«Друзья, из недр генеральной прокуратуры сообщают, что руководители ГПУ запретили прокурорам подписывать любые ходатайства по делам Порошенко. За последнюю неделю по главному фигуранту все полностью остановилось».
Эта запись в Facebook* принадлежит Андрею Портнову – бывшему замглавы администрации президента Украины при Викторе Януковиче. Лицо он неофициальное, но информирован о ситуации должен быть хорошо. В некотором смысле, лучше всех прочих.
Портнов в команде Януковича был кем-то вроде высококвалифицированного юриста для дел особой важности. После Евромайдана и государственного переворота он вынужден был бежать с Украины, на протяжении нескольких лет оспаривал арест своих активов в Европе – и оспорил. А когда президентом был избран Владимир Зеленский, вернулся на родину, чтобы мстить. Причем намерений своих не скрывал и казался для уходящей власти фигурой откровенно опасной – как человек дотошный и слишком много знающий.
Именно его стараниями были возбуждены все 11 (а по некоторым данным – 14) уголовных дел, по которым проходит Петр Порошенко – там и коррупция, и узурпация власти, и даже государственная измена в связи с провокацией в Керченском проливе. С его же подачи Государственное бюро расследований заинтересовалось бывшим спикером Верховной рады и радикальным националистом Андреем Парубием в связи с трагедией в Одессе.
Месяц назад дошло до заморозки одного из главных активов Порошенко по решению суда, но после этого все как будто заглохло. Еще недавно ожидалось бегство бывшего президента из страны, а теперь он и думать забыл являться на допросы. И Портнову об этом хорошо известно – он следит за ситуацией, как никто другой.
Спад интереса правоохранительных органов к личности Порошенко начался в начале осени. А ведь как раз в конце лета у Украины появился новый генеральный прокурор – Руслан Рябошапка. Теоретически следственные действия от этого должны были только ускориться, тем более, что Рябошапка открыто допустил арест Порошенко: «Рука не дрогнет из-за кого угодно», – пригрозил он. А на практике получилось наоборот.
Это может показаться странным, ведь предыдущим прокурором был Юрий Луценко – кум «главного фигуранта». Но в их семейных связях, скорее всего, и кроется ответ на загадку, почему положение экс-президента улучшилось, хотя должно было ухудшиться. Кум-то он кум, но после выборов в Верховную раду Луценко не мог не осознавать неминуемость скорой отставки. В последние недели в должности ему было не с руки препятствовать механизму расследования прегрешений кума, запущенному Портновым. Иначе погорели бы вместе.
Другое дело – Рябошапка. Зеленский называет его своим человеком. Возможно, оптимизм президента чрезмерен, по крайней мере, в украинских СМИ появлялись утверждения о финансовых связях между Порошенко и Рябошапкой. И все-таки трудно себе представить, чтобы новый генпрокурор сразу после назначения пошел против воли своего патрона и начал отмазывать от тюрьмы его главного политического противника. Гораздо вероятнее, что палки в колеса следствия были согласованы с Зеленским или прямо им инициированы.
Тут нужно оговориться, что Украина и лично Зеленский серьезно зависят от позиции коллективного Запада. А у Запада так заведено, что он всегда противится посадкам бывших глав государств, если эти бывшие главы были «своими сукиными сынами». Причина прозаична – такие люди слишком много знают. Поэтому уголовное преследование инициируют в основном против тех, кого Запад записал в преступники, а тем, кто потерял власть в статусе союзника, позволяют спокойно умереть на пенсии. Примеров множество, самые яркие – в Латинской Америке, самые известные – на Балканах.
Порошенко, безусловно, их сукин сын. И в украинских СМИ со ссылкой на источники в дипломатических кругах появлялась информация о том, что западные партнеры категорически запретили Зеленскому сажать Порошенко. Возможно, что это всего лишь эпизод информационной войны, возможно, истинная правда, но даже в этом случае спускание дела Порошенко на тормозах с помощью своего генпрокурора выглядит со стороны Зеленского весьма глупым шагом.
Как минимум, это чревато скандалом, который прямо сейчас и раздувает Портнов. Этот скандал выставляет Зеленского в невыгодном свете – как препятствующего правосудию в отношении самого ненавидимого политика Украины с рейтингом неодобрения в 65%. Логичнее было бы поступить иначе – продолжать демонстративно «шить дело» и обнародовать новые подробности, не выходя на конкретный результат в обозримом будущем. Так и интересы Запада не будут затронуты, и политический противник, пытающийся организовать против президента новый Майдан, лишний раз понервничает.
Но вышло иначе. И сложившаяся ситуация говорит в пользу того, что Зеленский все-таки принял одну из сторон в конфликте между президентом США Дональдом Трампом и его врагами из Демократической партии. Чтобы это понимать, нужно знать всего один факт, опубликованный в открытых источниках: ровно неделю назад заместителем Рябошапки был назначен бывший первый заместитель главы СБУ Виктор Трепак.
Дело даже не в том, что речь идет о порошенковском СБУ. А в том, что именно Трепак передал в Национальное антикоррупционное бюро Украины, фактически подконтрольное американским кураторам, компромат на руководителя избирательной кампании Трампа Пола Манафорта, в итоге угодившего в тюрьму на шесть лет.
То есть этот человек лично ответственен за один из самых болезненных политических ударов, нанесенных по нынешнему президенту США. Более того, он прямо связан с его врагами внутри Америки.
Для такой страны, как Украина, с таким президентом, как Зеленский, идти на назначение столь «токсичного» чиновника самоубийственно. Если, конечно, там рассчитывают хоть на сколько-нибудь хорошие отношения с Белым домом.
Видимо, больше не рассчитывают, делают ставку на оппонирующих Трампу демократов и по их воле выписывают Порошенко индульгенцию. Так все кусочки мозаики складываются воедино.
Сейчас в центре скандалов с украинской составляющей находятся два ключевых члена Демократической партии – кандидат в президенты Джо Байден и лидер демократического большинства в палате представителей Нэнси Пелоси, пытающаяся подвести Трампа под импичмент. Оба политика замазались украинской коррупцией через своих детей, но дело Байдена более значимо.
Напомним вкратце. Судя по всему, Байден, отвечающий в администрации Обамы за контакты с Украиной, вмешивался в ее внутренние дела из личных интересов в ущерб государственным. То, что его сын получил в совете директоров украинской энергетической компании Burisma порядка 3 млн долларов без какой-либо компетенции в энергетике – факт. То, что Байден давил на украинские власти с целью убрать с поста генпрокурора Виктора Шокина, начавшего расследование против Burisma, тоже факт. Факт и то, что его сменщик Луценко это расследование прекратил.
Единственное, что не прояснено окончательно (хотя и представляется очевидным), что Байден делал все это в интересах собственного сына, а не, как он сам утверждает, ради борьбы с коррупцией на Украине. Окончательно прояснить этот вопрос может Петр Порошенко, он самый ценный свидетель. Шокин был его человеком, и президент лично инициировал его отставку после поднятого Байденом скандала.
Таким образом, Порошенко как раз из тех людей, кто слишком много знает. И в его положении было бы логично попросить защиты от уголовного преследования либо у старых партнеров из Демпартии, либо у Трампа – в обмен на показания против Байдена вне процесса. Но второй вариант выглядит хуже. Во-первых, публичного предательства элита Демпартии ему уж точно не простит. Во-вторых, если для Демпартии ставки в любом случае высоки, то Трампу хватать Зеленского за руки и вызволять Порошенко из тюрьмы слишком опасно – такое и впрямь потянет на импичмент.
Следовательно, наиболее логичное объяснение сложившейся ситуации выглядит так. Порошенко пообещал демократам молчать в обмен на защиту, демократы надавили на Зеленского, а президент Украины пошел у них на поводу, назначив Трепака и велев отстать от Порошенко. Видимо, он надеется на то, что Трамп, ограниченный в маневре из-за процедуры импичмента, не сможет ему серьезно отомстить и проиграет следующие выборы.
А если все-таки выиграет, перед Россией открываются чудесные перспективы. Особенно в том случае, если демократы не только потерпят поражение на президентских выборах, но и потеряют свое довольно незначительное большинство в палате представителей. Такой исход неизбежно будут связывать со скандалами вокруг Байдена и Пелоси, он обозначит тему Украины как остро компрометирующую и спровоцирует «перетряску» внутри Демократической партии. Не исключено, что дойдет до полноценной смены элит, а новые, памятуя о судьбе прошлых, будут относиться к Украине совсем иначе.
Что же касается переизбранного президентом Трампа, он неизбежно будет воспринимать и зеленскую власть, и порошенковскую оппозицию как силы, враждебные лично ему. Это значительно упростит любые договоренности по линии Москва – Вашингтон и может открыть новую эру в наших отношениях.
Клубок истории скатался предсказуемым образом. Те американцы, что при Бараке Обаме реализовывали политику сдерживания России на украинском направлении, и те украинцы, что стали партией антирусской войны и остаются ею сейчас, оказались плотно повязаны между собой коррупционными связями. Если потонет одна часть этого «тандема», потонет и другая.
«Я вас несколько лет на этот корабль собирал», – говорил Господь грешникам в одном поучительном анекдоте.
Пожалуй, со времен выборов 2016 года интересы Трампа и России не совпадали так удачно, как совпадают сейчас. Не разыграть эту партию должным образом, было бы, мягко говоря, обидно, а если говорить по сути – непозволительно.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ