Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

ХАМАС опроверг сообщения о готовности к прекращению огня с Израилем

19 мая, среда  |  Последнее обновление — 05:32  |  vz.ru
Разделы

Американское общество превратит Билла Гейтса в чудовище

Сергей Мардан
Сергей Мардан, публицист
Публичная metoo-расправа над Биллом Гейтсом затмит собой все, что мы видели до сих пор – и Кевина Спейси, и Пласидо Доминго, и даже губернатора Нью-Йорка Эндрю Куомо, тем более что последнего либеральные однопартийцы не сдают. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

В Берлине снова требуют «убить евреев»

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Каждый день по немецким городам теперь проходят демонстрации, которые уже не только требуют уничтожить Израиль, как государство, но и просто уничтожить каждого еврея. То есть такого тут не было, собственно, лет восемьдесят. Все лицемерие европейской политики вылезло во всей красе. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Россия украинцев на украинцев не меняет

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Никаких уступок, никаких послаблений, никаких компромиссов – и в то же время готовность принять Зеленского для разговора на своей территории, на своих условиях и со своей повесткой. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Предложен новый дизайн московских речных трамвайчиков

В рамках разработки системы водного общественного транспорта Москвы намечены три варианта судна с панорамным видом на город
Подробности...

Названа «Мисс Вселенная – 2021»

Титул «Мисс Вселенная – 2021» получила 26-летняя программистка из Мексики Андреа Меса. Бриллиантовую корону ей вручила «Мисс Вселенная – 2019» Зозибини Тунци из ЮАР. Второе место досталось бразильянке, на третьем расположилась представительница Индии
Подробности...

На Ближнем Востоке ужесточились ракетные обстрелы городов и столкновения арабов с евреями

Ракеты Израиля разрушили 16-этажное здание Бурж аш-Шурук в центре Газы. В нем располагались офисы палестинских СМИ и компаний, магазины и жилые помещения. Погибли по меньшей мере три человека. Израиль заранее предупредил о ракетном ударе, поэтому большую часть людей успели оперативно эвакуировать
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: ХАМАС опроверг сообщения о готовности к прекращению огня с Израилем

    Главная тема


    Президентская кампания на Украине началась с битвы за Киев

    прямые и косвенные потери


    На Украине оценили убытки от запуска «Северного потока – 2»

    высадка десанта


    Журнал рассказал о подготовке США к нападению на Крым

    «сочинили в ЦРУ»


    В Германии назвали развалившую СССР песню

    Видео

    «Восточное партнерство»


    Евродепутаты придумали России пять причин стать Украиной

    российское гражданство


    Россия становится «островом нормальности» для американцев

    старение населения


    Китай попал в демографическую западню

    продуктовая инфляция


    Цены на еду накручивают глобальные спекулянты

    турецкий лидер


    Иса Джавадов: Турция пытается объединить мусульман за счет евреев

    современное общество


    Максим Соколов: Грешников в аду мучают бесы с айфонами и айпадами

    гранитный постамент


    Тимур Шерзад: Без военных памятников нации не существует

    специальный репортаж


    Как учителя казанской гимназии спасли детей от убийцы

    на ваш взгляд


    Достоин ли Юрий Лужков того, чтобы одна из улиц или площадей столицы была названа его именем?

    Дмитрий Бавильский: Полтинник Сорокина

    10 августа 2005, 18:08

    Владимир Сорокин сегодня в России – писатель номер один. Со всеми вытекающими. Как раньше говорили, ВПЗР. То есть Великий Писатель Земли Русской. Сорокин – это бренд. Это успех. Это скандал. Интересно понять, почему именно он?

    Из ныне живущих Сорокин – фигура равновеликая разве что Солженицыну. В том, что Сорокин сделал именно для литературы. Хотя, вполне возможно, что именно л и т е р а т у р н ы й вклад его гораздо больше и серьезнее Солженицынского.

    Александр Исаевич в первую очередь трибун и пророк, фигура политическая. Художественность текстов для него не самое главное. Куда важнее «пасти народы» и наставлять их на путь истинный.

    Владимир же Георгиевич никого не наставляет и живет жизнью частного человека. Но он пишет тексты, после которых изящная словесность не может существовать так, как раньше.

    «Могут ли существовать стихи после Освенцима?» - вопрошал Адорно. Может ли существовать проза после того, что над ней сделал Сорокин?
    Всю жизнь Сорокин борется против литературы.
    Но и – во имя этой самой литературы.
    Если Россия – «страна слов», то получается, что Сорокин посягает на самое святое, что есть у нашего коллективного бессознательного.
    На то, что умники наши называют «неизбывной российской литературоцентричностью».
    В чем же суть борьбы?
    Любая литература (когда в ней работают десятки, сотни авторов) автоматически стремится к выработке канона.

    И лирическое повествование про «школьные годы чудесные» оборачивалось садистской драмой, а производственный сюжет оборачивался триллером

    Тем более что существует «память жанра»: для того, чтобы текст воспринимался читателем как стихотворный или повествовательный, он должен обладать определенным набором признаков и качеств. Так у каждого жанра и вырабатывается свой особый язык.

    Со временем этот язык обрастает штампами основательнее, чем днище старого корабля обрастает ракушками. Сквозь эту мертвенную слизь уже не продраться. Потому что она воспринимается как данность.
    Как нечто совершенно неотъемлемое.
    На этом восприятии, кстати, зиждется успех коммерческого чтива, главная задача которого – четко соответствовать читательским ожиданиям, когда шаг в сторону – расстрел и даже хуже: забвенье неуспеха.

    Ранние тексты Сорокина (он начинал с рассказов и романа «Очередь») начинались как вполне себе художественные тексты на производственные, бытовые или военные темы. Построенные на узнаваемых клише, они мгновенно опозновались как среднестатистические, ни на что не претендующие опусы.

    Но дальше, по ходу дела, тексты начинали претерпевать странные изменения. В них словно бы поселялся вирус, который разрушал привычные очертания. И лирическое повествование про «школьные годы чудесные» оборачивалось садистской драмой, а производственный сюжет оборачивался триллером.

    Схожим образом построен фильм «От заката до рассвета», где ковбойский боевик незаметно перетекает в мистический хоррор. И Сорокин, и Родригес жонглируют жанрами, вскрывая условность сюжетных структур, которыми автор может крутить-вертеть по своему усмотрению.

    Похожие операции Владимир Сорокин проделывал и в своих романах «Норма», «Сердца четырех» и в этапном «Романе», который приговаривал этот заштампованный жанр к смерти через полную расчлененку всех его персонажей.

    Какашки, изощренное порно и глумление над святынями, время от времени возникающие в книгах Сорокина (вспомним замечательное «Голубое сало»), нужны были автору не для эпатажа или скандала, но в качестве «вскрытия приема» и «актуализации высказывания».

    Писатель Владимир Сорокин (фото с сайта srkn.ru)
    Писатель Владимир Сорокин (фото с сайта srkn.ru)

    Эти странные и ни в какие конвенции не вписывающиеся сцены насилия и беспричинного глума словно бы вспарывали ровное струение букв, разрушали стереотипы восприятия и очищали русскую словесность от накипи и омертвелых наслоений.

    То есть они нужны были не сами по себе, но как элемент «отстранения», как знак серьезной культурной работы. Сорокин бесстрашно расчищает авгиевы конюшни гладкописи, поворачивая литературу к ее творческой и антитоталитарной сути.

    Однако диссидентство Сорокина имеет не политический и не социальный характер, его расхождения «с советской властью» имеют эстетический характер. За что, собственно говоря, писатель и получает от всех этих «Идущих вместе», радеющих абстрактной духовности.

    Сорокин учит нас непрямому и нелобовому чтению. Сорокин показывает, что за, казалось бы, главным сюжетным слоем находятся метафизические бездны и прозрения такого масштаба, что дух захватывает.

    Ибо литература не является для него самоцелью. Куда важнее воспользоваться литературной формой для решения бытийственных проблем.

    Хотя, конечно, и литература тоже. Когда Сорокина вызвали на допрос по поводу обвинений в порнографии, он сказал следователю, что порнография в его произведениях действительно имеет место – потому что у него «буквы трахаются».

    Именно поэтому важен так же, как Солженицын, освободитель и раскрепоститель подувядшей, но все еще великой Русской Литературы.
    Ничто так не разрушает культуру, как пафос.
    Снимая его, разрушая коросты большого стиля, Сорокин делает большое и правильное дело.

    Ведь усилия Владимира Сорокина при всей парадоксальности его деяний как раз и направлены на утверждение ее непреходящего величия: его стилистические эксперименты можно сравнить с прививкой против бактерий, повышающих иммунитет и приводящих литературный процесс к медленному выздоровлению.
    Литературный ландшафт с его помощью изменился до неузнаваемости.
    Больше нельзя делать вид, что Сорокина не существует.
    Больше нельзя писать так, как раньше.

    Сорокин стоит у истоков новой русской литературы, возникающей в обществе, устремленном к внутренней и внешней свободе.
    Переориентация с классовых ценностей на общечеловеческие радости частного существования – вот что записано в главных приоритетах нашей эпохи.
    Мы учимся жить своей собственной, приватной жизнью.

    Именно поэтому Сорокин, очень часто подчеркивающий терапевтический характер своей деятельности (мол, лечу сам себя тем, что пишу, на бумаге избывая комплексы и травмы), так восстребован.

    Постоянные медиальные заварушки вокруг его имени говорят о том, что Сорокин бьет не в бровь, а в глаз, точно диагностируя современное состояние. И кто ему в этом может составить конкуренцию?
    Если только Виктор Пелевин.
    А кроме того, книги Сорокина интересно читать.
    Он большой и оригинальный выдумщик. У него своеобычный юмор и подлинное метафизическое наполнение.

    Когда-то, много лет назад, я написал, что Сорокин – религиозный художник.
    Тогда это утверждение прозвучало как преувеличение.
    С каждой новой книгой религиозный пафос творчества Владимира Сорокина становится все более и более очевидным.
    Сегодня Владимир Сорокин празднует полувековой юбилей, находясь на пике формы.
    Долгие-долгие лета! Новых и новых книг!


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •