Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян США оставляют балласт за бортом

Казалось бы, в своих намерениях завершить русско-украинский конфликт Трамп должен был получить поддержку Европы. Однако Брюссель и лидеры ключевых стран – членов ЕС не желают заканчивать уже проигранную ими войну, потому что тогда за поражение нужно будет отвечать перед избирателями.

12 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Зачем украинцы поджигают Европу

Те, кто стоит за провокациями в различных странах Европы, стремятся убедить людей, что виновники всех их проблем и неприятностей – русские, цель которых испортить жизнь европейцам. Миф о сотнях русских диверсантов продвигается европейскими политиками без особой заботы о правдоподобии.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Чем СВО похожа на Северную войну

Ввязываясь в Северную войну, Петр хотел получить для России только «провинции Ижорскую и Корельскую». Но по ее итогам к России были присоединены Ингерманландия (Ижора) с основанным в устье Невы Санкт-Петербургом, Карельский перешеек с Выборгом, Эстляндия и Лифляндия.

10 комментариев
9 июня 2007, 20:37 • Авторские колонки

Вадим Пономарев: Земфира дала джазу

Вадим Пономарев: Земфира дала джазу

Земфире* надо было дать этот концерт в Москве, чтобы распрощаться с программой, которую Москва ни разу не слышала. Хотя бы для того, чтобы пропеть про себя: «Земфирочка созрела».

Осенью певица выпускает новый альбом, а между тем переигранные с новым составом старые песни в столице толком не показаны. Прежде чем выступить в заброшенном Зеленом театре через реку от своего дома, Земфира* проехала с большим туром «Дежавю» по России и другим странам.

Дряхлый Зеленый театр обтянули тканью, и он стал посимпатичнее. Поставили приличный звук. Над открытым зрительным залом запустили зеленый воздушный шар. Аншлаг.

Земфира ворвалась на сцену, как хищная росомаха. Худая, красивая, одухотворенная, она пролетела сквозь незнакомое вступление и запела «Почему» так, что согласные впечатывались в серф-шуршание намертво. Сразу стало понятно, что никакой новой «программы» нет. А есть новый состав, с которым Земфира решительно и безоговорочно перелопатила плей-лист так, чтобы он соответствовал новому пониманию музыки самой певицы.

Ей явно тесно в рамках прямолинейного русского рока, и уже прошел подростковый период увлечения депрессивным брит-попом, надо развиваться дальше

– Привет, Москва! Давно мечтаю о том, чтобы спеть первую песню и сказать: привет, Москва!

После прошлого большого концерта в Горбушке было заметно, что «девушка созрела». Созрела и рвется к новому звуку. На этом концерте уже сама Земфира пропела про себя: «Земфирочка созрела», ей уже есть что предъявить.

Земфира собрала состав, который может играть джаз. Не хотел бы, а именно может. В отличие от старого состава, где главным формообразующим инструменталистом был гитарист Корней, теперь за главного – клавишник. Что может ярче открыть джазовую, эстрадно-оркестровую Земфиру? Именно пианист, как его представила Земфира. Дмитрий Шуров играл в «Океане Ельзи», после раскола основал Esthetic Education и явно тяготеет к фортепианному джазу.

Уход в актуальный джаз-рок имеет для Земфиры немало плюсов. Ей явно тесно в рамках прямолинейного русского рока, и уже прошел подростковый период увлечения депрессивным брит-попом, надо развиваться дальше. Вариантов было два. Либо двинуться в поп, либо в джаз. Земфира предпочла джаз. И аккуратно интегрировала свои песни под гитару (которые всегда в голове) в эстрадно-джазовую среду. Затем-то и потребовался джазовый трубач Константин Куликов, сотрудничающий с Инной Желанной и рядом джазовых и этноджазовых проектов вроде Safety Magic.

Да, теперь старые песни Земфиры, обыгранные шустрыми пальчиками пианиста и задушевными опеваниями трубы, сильно напоминают судьбу известных песен Андрея Макаревича*, поющего с Оркестром креольского танго. И наверняка вызывают неоднозначную оценку поклонников. Макаревич тоже через это прошел.

Земфира собрала состав, который может играть джаз. Не хотел бы, а именно может
Земфира собрала состав, который может играть джаз. Не хотел бы, а именно может (фото Светлана Мальцева / NEWSmusic.ru)
Та же «Почему» сохранила мощную энергию текста. «Прогулка» начинается с продолжительного фортепианного вступления, рисунок баса кардинально изменился, по сути, песня сделана под салонный джаз – как раз для клубов с олигархами. Тот же привкус теперь у песни «Непошлое». Только на «ПММЛ» Земфира впервые взяла гитару в руки, и результат налицо – почти не измененная трактовка, с клавишными вариациями на заднем плане. «Румба», ранее нечасто исполняемая, и вовсе погрузилась в журчание детских клавишных игрушек.
– Очень переживаю из-за дождя. Вижу ваши зонтики. Он начался опять? Сволочь! Я очень люблю дождь, но не хочу, чтобы он испортил вам настроение.

«Рассветы» теперь построены на запоминающемся риффе в проигрыше и обрамлены протяжной печалью трубы. С размашистых медленных аккордов а-ля Сергей Рахманинов, второй концерт для фортепиано с оркестром, величественно стартует «Любовь как случайная смерть», и к последнему куплету Земфира поет, нервно задыхаясь, срочно выговаривая слова, сбиваясь с дыхания… А «Небо Лондона» – совсем под рояль, и брови домиком. И совсем уж неожиданно звучит «Трафик», он стал совсем диско-роком – буквально с октавным басом, танцевальным и упругим.

Земфира ходит и пританцовывает, активно мотая головой, размахивая руками над головой.
На «Брызгах» брызжут первые фейерверки. Потом их будет много. Очень много. Но эффект неожиданности срабатывает сейчас. На «Ракетах» фейерверки в густом синем воздухе продолжаются, Шуров фонтанирует клавишными проигрышами в духе Рика Уэйкмана – вдруг легкий джаззи переходит в упрямый марш. Музыканты еще на коде успевают процитировать мюзикл «Иисус Христос суперзвезда»… Музыканты играются, купаются в предоставленных возможностях. Разве что не переходят к джему…

– Тут у нас все сломалось. И опять пошел дождь!

«Доказано» и «Созрела» идут нон-стопом и мало отличаются от привычного звучания. Сразу после признания в том, что «Земфирочка созрела», – совершенно неожиданный вброс мелодии Владимира Дашкевича из к/ф «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Это все та же игра. В туре Земфира исполняла даже хит Верки Сердючки «Лаша Тумбай» как доказательство сыгранности нынешних музыкантов. «Небомореоблака» завершаются залпом блесток из пушек.

После паузы – первый бис.
– Меня часто упрекают, что я мало общаюсь с залом. Но я выражаю все в песнях. Когда я пою, это лучший вариант из того, что я могу произнести.

«Итоги» – просто под гитару, и только к коде подтягивается клавишная подушка. «Самолеты» посвящаются «всем знакомым в зале». А потом начинаются сюрпризы.

Музыканты играются, купаются в предоставленных возможностях. Разве что не переходят к джему
Музыканты играются, купаются в предоставленных возможностях. Разве что не переходят к джему (фото Светлана Мальцева / NEWSmusic.ru)
«Песня памяти Кормильцева», – бросает отрывисто Земфира и поет «Казанову». Тут все не просто. Хотя песня сыграна и спета вполне аутентично, в ней есть непростой подвох. Двусмысленная в устах Земфиры фраза «ты моя женщина я твой мужчина» (Кормильцев писал ее без знаков препинания) все-таки прозвучала. Где-то в турах певица пела ее еще однозначнее: «ты моя женщина я твоя женщина», но в Москве не стала. Впрочем, и без того фразу встретили с восторгом многочисленные лесби-зрительницы. Позже прозвучала еще и лесби-баллада «Анечка». Так что можно сказать, что вслед за недавней Дианой Арбениной в Лужниках свою игру в перверсии главная лесби-икона страны тоже отыграла.

Под фортепиано с трубой зал подхлопывает «Хочешь?». Земфира этого не хочет, она сбрасывает аплодисменты. И несколько раз повторяет с блестящими глазами: «Пожалуйста, не умирай…»

Из будущего альбома в бисах прозвучало две песни. Хит «Мальчик» уже хорошо известен. А вот еще одна энергичная песня, пока без названия. Земфира ее проанонсировала так:
– А сейчас премьера. Я выбрала из десятка песен именно ее. Почему? Сейчас поймете.

Конечно, понятно. В тексте звучит фраза «Пятница – Москва колбасится». Действительно пятница. Действительно колбасится. Но со слезами на глазах. Завороженные чистым и уверенным, в отличие от предыдущей презентации, голосом Земфиры обнявшиеся девочки рядом со мной плачут. А потом поднимают руки и разворачивают их ладонями к Земфире, словно согревая ее любовью.

Новый альбом Земфиры теперь невероятно ожидаем
Новый альбом Земфиры теперь невероятно ожидаем (фото Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru)
Но сюрпризы не закончились. «Лето! Я изжарен, как котлета. Время есть, а денег нету, Но мне на это наплевать, а-а-а!» – начинает петь песню Майка лукаво косящая глазом Земфира. Она не смогла отказать себе в удовольствии заменить строчку и спеть «Сегодня сейшен в Зеленом театре». А уж строчку с намеком «У них, наверное, вендетта!» написал сам Майк.

Заключительная «Ариведерчи» прозвучала уж совсем традиционно, словно и не было двух часов джаза. Вороны-москвички вылетели из рук Земфиры и по-хозяйски уселись на близлежащих деревьях Нескучного сада.

Грянул большой фейерверк в небе – праздник есть праздник. Дождь рассосался как-то сам. По аллеям парка шли возбужденные люди, и из каждого второго мобильника играл «Мальчик»…
Новый альбом Земфиры теперь невероятно ожидаем.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............