Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
5 августа 2005, 10:16 • Авторские колонки

Виктор Топоров: В чем успех Оксаны Робски?

Виктор Топоров: В чем успех Оксаны Робски?

Когда роман «Casual (Повседневное)» стремительно вынырнувшей из кофейной пены Оксаны Робски попал в шорт-лист престижной премии «Национальный бестселлер», литературная общественность расценила этот успех как сенсацию и симптом.

С одной стороны, бульварное чтиво еще ни разу не добивалось в премиальных гонках таких результатов – и поэтому почудилось, будто произошла или вот-вот произойдет полная смена «литературной ориентации», премиальной в том числе.

С другой - само название премии – при поверхностном прочтении – ориентирует на коммерческий эффект, а продажи первого романа «хозяйки модной галереи, экс-владелицы агентства женщин-телохранителей, журналистки и сценариста» и, главное, «гламурной героини светских хроник» оказались на диво хороши. Нарасхват пошел и второй роман, ударными темпами пишется третий...

И наконец, бульварное чтиво, предложенное бальзаковских лет девушкой, пишущей свое имя так, чтобы мы сразу поняли, что у нее все в порядке, - ОКсана. Может, с известной натяжкой и впрямь пройти по разряду изящной словесности.

Сразу же, как водится, пошли разговоры о том, что за Робски пишут литературные «негры».

А за кого они, интересно, не пишут?

И что можно противопоставить хорошо пишущим «неграм», кроме ку-клукс-клана?

Так или иначе, состоящее из «просвещенных читателей» Малое жюри «НацБеста» не дало Робски ни одного балла. Премия в несколько тысяч у.е. и гарантированное оргкомитетом издание тиражом в 50 тыс. экземпляров достались «новому швейцарцу» Шишкину с романом «Венерин волос», представляющим собой трудное, изысканное и, на иной взгляд, духоподъемное чтение.

«У России друзей нет, но ей и не надо», - отчеканил один из самых успешных Романовых – Александр III. У Оксаны Робски нет премии «Национальный бестселлер», но она со своими тиражами и гонорарами (не говоря уж о галерее и спонсорах) наверняка перетопчется. Тем более что попадание в шорт-лист само по себе – колоссальная дополнительная раскрутка и, разумеется, немалая честь.

Прежде всего, отмечу, что роман весьма недурно написан. Без стилистических изысков, но бойко, грамотно, убедительно и достоверно

Что ж это за штука такая – «Сasual», - и почему ее прочли все, причем, как правило, «на одном дыхании» или «в один присест»?

Сперва прочли, а потом «перечитают», припав к экрану, - ведь по «Повседневному» наверняка снимут сериал, не зря же среди издателей, наряду с круто поднявшимся на Гарри Потере «РОСМЭНОМ» значатся «Кинокомпания «Квид» и ЗАО «Пигмалион Продакшн».

Прежде всего отмечу, что роман весьма недурно написан. Без стилистических изысков, но бойко, грамотно, технологически убедительно и психологически достоверно. Наверное, они – «гламурные героини светских хроник» - так и живут, так и думают, так и говорят, разве что еще непременно с матком или попросту матком, а в романе Робски нет ни одного грубого слова, что поневоле заставляет вспомнить анекдот о манерных мастерицах орального секса, непременно пользующихся ножом и вилкой.

Роман многослоен: тут тебе и детективная история, и производственная, и семейная, и любовная (причем не одна), и групповой портрет светских львиц. Каждая линия по-своему хороша, но особенно впечатляет, понятно, последняя.

Однако обо всем по порядку.

У рассказчицы убивают мужа. Она разоблачает убийцу и пускает по его следу киллера. Увы, разоблачение оказывается подставой, и киллер убирает «не того парня». Правда, тоже, разумеется, изрядного негодяя.

Героиня - и сама находящаяся на подозрении у слепых и продажных органов - проводит повторное следствие, выявляет подлинного убийцу и решает расправиться с ним уже собственноручно (ее приятель-киллер успел стать начальником службы охраны своего однокашника-бизнесмена, а потом убрал работодателя и унаследовал его бизнес, так что ему теперь не до мелких заказов).

Но не успевает.

Введенный ею в курс дела приятель мужа, крупный бизнесмен средней руки, расправляется с Вовой Крысой сам, послав к нему личного киллера. Личные киллеры в этом кругу есть у всех – как платиновые дисконтные карты дорогих магазинов и модных ресторанов.

Избывая тоску по мужу, героиня мутит собственный бизнес с бюджетом рекламной кампании в миллион долларов. Поначалу дело идет успешно, но затем ее предает наемный работник и «недружественно поглощает» крупная компания. Хорошо хоть в последний момент не пускает по миру, а предлагает приличные отступные.

Мужа (горячо любимого) рассказчица прогнала, уличив в измене, за неделю до убийства, а после похорон всплыла – причем оказалась беременной – и разлучница. Впоследствии разоблаченная как авантюристка – и ребенок не от «того парня», и Вова Крыса – родной брательник. Что не мешает героине повести себя в высшей степени благородно: под кесаревым сечением родившегося «внучка» пристроить к родителям покойного мужа, а мошеннице купить квартиру и сплавить собственного поклонника (и одноразового любовника) англичанина.

Но люди низкого звания подлы и неблагодарны – даже прислуги приличной не сыщешь, пока не выпишешь с Филиппин, а мы, утверждает рассказчица, первые богатые девушки во всей Москве и ничто аристократическое нам не чуждо.

Очередной душевный кризис и новую порцию подозрений в убийстве (уже в убийстве Крысы) героиня решает, по совету того же крупного бизнесмена средней руки, пересидеть в Индии, пока он не замнет дело с помощью оборотней в погонах.

Но в салоне первого класса соседом рассказчицы оказывается некий Костя, который в конце концов соглашается «финансировать этот проект. И все остальные проекты в моей жизни тоже…»

На сей счастливой ноте, без уточнения, впрочем, матримониальных планов Кости, книга заканчивается.

За рамками пересказа остался групповой портрет светских львиц – в этой книге главный.

Не столько, пожалуй, львиц, сколько телок.

Не слишком молодых, но шикарных телок, пребывающих в вечной охоте на золотого тельца.

Крупного бизнесмена средней руки или, в идеале, олигарха. Которого нужно охмурить, развести на бабки и – в идеале – с женой, а потом женить на себе. Или (если он на тебе женат) удержать всеми правдами и неправдами. Лучше всего – чтобы не чувствовать себя потаскухой – в него влюбиться, хотя это в общем-то не обязательно: оттянуться всегда можно со стриптизерами из «Красной Шапочки» или с турецкими аниматорами.

Оксана Робски (фото peoples.ru)
А твой без пяти минут олигарх будет дарить тебе розы (сотнями), шубы (полудюжинами), мебель (гарнитурами), «мерседесы» (штуками) и дома на Рублевке...

По имени названа только Ксюша Собчак – причем с завистью к бриллиантам, а главное, к молодости единокровной сестры питерской демократии (матери у демократии и у Ксюши все же, хочется верить, разные).

Все эти телки чувствуют себя, прошу прощения, принцессами, хотя по возрасту больше смахивают на великих княгинь («на раскормленных досыта содержанок в шумной славе» - Саша Черный). И мечутся то к батюшке на исповедь, то к косметическому хирургу на какую-нибудь липоксацию.

И садятся на диету весной, чтобы хорошо выглядеть в бикини и без летом.

А осенью и зимой буквально обжираются в ресторанах, цены в которых, по словам самой рассказчицы, можно оправдать только тем, что официанты расхаживают в униформе от Армани, тогда как клиенты безуспешно пытаются их перещеголять.

Групповой портрет телок в романе чрезвычайно хорош – яркий, контрастный, где надо – выпуклый, где надо – впалый, как искомый силуэт на мониторе у косметического хирурга.

Золотой телец (собирательный портрет крупного бизнесмена средней руки) получился гораздо бледнее и, главное, расфокусированнее; создается впечатление, что героиня знает об этом персонаже куда больше, чем рассказывает.

Но даже если так, то она, как истинная бизнесвумен, поступает правильно: к чему снабжать эксклюзивной информацией конкуренток?

..............