Взгляд
28 октября, четверг  |  Последнее обновление — 02:47  |  vz.ru
Разделы

Германия использует мороз для атаки на Европу

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Несмотря на то, что очередной кризис будет, скорее всего, улажен и европейцы этой зимой не замерзнут окончательно, он уже стал очередным ударом по всей конструкции европейской интеграции. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

У инцидентов с «газовыми хлопками» есть две главные причины

Илья Стулов
Илья Стулов,
Может, пора уже этим газовым войнам положить конец, прописав в интересах нормальных людей очевидные и безопасные правила? Иначе «хлопки» газа в домах будут раздаваться все чаще и чаще. Подробности...
Обсуждение: 48 комментариев

Однажды забудут и про Facebook

Максим Кононенко
Максим Кононенко, сетевой публицист
То ли причина в лютой цензуре, которой Марк Цукерберг пытается оправдать свое существование во главе крупнейшей социальной сети мира. А то ли и в том, что оная социальная сеть попросту устарела и сдает позиции. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Центр «Вектор» впервые показал фото дельта-штамма коронавируса

Впервые опубликовано фото дельта-штамма коронавируса. Российский центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» вырастил вирус на культуре клеток эпителия почки африканской зеленой мартышки. Изображения сняты на камеру электронного микроскопа
Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: «Интер РАО» собралась спасти Казахстан от вызванного майнерами энергодефицита

    Главная тема


    Пандемия вернула в общество болезни из 90-х

    советский союз


    Горбачев заявил о двух разрушивших СССР «роковых ударах»

    испытания в космосе


    Эксперты назвали китайскую гиперзвуковую ракету старой советской разработкой

    ковидный госпиталь


    В Томске мужчина три дня под видом врача ухаживал за бабушкой в красной зоне

    Видео

    бывший ссср


    Туркмения превратилась в антисоветскую сказку

    Российская валюта


    Рубль уверенно демонстрирует доллару силу

    личные мотивы


    Германия заглядывается на ядерную бомбу

    массовые беспорядки


    Как советская власть породила «великое восстание» на Кавказе

    военная угроза


    Почему финны разлюбили Россию

    марш на Рим


    Тимур Шерзад: Почему фашисты смогли захватить власть, находясь в меньшинстве

    газовая война


    Илья Стулов: У инцидентов с «газовыми хлопками» есть две главные причины

    энергетический кризис


    Тимофей Бордачев: Германия использует мороз для атаки на Европу

    на ваш взгляд


    Надо ли ограничивать продажу алкоголя в объявленные нерабочими из-за распространения COVID дни?

    Дмитрий Бавильский: Полтинник Сорокина

    10 августа 2005, 18:08

    Владимир Сорокин сегодня в России – писатель номер один. Со всеми вытекающими. Как раньше говорили, ВПЗР. То есть Великий Писатель Земли Русской. Сорокин – это бренд. Это успех. Это скандал. Интересно понять, почему именно он?

    Из ныне живущих Сорокин – фигура равновеликая разве что Солженицыну. В том, что Сорокин сделал именно для литературы. Хотя, вполне возможно, что именно л и т е р а т у р н ы й вклад его гораздо больше и серьезнее Солженицынского.

    Александр Исаевич в первую очередь трибун и пророк, фигура политическая. Художественность текстов для него не самое главное. Куда важнее «пасти народы» и наставлять их на путь истинный.

    Владимир же Георгиевич никого не наставляет и живет жизнью частного человека. Но он пишет тексты, после которых изящная словесность не может существовать так, как раньше.

    «Могут ли существовать стихи после Освенцима?» - вопрошал Адорно. Может ли существовать проза после того, что над ней сделал Сорокин?
    Всю жизнь Сорокин борется против литературы.
    Но и – во имя этой самой литературы.
    Если Россия – «страна слов», то получается, что Сорокин посягает на самое святое, что есть у нашего коллективного бессознательного.
    На то, что умники наши называют «неизбывной российской литературоцентричностью».
    В чем же суть борьбы?
    Любая литература (когда в ней работают десятки, сотни авторов) автоматически стремится к выработке канона.

    И лирическое повествование про «школьные годы чудесные» оборачивалось садистской драмой, а производственный сюжет оборачивался триллером

    Тем более что существует «память жанра»: для того, чтобы текст воспринимался читателем как стихотворный или повествовательный, он должен обладать определенным набором признаков и качеств. Так у каждого жанра и вырабатывается свой особый язык.

    Со временем этот язык обрастает штампами основательнее, чем днище старого корабля обрастает ракушками. Сквозь эту мертвенную слизь уже не продраться. Потому что она воспринимается как данность.
    Как нечто совершенно неотъемлемое.
    На этом восприятии, кстати, зиждется успех коммерческого чтива, главная задача которого – четко соответствовать читательским ожиданиям, когда шаг в сторону – расстрел и даже хуже: забвенье неуспеха.

    Ранние тексты Сорокина (он начинал с рассказов и романа «Очередь») начинались как вполне себе художественные тексты на производственные, бытовые или военные темы. Построенные на узнаваемых клише, они мгновенно опозновались как среднестатистические, ни на что не претендующие опусы.

    Но дальше, по ходу дела, тексты начинали претерпевать странные изменения. В них словно бы поселялся вирус, который разрушал привычные очертания. И лирическое повествование про «школьные годы чудесные» оборачивалось садистской драмой, а производственный сюжет оборачивался триллером.

    Схожим образом построен фильм «От заката до рассвета», где ковбойский боевик незаметно перетекает в мистический хоррор. И Сорокин, и Родригес жонглируют жанрами, вскрывая условность сюжетных структур, которыми автор может крутить-вертеть по своему усмотрению.

    Похожие операции Владимир Сорокин проделывал и в своих романах «Норма», «Сердца четырех» и в этапном «Романе», который приговаривал этот заштампованный жанр к смерти через полную расчлененку всех его персонажей.

    Какашки, изощренное порно и глумление над святынями, время от времени возникающие в книгах Сорокина (вспомним замечательное «Голубое сало»), нужны были автору не для эпатажа или скандала, но в качестве «вскрытия приема» и «актуализации высказывания».

    Писатель Владимир Сорокин (фото с сайта srkn.ru)
    Писатель Владимир Сорокин (фото с сайта srkn.ru)

    Эти странные и ни в какие конвенции не вписывающиеся сцены насилия и беспричинного глума словно бы вспарывали ровное струение букв, разрушали стереотипы восприятия и очищали русскую словесность от накипи и омертвелых наслоений.

    То есть они нужны были не сами по себе, но как элемент «отстранения», как знак серьезной культурной работы. Сорокин бесстрашно расчищает авгиевы конюшни гладкописи, поворачивая литературу к ее творческой и антитоталитарной сути.

    Однако диссидентство Сорокина имеет не политический и не социальный характер, его расхождения «с советской властью» имеют эстетический характер. За что, собственно говоря, писатель и получает от всех этих «Идущих вместе», радеющих абстрактной духовности.

    Сорокин учит нас непрямому и нелобовому чтению. Сорокин показывает, что за, казалось бы, главным сюжетным слоем находятся метафизические бездны и прозрения такого масштаба, что дух захватывает.

    Ибо литература не является для него самоцелью. Куда важнее воспользоваться литературной формой для решения бытийственных проблем.

    Хотя, конечно, и литература тоже. Когда Сорокина вызвали на допрос по поводу обвинений в порнографии, он сказал следователю, что порнография в его произведениях действительно имеет место – потому что у него «буквы трахаются».

    Именно поэтому важен так же, как Солженицын, освободитель и раскрепоститель подувядшей, но все еще великой Русской Литературы.
    Ничто так не разрушает культуру, как пафос.
    Снимая его, разрушая коросты большого стиля, Сорокин делает большое и правильное дело.

    Ведь усилия Владимира Сорокина при всей парадоксальности его деяний как раз и направлены на утверждение ее непреходящего величия: его стилистические эксперименты можно сравнить с прививкой против бактерий, повышающих иммунитет и приводящих литературный процесс к медленному выздоровлению.
    Литературный ландшафт с его помощью изменился до неузнаваемости.
    Больше нельзя делать вид, что Сорокина не существует.
    Больше нельзя писать так, как раньше.

    Сорокин стоит у истоков новой русской литературы, возникающей в обществе, устремленном к внутренней и внешней свободе.
    Переориентация с классовых ценностей на общечеловеческие радости частного существования – вот что записано в главных приоритетах нашей эпохи.
    Мы учимся жить своей собственной, приватной жизнью.

    Именно поэтому Сорокин, очень часто подчеркивающий терапевтический характер своей деятельности (мол, лечу сам себя тем, что пишу, на бумаге избывая комплексы и травмы), так восстребован.

    Постоянные медиальные заварушки вокруг его имени говорят о том, что Сорокин бьет не в бровь, а в глаз, точно диагностируя современное состояние. И кто ему в этом может составить конкуренцию?
    Если только Виктор Пелевин.
    А кроме того, книги Сорокина интересно читать.
    Он большой и оригинальный выдумщик. У него своеобычный юмор и подлинное метафизическое наполнение.

    Когда-то, много лет назад, я написал, что Сорокин – религиозный художник.
    Тогда это утверждение прозвучало как преувеличение.
    С каждой новой книгой религиозный пафос творчества Владимира Сорокина становится все более и более очевидным.
    Сегодня Владимир Сорокин празднует полувековой юбилей, находясь на пике формы.
    Долгие-долгие лета! Новых и новых книг!


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •