24 июня, воскресенье  |  Последнее обновление — 09:43  |  vz.ru

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Антон Крылов, журналист
Вся читающая Россия упоенно порицает (или поддерживает) бывшего соотечественника, уже 27 лет живущего в другом государстве. Хотя обсуждать надо не слова Кикабидзе и не то, был ли Советский Союз тюрьмой народов или раем на земле. Подробности...

На карту поставлено существование Евросоюза

Наталия Янкова, публицист (Германия)
Немецкое коалиционное правительство оказалось под угрозой. Министр внутренних дел и глава партии ХСС Хорст Зеехофер выдвинул Меркель ультиматум – в течение двух недель дать ответ на его решение по выходу из миграционного тупика. Подробности...

Самая трудная, но при этом и благодарная работа для русского человека

Дмитрий Ольшанский, публицист
У нас с друзьями есть традиция: каждый год девятого мая мы читаем текст кого-нибудь из так называемых приличных людей о том, что этот день должен быть траурным. И каждый год мы отвечаем, что у нас уже есть траурный день. Подробности...

Самые красивые болельщицы ЧМ-2018

Благодаря чемпионату мира мы смогли увидеть не только красивый футбол, но и прекрасных болельщиц, приехавших со всего мира поддержать свои любимые команды. Самые яркие из них – на страницах газеты ВЗГЛЯД

Самые эксцентричные болельщики ЧМ-2018

Более двух миллионов болельщиков приехали в Россию, чтобы поддержать свои команды во время чемпионата мира по футболу. Гости из самых разных уголков планеты с помощью ярких и необычных образов создали в нашей стране атмосферу большого праздника. Газета ВЗГЛЯД выбрала самые интересные из них

Чемпионат мира в России начался с яркой церемонии открытия

Чемпионат мира в России начался. Первую игру предваряла красочная церемония открытия, в которой приняли участие мировые звезды футбола и поп-сцены. Хедлайнерами выступили британский исполнитель Робби Уильямс и российская оперная дива Аида Гарифуллина

НОВОСТЬ ЧАСА:В Раде предупредили об угрозе социального взрыва из-за диктата МВФ

России советуют быть строже с чужими болельщиками

«Мы на фронте»

Лукашенко допустил вхождение Белоруссии в состав другого государства

«исторический факт»

Украинская писательница потребовала переименовать Россию

«хотите с кем-то воевать?»

Болельщики из Перу уехали в Челябинск ради танков

гражданская война

Появились сведения о массовом уничтожении российских беспилотников на Украине

герб СССР

Басилашвили вступился за Кикабидзе

«вообще не пою»

Познер признался в неприятии российского гимна

«разбомбить Кенигсберг и Мемель»

Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны

«Хороший опыт»

Сборная Франции по футболу забила 11 мячей российской команде

пенсионный возраст

Ирина Алкснис: Активная часть российского общества впадает в истерический раж

«Добро пожаловать в Америку»

Егор Холмогоров: Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы

грузинский пенсионер

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Хотели бы вы работать после достижения пенсионного возраста?

Риск возрождения «звездных войн» при Трампе достаточно велик

Мэттису интересны «наступательные возможности космического контроля для исполнения боевых планов»   18 января 2017, 20:58
        Фото: Yuri Gripas/Reuters
        Текст: Юрий Караш,
        член-корреспондент Российской академии космонавтики

Рейгановская идея «Стратегической оборонной инициативы» может быть реанимирована. Она в полной мере отвечает воззрениям Трампа, а также позициям нового главы Пентагона и советника президента по космическим вопросам. Мотивом для новых «звездных войн» может послужить и борьба с ИГИЛ. В любом случае это вызов для России.

Предположение о том, что программа «звездных войн» снова может стать реальностью, в настоящее время кажется весьма маловероятным. Те, кто помнят первую половину 1980-х годов или знакомы с этим периодом истории по учебникам и рассказам, знают, что «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), выдвинутая президентом Рональдом Рейганом в 1983-м, стала, с одной стороны, символом бескомпромиссной борьбы Америки против «империи зла», а с другой – кульминацией в противодействии советской военной угрозе со стороны США.

«Ключевым элементом возрожденной системы станут так называемые стержни Бога»

СОИ предусматривала создание боевых лазеров наземного и космического базирования для уничтожения советских баллистических ракет, комплекса средств наблюдения, размещенных на суше, в воздухе и в космосе, а также ракет – перехватчиков вражеских МБР. Многие ученые выступили против данной идеи, посчитав ее чересчур футуристичной и излишне затратной. Окончание холодной войны в сочетании с растущей стоимостью осуществления программы СОИ привели к ее фактическому закрытию уже в начале 1990-х годов.

Избранный президент Дональд Трамп настроен на улучшение отношений с Россией, отнюдь не считает ее «империей зла» и намерен сотрудничать с Москвой по ряду направлений, в частности в области борьбы с международным терроризмом. Таким образом, оснований для воспроизведения рейгановских «звездных войн» на первый взгляд нет. Однако ряд особенностей современной геополитической обстановки, а также подходы новоизбранного президента к решению международных проблем могут возродить идею космической «дубинки», которая станет военно-экономическим инструментом внешней политики Белого дома.

Ее созданию будет способствовать возросшая в техническом отношении по сравнению с началом 1980-х годов ракетно-ядерная угроза со стороны России и в особенности Китая, с которым Трамп намерен вести диалог в «жестких тонах». А помимо этого – появление стран, уже обладающих ядерным оружием и средствами его доставки (Северная Корея) или же способных получить и то и другое в обозримом будущем (Иран).

Как отмечают американские эксперты, для того, чтобы нанести Соединенным Штатам тяжелый экономический урон, даже не обязательно поражать какую-либо цель на их территории. Вполне достаточно взорвать мощный ядерный заряд в небе над Америкой, чтобы посредством электромагнитного воздействия вывести из строя всю ее современную высокотехнологичную инфраструктуру и отбросить по качеству жизни практически в XVIII век.

Имея лишь 40 ракет-перехватчиков на Аляске и четыре в Калифорнии, США плохо защищены от подобного сценария. Поэтому администрация Трампа, подчеркивают все те же эксперты, должна возродить рейгановскую программу «звездных войн», предусматривавшую уничтожение МБР непосредственно после запуска – на самой уязвимой фазе их полета. Ключевым элементом возрожденной системы станут так называемые стержни Бога – запускаемые из космоса металлические болванки, двигающиеся со скоростью 11 километров в секунду и способные за счет кинетической энергии испарить любой объект простым соприкосновением с ним.

Размещение множества подобных перехватчиков на орбите под условным названием «бриллиантовая россыпь» было предусмотрено еще рейгановской программой СОИ. Но активное вовлечение частного сектора в предоставление пусковых услуг должно заметно снизить стоимость выведения подобной техники на околоземную орбиту.

Военные стратеги США не исключают использование такого рода оружия и против ИГИЛ*. Так, по мнению Роберта Уолкера, бывшего председателя комитета по науке, космосу и технологиям нижней палаты Конгресса США и нынешнего советника Трампа по космическим вопросам, создание космического оружия как нельзя лучше впишется во внешнеполитическую доктрину Трампа, именуемую «мир с позиции силы».

Будущий глава Пентагона генерал Джеймс Мэттис, получивший прозвище Бешеный Пес, на слушаниях в Конгрессе по своей кандидатуре уже призвал власти США инвестировать в наступательные возможности в космосе. В данном случае он высказывал собственное мнение, но теперь у него будет много возможностей донести его до Трампа. То, что подобным проектам теперь обеспечено как минимум внимательное изучение и «взвешивание», очевидно.

Создание космической «дубинки» может оказать воздействие на потенциального противника не только путем применения или угрозы применения боевых средств. Одним из главных способов покончить с «империей зла», который выбрал Рейган, было, как отмечает The Wall Street Journal, «сломать уже серьезно подорванную советскую экономику», в том числе «путем увеличения военного бюджета США и перенапряжения бюджета СССР расходами на гонку вооружений».

СОИ сыграла в достижении этой цели ключевую роль. По воспоминаниям Тайруса Кобба, бывшего специального помощника Рейгана по национальной безопасности, многие сотрудники администрации президента, включая министра обороны Каспара Уайнбергера, поддержали СОИ именно из-за того разрушительного воздействия, которое эта программа могла оказать на советскую экономику.

Уже давно известно, что Трамп намерен серьезно увеличить военные расходы и считает экономику важнейшим инструментом внешней политики. Это вполне может сложиться в единую формулу силового давления на какую-либо страну, вынуждающего ее тратить средства на уравновешивание растущей американской военной мощи. Ключевым компонентом этого роста могут стать как раз «звездные войны», тем более что Трамп смотрит на космическую деятельность как на важнейший стимулятор развития науки и техники США – функция, которую достаточно успешно выполнила так до конца и не реализованная СОИ.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"