Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
21 сентября 2018, 10:16 • В мире

Китай купил государство в Африке

Китай купил государство в Африке
@ Amr Dalsh/Reuters

Tекст: Евгений Крутиков

Экспансия КНР в странах Африки – притча во языцех, но мало кто себе представляет, как это выглядит на деле. Впрочем, случай Замбии стоит особняком – он действительно уникален. Фактически китайцы скупили целую страну под руководством «африканского Ельцина», навязав ей неподъемные долги, и теперь готовятся «снимать сливки». Но зачем Китаю Замбия?

Замбия – не бог весть какая, но все-таки независимая страна, правительство которой продолжает политику саморазрушения и ведет дело к фактической потере государственного суверенитета, полученного в 1964 году.

К такому выводу пришли эксперты МВФ, представители стран – доноров Замбии и прочие заинтересованные лица. Причина – фантастических объемов задолженность государства перед китайскими компаниями и фондами, покрыть которую официальная Лусака не в состоянии даже за счет заимствований у МВФ, Африканского банка развития или иных структур. Идет к тому, что Замбии придется передать Китаю всю энергетическую и транспортную инфраструктуру, а также перспективные добывающие отрасли, включая алмазную.

Тут вспоминается недавняя история со Шри-Ланкой, передавшей Китаю огромный порт Хамбантота (70% акций на 99 лет и китайские компании в управлении) из-за невозможности выплатить 8 млрд долларов долга, возникшего в ходе строительства китайцами ряда монструозных объектов, в том числе тот самый порт и Матталу – «самую пустую аэрогавань в мире».

В случае с Замбией также фигурирует «критическая сумма» в 8 млрд долларов. Видимо, для китайцев она «отсечная» – дальше начинается процесс невозврата.

Кэш онли

За время своей каденции президент Замбии Эдгар Лунгу подписал контрактов с Китаем на общую сумму в те самые 8 млрд долгов, но сейчас фигурирует цифра в 9,7 млрд консолидированного долга, а еще 5 млрд где-то подвисли. Лунгу утверждает, что эти контракты «прорабатываются», а деньги «еще не в полной мере получены». Что значит в Замбии «еще не в полной мере» – остается догадываться. Видимо, кто-то получил, но не все и не все.

Ситуация, когда правительство набирает долгов у влиятельных кредиторов, не имея даже шанса по ним расплатиться, нравится не всем. Даже в Замбии.

Президент Замбии Эдгар Лунгу и председатель КНР Си Дзиньпин (фото:Nicolas Asfouri/Reuters)

Президент Замбии Эдгар Лунгу и председатель КНР Си Цзиньпин (фото: Nicolas Asfouri/Reuters)

На днях Лунгу уволил всех министров социального блока из-за коррупционного скандала вокруг так называемой программы cash travel. Если вкратце, это раздача наличных денег от европейских спонсоров бедным домохозяйствам с целью стимулирования мелкого предпринимательства и повышения покупательской способности населения. Не микрокредиты, как в Бангладеш, а именно раздача.

Основными донорами этого безумного проекта выступили англичане и шведы из разного рода благотворительных фондов. То есть в деревню Большая Бемба где-нибудь на берегу Замбези приезжал бородатый швед с мешком мелких купюр и начинал их раздавать. В основном женщинам, поскольку они и только они у бемба занимаются домашним хозяйством, тогда как мужчины ловят крокодилов с целью их изнасилования и увеличения потенции (это не шутка, а реальное местное верование, приводящее к человеческим жертвам – крокодилы не одобряют сексуальное насилие над собой). Придумать что-либо более коррупционноемкое довольно сложно. Понятно, что крали все, кроме особо честных шведских благотворителей. Но и они, кстати, в ужасе от последних новостей и готовятся прекратить участие в программе.

В январе громко хлопнул дверью глава МИД Гарри Калаба. Его не устроило засилье коррупции и китайцев. Сейчас правительство фактически олицетворяет в одном лице министр финансов госпожа Маргарет Мванакатве, которая буквально «сидит на деньгах», в том числе и китайских. Именно она заявила, что Замбия замораживает все китайские проекты в стране, достроенные менее чем на 80%, что вызвало в Пекине некоторое недоумение.

Китайские представители в Лусаке пришли к президенту Лунгу с вопросом типа: «Как так, дружище? Не попутал ли ты берега?» Лунгу в ответ конфиденциально (беседа были приватной) сказал, что все в порядке, «все проекты будут идти по плану», эта женщина что-то перепутала. Китайцы, однако, не остановились и заставили Лунгу публично подтвердить: «Нет никаких нарушений в проектах, финансируемых Китаем».

Допустим, даже и так. Страну это не спасет в любом случае.

Сопротивление бесполезно

Главным захватчиком Замбии является китайская компания «Инициатива по развитию железной дороги» (BRI). Изначально она действительно строила железную дорогу в Танзанию (по сути, единственную в стране), но затем превратилась в инструмент выдачи кредитов и скупки активов. Уже сейчас китайцам принадлежат главный государственный телеканал Замбии и новостной канал ZNBC, что делает сопротивление бесполезным.

Мало того что китайцы сидят на железной дороге (физически – в виде менеджеров, инженеров и даже машинистов) и на электростанции. От правительства Замбии в обязательном порядке требуется 15% участия собственными средствами во всех проектах, что увеличивает сумму долга в геометрической прогрессии – денег в стране попросту нет. Нет даже на зарплату полицейским, а прочие госслужащие получают ее с многомесячными задержками, что, собственно, и подвигло госпожу Мванакатве на антикитайский бунт.

Одно только обслуживание долгов и инвестиций обходится Замбии в полмиллиарда долларов ежегодно, что для страны, в которой экономика на ладан дышит, по-своему удивительно. Финансовые штрафы по взятым на себя, но просроченным обязательствам уже давно перевесили совокупные сбережения страны. Это не просто неизбежный дефолт, это катастрофа.

Тревогу забили даже в МВФ, где заговорили о бессмысленности кредитования не только Замбии, но и еще двух десятков стран, в которых Китай ведет «дипломатию долгов». В ответ президент Лунгу потребовал, чтобы представитель – резидент МВФ в Лусаке Альфредо Бальдини заткнулся и «не распространял негативные слухи среди доноров».

В США тоже случилась локальная истерика: два сенатора написали межпартийное письмо Трампу о «хищническом финансировании инфраструктуры» Китаем в африканских странах. Трампу понравилось, он любит все антикитайское, но дальше этого дело не пошло.

Помимо прочего Лунгу умудрился выпустить евробонды на 1 млрд долларов, которые как раз должны были служить гарантией для программы раздачи наличных. Теперь не служат – все рухнуло, и удивляться нечему: при доходности в 14% замбийские евробонды были фактически ГКО.

При этом Замбия собирается купить военных вертолетов на 95 млн долларов (предположительно, в России) и должна Израилю 400 млн за военную электронику. Страну можно закрывать.

Прежние попытки бунтов против засилья китайцев при президенте Лунгу успешными не были. В феврале оппозиция попыталась объявить главе государства импичмент. Ее лидер Хакаинде Хичилема – «вечный» кандидат в президенты, миллионер, глава собственной партии и личный враг Лунгу – предъявил секретный документ, в котором подробно рассказывается о продаже Колледжа развития природных ресурсов Замбии китайской государственной компании AVIC International. Колледж – это не учебное заведение, а что-то вроде исследовательской конторы, занятой геологоразведкой. Прелесть этой истории в том, что китайцы в качестве подписи написали что-то на контракте иероглифами, которые ни один африканец понять не может. То есть подсунули чернокожим братьям некую бумагу с закорючками, на основании которой получили доступ к геологоразведке на территории целой страны. Гениально.

Протестовавший против всего этого министр горной добычи и минерального сырья Кристофер Яламу уехал в ЮАР и уже из Кейптауна заявил, что в Замбии геологоразведка практически не ведется, хотя китайцы вроде как нашли на западе и севере страны микроалмазы. Лунгу моментально отправил мятежника в отставку, и всем правительством стала заправлять госпожа Мванакатве – бывшая коллега Лунгу по работе в африканском отделении известного британского банка.

«Африканский Ельцин»

В последние годы Лунгу и его ближайшее окружение к месту и не к месту поминают Мао Цзедуна, даже портреты его на пригодных к тому стенах вешают. Получается органично и естественно – все они выросли при президенте Кеннете Каунде, который открыто ориентировался на КНР и привил эту привычку следующему поколению замбийских политиков. Китайцам подобное нравится, но задобрить их этой формой лизоблюдства не удалось.

На недавнем саммите БРИКС в ЮАР Лунгу ни на шаг не отходил от товарища Си, отвлекаясь только на Владимира Путина, поскольку полагает, что эти белые с севера тоже могут дать кредит. Северные белые в ответ предлагают военно-техническое сотрудничество, и опыт ЦАР показывает, что это может быть продуктивно.

Результат, тем не менее, неутешителен. Китай требует передачи контроля над электроэнергетикой Замбии, а впоследствии и остальных государственных активов, по мере того как страна будет вынужденно объявлять дефолты по различным видам долгов (бонды, облигации, суверенный долг и т. д.). Госпожа Мванакатве в последние две недели чуть ли не ежедневно выступает с заявлениями, будто никакого дефолта не будет, спите спокойно, но что еще ей остается делать?

По Южной Африке ходят слухи, что китайцы откровенно спаивают президента Лунгу, действительно склонного к употреблению алкоголя, за что он уже получил прозвище «африканский Ельцин».

Те же личные претензии (если не жестче) предъявляются и госпоже Мванакатве как фактически второму лицу в стране. Замбийские и южноафриканские СМИ внимательно следят за неоднозначной личной жизнью министра финансов. Ее неоднократно снимали на видео в нетрезвом виде, а однажды она вроде как избила 26-летнего бойфренда (самой ей 56), застукав его за сексом с другой женщиной в машине перед ночным клубом «Майела».

Формально госпожа Мванакатве замужем за управляющим местной компанией сотовой связи. По инциденту у «Майелы» она все категорически отрицает, утверждая, что СМИ нагло врут. С оппонентами она предпочитает общаться в твиттере на смеси английского и бемба, что дает разрушительный эффект для ее имиджа в глазах инвесторов. Пример для любителей: «I have no boyfriend. Bufi mwandi abantu babufi, which boyfriend is that? Awe mwandi bufi, bufi. There is nothing like that in my life».

Личная жизнь замбийской элиты всего лишь иллюстрация к тому, что государственная система страны полностью дискредитирована и, по сути дела, не работает. Китайцы с их «дипломатией долгов» действуют весьма однообразно, но в замбийском случае им все само к ногам падает. Президент Лунгу и его люди даже не пытаются сопротивляться восточной экспансии, которая однозначно превращает Замбию в колонию Китая на условиях худших, чем даже английское владычество.

Англичане в Северной Родезии (так называлась Замбия до 1964 года) на землях бемба и в Ньясаленде строили школы и миссии. Сесиль Родс строил там железную дорогу и медеплавильный завод, а китайцы если что и строят, то с целью забрать потом себе. Они умело используют личные слабости отдельных политиков и особенности их поведения, постепенно проникая во все государственные структуры и вытесняя из страны конкурентов.

Идеологии в этом нет никакой. Это во времена Кеннета Каунды было модно ходить с портретом Мао на лацкане. Сейчас все решается деньгами и задушевными разговорами. И, судя по размаху прошедшего на прошлой неделе в Пекине Форума китайско-африканского сотрудничества, когда в КНР прибыли делегации из 53 стран, будет только хуже.

..............