Рябых дал интервью агентству «Интерфакс-Религия».

Отец Георгий, как официальный представитель РПЦ, сказал: «Осуждение коммунизма было начато в 1990-е годы, но так и не было доведено до конца». И объяснил, что надо сделать, чтобы дело закончить: «Почитать память жертв репрессий и их гражданскую стойкость, открыть мемориальные комплексы, вернуть названия городам и улицам, избавиться от советской символики на государственных зданиях, убрать памятники кровавым вождям с центральных площадей городов России, кладбище у Кремлевской стены».

При этом, как положено ответственному служителю церкви, священник высказался очень аккуратно, не впадая в крайности. В частности, он выступил против отождествления коммунизма и нацизма, за неприкосновенность памятников Великой Отечественной войны и памятных знаков научным и культурным достижениям народа, совершенным в советское время, призвал «избегать тех крайностей, которые наблюдаются в некоторых балтийских странах».

Не надо позволять призракам морочить себя. Пусть они бродят – но только не в наших головах и не по нашей стране

Однако о необходимости переоценки советского прошлого высказался со всей определенностью. В частности, в преддверии 90-летия расстрела царской семьи Церковь считает необходимым «дать ясную нравственную оценку этому злодеянию», выраженную в публичных действиях и заявлениях.

«Осуждение преступления и общегосударственное признание подвига царской семьи противодействовало бы любой ремиссии революционных настроений в национальном сознании… Терпение и твердость царской семьи в следовании евангельским заповедям вплоть до отдания жизни имеет сильнейший гражданский заряд патриотизма и преданности своей Родине, – убежден представитель РПЦ. – Было бы неправильно не задействовать его для воспитания нового поколения россиян».

И объяснил, что речь идет не только об истории: «Если мы медлим с осуждением свержения законной власти, то мы рискуем увидеть повторение эксперимента в отношении уже нынешней законной власти».

Заявление представителя патриархии вызвало неподдельный гнев у председателя КПРФ Геннадия Зюганова. Бессменный глава партии – наследницы большевиков уже почти 20 лет всячески демонстрирует свою приверженность православной традиции, вызывая регулярное раздражение правоверных марксистов-ленинцев (а также сталинцев и троцкистов). И тут такой афронт!

Неудивительно, что тов. Зюганов назвал призыв отца Георгия «провокационным» и «опасным для общества». «Переписывание истории – это недостойное дело, тем более для человека, посвятившего себя служению Богу», – привычно осадил священника бывший сотрудник идеологического отдела ЦК КПСС.

Правда, на следующий день заместитель Зюганова по партии Иван Мельников попытался выправить бестактность шефа. «У КПРФ не вызывают беспокойства эти заявления священника. В нашей партии была и будет свобода совести: есть и атеисты, и верующие, и мы находимся в нормальных отношениях с руководством Русской православной церкви», – сказал он «Интерфаксу».

Зампред ЦК постарался сделать вид, что речь идет не об официальном заявлении полномочного представителя патриархии, а о частном мнении одного священника-антикоммуниста: «Я бы не спешил говорить о том, как это сделали некоторые СМИ, что РПЦ предложила что-то осуждать, цитируя высказывания священника. Я совершенно не склонен считать это серьезным уровнем для подобных оценок. Если он лично антикоммунист, то это его право».

«Не знаю, с чего его прорвало на такие неаккуратные высказывания и желчные нападки, но это тот случай, когда вполне можно сказать: Бог ему судия», – не удержался от нотации тов. Мельников.

Впрочем, следующие его слова показывают, что в КПРФ все прекрасно поняли: реакция Церкви связана со «сталинским ренессансом», наметившимся в связи с проектом «Имя России. Исторический выбор – 2008», где Сталин лидирует.

«Отмечу, что не только коммунисты, но и широкие слои российского общества массово поддерживают эту кандидатуру. И не понимать причин такого голосования или находить объяснения мотивации граждан в том, что кто-то не успел осудить коммунизм, – это значит не знать России, не понимать истории, не чувствовать свой народ», – по-партийному припечатал коммунист-зюгановец.

В логике коммунистам не откажешь. Ну и что, что большевики истребляли священников и разрушали церкви? Они же потом перестали! И даже разрешили восстановить патриаршество. И почти не мешали… Следовательно, надо не об очищении от коммунизма говорить, а благодарить и кланяться.

«Нельзя переписывать историю!» – кричат наследники партии, столько раз перекраивавшей историю нашего Отечества, что для восстановления ее первоначального облика требуются усилия поколений реставраторов.

«Нельзя выбрасывать на помойку советский период!» – вещают коммунисты, походя топчущие тысячелетнюю историю досоветской России, огульно изображаемую как эпоха рабства, отсталости и убожества.

«Нельзя ниспровергать Сталина – он одержал Победу в Великой Отечественной войне!» – заключают они. И все это не стоило бы упоминания, если бы речь шла только о коммунистах. Но эту логику принимают многие люди, коммунизму отнюдь не сочувствующие.

Причем в данном случае речь не столько о тех, кто проголосовал за Сталина в рамках странного (чтоб не сказать грубо) проекта «Имя России». «Уверенное лидерство» Сталина на этом конкурсе, где самого великого россиянина выбирают, как поп-певца на «Евровидении», составляет 10% от числа проголосовавших. А проголосовало там около 1% граждан России.

Куда важнее, что прославление Сталина кажется желанным многим интеллектуалам, то есть становится существенной частью дискурса. Нет, они не сталинисты! Хотя считают нужным подчеркнуть, что личность «противоречивая» и у него «есть заслуги».

Про заслуги – вопрос отдельный. Считать, скажем, частичную реабилитацию Церкви во время Отечественной войны заслугой Сталина можно. Если считать заслугой грабителя, отобравшего у человека все, условное возвращение части награбленного.

«Нельзя ниспровергать Сталина – он одержал Победу в Великой Отечественной войне!» (фото: ИТАР-ТАСС)
«Нельзя ниспровергать Сталина – он одержал Победу в Великой Отечественной войне!» (фото: ИТАР-ТАСС)

Пожалуй, только в одном заслугу Сталина перед Россией можно считать неоспоримой: Победа. Что ни говори, но он был верховным главнокомандующим и победила наша страна под его руководством.

Но может ли эта – огромная, но единственная – заслуга перечеркнуть все преступления Иосифа Джугашвили?

Такие, как участие в деятельности нелегальной преступной группировки, ставившей целью разрушение государства и не останавливавшейся ни перед уголовщиной (в которой молодой Сталин принимал непосредственное участие, грабя почтовые кареты и банки), ни перед прямой изменой?

Как участие в заговоре с целью захвата власти и государственном перевороте?

Как осуществление террора и массовых преступлений против мирного населения с 1918-го по 1953-й, причем во все возрастающих масштабах?

Как узурпация власти и уничтожение ВСЕХ гражданских прав и свобод?

Как уничтожение целых социальных групп, в том числе самой многочисленной в те времена – крестьянства? А ведь «социоцид» российского крестьянства – коллективизация и голод 1933 года – осуществлялся под личным руководством Сталина...

Какое из этих преступлений можно простить за Победу?

Никакое. Тем более что это явно не тот случай, когда «у разбойника лютого совесть Господь пробудил»: политика Сталина после 1945 года была не менее преступной, чем до 1941-го. Причем в данном случае я вовсе не говорю о его внешней политике – преступления совершались по отношению к своему народу.

Однако умники, в том числе не почитающие Сталина, говорят: «Но ведь мы не можем принять, что в течение такого длительного времени страна жила неправедно. Мы же так зачеркнем всю жизнь наших дедов и прадедов! Уж лучше давайте почтим генералиссимуса как великого правителя, а преступления свалим на Ежова-Берию-Кагановича и прочих».

То есть продолжим дело коммунистов – напишем насквозь лживую версию истории и будем отстаивать ее до хрипоты. А потом она вновь треснет нас по лбу…

Андрей Перла совершенно прав, предлагая культивировать «белый миф» о нашей истории. Но миф и вранье – разные вещи. Миф – это упрощенная версия истории, адаптированная к восприятию массового потребителя.

Сталинский миф – это ложь. Это адаптация истории не к восприятию троечника, а к комплексам двоечника. Это очередное злоупотребление историей в политических (и даже политтехнологических) целях, об опасности которого мне уже доводилось писать. Это развращение общественного сознания.

И зачем? Чтобы объяснить, как могла страна так долго жить под коммунистами? А как она могла жить под ордынским игом – и ведь времени для освобождения понадобилось больше, чем в ХХ веке. Или Бату-хана мы тоже произведем в великие русские правители?

А что, у него в деле державного строительства заслуг не меньше, чем у Сталина. И нужна была русским батыева держава примерно так же, как сталинская…

Не надо позволять призракам морочить себя. Пусть они бродят – но только не в наших головах и не по нашей стране. Нагулялись уже, хватит.

А как надо поступать с призраками – спросите у священника. Церковь в этих делах имеет немалый опыт.

..............