20 октября, суббота  |  Последнее обновление — 19:38  |  vz.ru
Разделы

Чем отвратительна травля в отношении сектантов

Сергей Худиев, публицист, богослов
К культу «Свидетелей Иеговы» можно высказывать различные претензии. И богословие у них еретическое, и манипуляция адептами налицо. Вот только в склонности к вооруженному насилию «свидетелей» обвинять нечестно. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Дикость, подлость и невежество при Пушкине и сейчас

Дометий Завольский, историк-архивист
Сейчас оправившейся, но уже слишком переломанной России угрожает невежество, пробуждающее подлость и открывающее ворота дикости. Мы стали до гибельной опасности ленивы и нелюбопытны. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Каждый из нас может спасти тысячи жизней

Антон Крылов, журналист
Создание регистра – вопрос национальной безопасности. Британия уже отказалась от поставок в РФ субстанций для производства обезболивающих. Сделан первый шаг к запрету лечить россиян в клиниках Европы. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

    В керченском колледже сработало взрывное устройство

    На первом этаже политехнического колледжа Керчи – в столовой – прогремел взрыв. В обеденное время там находились десятки человек. По предварительным данным, погибли не менее десяти человек, порядка полусотни ранены. В качестве причины взрыва называется неустановленное взрывное устройство
    Подробности...

    «Союз» с космонавтами не долетел до МКС

    Во время старта с Байконура ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с космонавтами произошла авария носителя. Членам нового экипажа МКС пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг не пострадали
    Подробности...

    Умерла Монсеррат Кабалье

    В Барселоне на 86-м году жизни скончалась всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье. Она до последних дней продолжала выступать на сцене. С самого начала карьеры ее любили за яркий голос и характерную манеру исполнения
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Появились подробности о приготовлениях керченского стрелка

        Главная тема


        Убийство саудовского журналиста обнажило алчность Вашингтона

        воздушное лихачество


        На Западе отметили «опасную тенденцию» среди украинских военных летчиков

        подарок с подвохом


        Помогут ли ВМС Украины старые американские фрегаты

        виновата германия


        Латвии предсказали потерю значительных объемов транзита угля из России

        Видео

        несчастный случай


        Русскую королеву красоты насмерть сбили в Калифорнии

        смелая инициатива


        В ОБСЕ заявили о возможности завершить войну в Донбассе «в течение одного часа»

        опасная близость


        Авианосец США впервые за 27 лет приблизился на угрожающее расстояние к России

        реформа 1991 года


        Выплата советских вкладов грозит крахом экономике России

        обстоятельства трагедии


        Шесть важных особенностей оружия керченского стрелка

        «либеральный террор»


        Андрей Бабицкий: Мы исчерпали лимит соблазна, когда едва не лишились Родины

        «На нашей стороне Бог»


        Егор Холмогоров: Если мы порвали с главным православным патриархом мира, мы теперь не православные?

        «в россии новая игра»


        Игорь Мальцев: Не только новые аэропорты, но и аттракцион для всей страны

        на ваш взгляд


        Правительство намерено снова отложить выплаты по советским вкладам в Сбербанке. Теперь до 2022 года. Считаете ли вы такое решение справедливым?

        Дирижабли готовятся вновь составить конкуренцию самолетам

        Аппарат сможет находиться в воздухе до пяти дней и поднимать груз массой до 50 тонн   12 августа 2016, 08:08
        Фото: Reuters
        Текст: Юрий Караш,
        член-корреспондент Российской академии космонавтики

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Презентация крупнейшего в мире воздушного судна – Airlander 10, представляющего собой гибрид самолета и дирижабля и некогда разработанного для армии США – заставила говорить о возвращении эры цеппелинов. Научно-технический прогресс действительно дает им второй шанс, причем в возрождении дирижаблестроения особенно заинтересована Россия.

        На этой неделе воздушное судно Airlander 10, представляющее собой гибрид самолета и дирижабля длиной 92 метра, впервые покинуло ангар и было представлено публике в городе Кардингтон, графство Бедфордшир, Великобритания. Airlander 10 оснащен газовыми баллонами, заполненными гелием, которые создают часть подъемной силы. Аппарат сможет находиться в воздухе до пяти дней и поднимать груз массой до 50 тонн. Как утверждает британская компания Hybrid Air Vehicles, в полете Airlander сможет развивать скорость до 160 километров в час, расходуя на 60% топлива меньше, чем обычные самолеты.  

        «Средняя скорость при обычной смешанной системе транспортировки с использованием грузового автотранспорта, железной дороги и сухогруза составляет 8–10 км/ч, а средняя скорость дирижабля – 100 км/ч»

        Изначально Airlander 10 разрабатывался для американской армии, планировавшей его использовать для наблюдений с воздуха. Позже проект закрыли из-за общего сокращения объемов финансирования, но Hybrid Air Vehicles, участвовавшая в проекте, выкупила прототип аппарата и продолжила самостоятельную разработку корабля для гражданского использования. И, как считается, преуспела. Означает ли это, что эра дирижаблей – воздушных кораблей, длившаяся с начала 1900-х и до конца 1930-х годов, может вернуться? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять, почему она закончилась.

        Летательные аппараты-тяжеловозы легче воздуха действительно были многообещающими транспортными средствами в ту пору, когда самолетная авиация еще только «оперялась», недотягивая до дирижаблей ни по грузоподъемности, ни по дальности и продолжительности полета, ни по уровню комфорта для пассажиров. Что же касается морских перевозок, то и тут цеппелины были вне конкуренции. Любой из них мог пересечь Атлантику значительно быстрее «Нормандии» – самого быстрого океанского лайнера 1930-х годов, спроектированного эмигрантом из России Владимиром Юркевичем. 

        Технологии их изготовления и эксплуатации воздушных кораблей были доступны многим странам, но наибольших успехов на этом направлении достигли три – Германия, США и Советский Союз. В СССР в 1932–1940 годах существовало даже предприятие «Дирижаблестрой», а один из основоположников космонавтики Константин Циолковский разработал огромный, в два с половиной раза больший, чем «Гинденбург», цельнометаллический дирижабль. В СССР работал и известный итальянский дирижаблестроитель генерал Умберто Нобиле, вошедший в историю полетами к Северному полюсу (один из них, на дирижабле «Италия», закончился в 1928 году катастрофой; в спасении выживших членов экипажа принимали участие советские летчики и моряки).  

        Интервью / Общество

        "Создается новый туристический продукт – путешествия во времени"
        Игорь Морозов: Визовый режим со Средней Азией – крайняя мера
        Айтеч Бижев: Американцы нанесли удар в обход наших ЗРК
        Суратбек Абдурахимов: Машинист, который спас многие жизни, тоже родился в Фергане
        Павел Флоренский: На киотах масло при исследованиях оказывается подсолнечным
        Но самолеты, поначалу смотревшиеся на фоне дирижаблей букашками, по мере приближения к их грузопассажирским и летным параметрам постепенно подписали воздушным кораблям приговор. Менее подверженные атмосферным капризам и более управляемые, чем цеппелины, меньшие по размерам и более быстрые, они постепенно вытеснили конкурентов с неба. Немалую роль в закате эры дирижаблей в 1937 году сыграла и катастрофа самого крупного из них – «Гинденбурга», показавшая ненадежность небесных монстров. По крайней мере, тех из них, оболочки которых заполнялись водородом. В отличие от водорода, гелий безопасен, но при этом он менее легкий, а главное – менее доступный. Первоначально «Гинденбург» проектировался именно под гелий, но отказ США экспортировать этот газ в Германию после прихода к власти нацистов вынудил создателей цеппелина-рекордсмена заполнить его взрывоопасным водородом, что и погубило воздушного гиганта.

        После окончания Второй мировой войны дирижабли в небольшом количестве остались на военной службе в качестве воздушных патрульных, в частности в США, но продолжающееся совершенствование самолетов постепенно вытеснило воздушные корабли и с военной службы.

        Параллельно в США приходили в упадок и железные дороги, что было вызвано развитием сети автомагистралей, автогрузового и авиационного транспорта. Однако в начале XXI века ситуация в корне изменилась. Как выяснилось, среднему грузовому составу, чтобы провезти одну тонну груза на расстояние 180 километров, нужно затратить всего один литр солярки, тогда как обычный восемнадцатиколесный автотрейлер потребует за ту же работу в три раза больше топлива. На фоне резкого подорожания нефти это были цифры, которые не нуждались в комментариях, и в Америке начался настоящий железнодорожный бум. По данным The Washington Post, если в 2002 году крупнейшие железнодорожные компании уволили 4700 человек, то уже в 2006-м они наняли более 5000 сотрудников. Вверх поползли не только прибыли, но и акции данных компаний: всего с 2003 по 2008 год суммарная прибыль железнодорожников увеличилась в два раза, а рыночная стоимость крупнейшей компаний – Union Pacific Railroad – возросла в три раза. 

        Те же экономические факторы будут способствовать и возрождению дирижаблей. Доказано, что с применением воздушных кораблей сократятся сроки доставки грузов и их сохранность, в 2–2,5 раза снизится потребность в складских помещениях и перевалочных базах (доставка «от двери до двери»). У дирижабля удельный расход топлива в 3–4 раза меньше, чем у самолета, и в 14–15 раз, чем у вертолета. По вычислениям специалистов Русского воздухоплавательного общества, летный час дирижабля стоит 4,6 тысячи рублей, вертолета – от 12 до 30 тысяч. В результате стоимость грузоперевозок дирижаблями сопоставима со стоимостью перевозок на барже, скорость которой 30 км/ч. Сейчас средняя скорость при обычной смешанной системе транспортировки с использованием грузового автотранспорта, железной дороги и сухогруза составляет 8–10 км/ч, а средняя скорость дирижабля – 100 км/ч.

        В то же время в современной урбанизированной среде непросто найти место для посадок и обслуживания небесных гигантов, размеры которых могут достигать нескольких сотен метров в длину и не менее сотни метров в ширину. Поэтому особый интерес представляет эксплуатация дирижаблей на больших малонаселенных просторах, таких как, например, Сибирь или Дальний Восток. Советские инженеры и конструкторы задумывались об этом еще в 1970-е годы, разработав проекты цеппелинов грузоподъемностью до 120 тонн. Именно в условиях Сибири и северо-востока страны себестоимость перевозки грузов дирижаблем в то время была бы в 3–4 раза ниже, чем для транспортных самолетов. В настоящее время разработкой дирижаблей в России занимается ЗАО «Воздухоплавательный Центр «Авгуръ», уже построившее дирижабль Au-30, и НПО «РосАэроСистемы». А первый российский беспилотный дирижабль был презентован публике еще около года назад на МАКС-2015. Не исключено, что подобные аппараты будут использоваться в том числе для доставки почтовых отправлений.

        Следует принять во внимание и значительно большую экологичность дирижаблей, чем других видов воздушного транспорта. Цеппелин будет сжигать значительно меньше топлива, чем самолет при транспортировке одной и той же массы груза на одно и то же расстояние. Поршневые или турбовинтовые двигатели воздушных гигантов, работающие, к тому же, на малых высотах полетов, не будут, в отличие от самолетных реактивных двигателей, разрушать озоновый слой. Наконец, дирижабль в целом меньше шумит, чем самолет или вертолет, что также позволит ему вписаться в современную техногенную среду.

        Так факторы экономики и экологии возвращают, казалось бы, навсегда устаревшие дирижабли в небо. Тем более что современные достижения в области науки и техники позволяют сделать воздушные корабли более надежными и удобными в эксплуатации. Управление дирижаблями затруднено из-за их большого размера и парусности. Однако системы «пилотирования по проводам» (fly-by-wire) во многом решат эту проблему. Вторая сложность связана с утечкой газа через оболочку, но разработанные к настоящему времени материалы, используемые, например, для создания космических скафандров и даже надувных космических модулей, сведут потерю газа практически к нулю. 

        Классические дирижабли, царившие в небе до середины прошлого века, требовали присутствия внушительного экипажа на борту, численность которого порой превышала общее количество пассажиров. Однако развитие компьютерных систем управления (уже упомянутые fly-by-wire) позволит обойтись всего парой пилотов и, возможно, одним бортинженером. Наконец, прочные и легкие композитные материалы значительно повысят прочность конструкции воздушных кораблей при одновременном снижении ее веса.

        Людям, привыкшим к экономическому аскетизму пассажирских салонов современных авиалайнеров, трудно представить себе комфорт и роскошь, царившие на борту цеппелинов 1930-х годов. У пассажиров были отдельные каюты, ресторан, комната отдыха, променад со смотровой площадкой, с которой можно было обозревать землю с высоты порядка одного километра. Это значит, что воздушные гиганты могут возродиться в качестве небесных круизных лайнеров. Если нашлись уже более 700 человек, выложивших 250 тысяч долларов за двухчасовой полет по суборбитальной траектории на корабле компании Virgin Galactic, то можно не сомневаться, что небесные лайнеры, совершающие круизные полеты, никогда не будут крейсировать полупустыми.

        Кстати, мировое мореплавание является хорошим примером, который должен ободрить создателей будущих круизных цеппелинов. В середине прошлого века считалось, что времена лайнеров типа «Титаника», «Лузитании» или «Нормандии» навсегда ушли в прошлое. Но в наши дни океаны бороздят куда большие суда типа Oasis of the Seas или Allure of the Seas. И возможно, недалек тот час, когда современные круизные дирижабли понесут своих пассажиров по волнам пятого океана так же, как это делали цеппелины в 30-е годы прошлого века.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............