Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияРасследование авиакатастроф передадут в другие руки
Эксперты в области авиации считают, что идея отстранения Межгосударственного авиационного комитета (МАК) от расследований катастроф правильная, и Россия с данным решением даже опоздала. Правда, есть опасения, что его функции будут возложены не на то ведомство. В любом случае МАК стоит отдать должное – после распада СССР комитету пришлось сыграть очень важную роль.
О том, что вице-премьер правительства Аркадий Дворкович поручил проработать возможность передачи полномочий МАК неким российским структурам, написала со ссылкой на свои источники газета «Коммерсант».
От подобной практики во всем мире отошли уже пятьдесят лет назад
В самом МАК, куда газета ВЗГЛЯД обратилась за комментариями, сообщили, что ни о чем подобном не знают. «Нам ничего не известно об этой информации, мы работаем в штатном режиме», – заявил представитель комитета Артур Мурадян.
Между тем источники газеты ВЗГЛЯД утверждают, что такое распоряжение действительно имеется, но находится на стадии обсуждения. Идею лишить МАК функций расследования авиапроисшествий профессионалы в области авиации оценивают в целом положительно.
«МАК был создан в 1991 году и сыграл колоссальную роль после того, как развалился СССР и образовавшиеся на его месте страны остались у разбитого корыта по международным авиационным отношениям в области гражданской авиации. Комитет взял на себя очень благородное и своевременное дело: занялся сертификацией воздушных судов, аэропортов, авиакомпаний, а также расследованием авиакатастроф», – признает в беседе с газетой ВЗГЛЯД заслуженный пилот СССР, президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.
- Росавиация забрала у МАК полномочия по сертификации гражданских самолетов
- Решение «проблемы транспондеров» обойдется России недешево
- Коллеги назвали командира разбившегося Ил-76 самым аккуратным пилотом МЧС
- Анонсирован приезд в Москву следственной группы по крушению Boeing в Донбассе
Однако после того, как страны – участницы создания этого комитета организовали свои государственные органы регулирования на местах, определились с правовым полем, установили прямые контакты с международными авиационными организациями (ИКАО и другими) и т. д., они стали переставать пользоваться услугами МАК. В том числе и Россия, которая в прошлом году, как выразился Смирнов, «исправила ошибку, допущенную при формировании МАК и определении его функций».
Речь идет о том, что комитет был организацией, которая занималась одновременно и сертификацией самолетов, и расследованием авиапроисшествий с ними. Как замечает Смирнов, от подобной практики «во всем мире отошли уже 50 лет назад».
В России же только 26 ноября 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть проект постановления о передаче Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации полномочий по сертификации воздушных судов, их двигателей и аэропортов. «Если потребуется еще что-то передать, мы этот вопрос также можем рассмотреть, если посчитаем это целесообразным», – заявил тогда Медведев. Постановление было принято в том же 2015 году.
Правда, его воплощение в жизнь продвигается достаточно медленно. Так, лишь в марте была создана новая структура, которая должна заниматься вопросами сертификации: ФАУ «Авиационный регистр России», подчиняющееся Росавиации. Это аналог Авиационного регистра МАК, который непосредственно занимался сертификацией.
Решение о дальнейшей передаче функций МАК, по мнению авиаэкспертов, является шагом в нужном направлении. Вопрос лишь в том, что придет на смену комитету. Ответ на этот вопрос в правительстве пока не дали. «Организация, которая будет заниматься подобными расследованиями, ни в коем случае не должна быть при каком-то министерстве. Надзорный орган должен стоять над надзорным объектом, а никак не наоборот», – считает Смирнов. По его мнению, расследовать авиакатастрофы должна организация, находящаяся не при каком-то министерстве, а при правительстве в целом.
То есть России в данном случае необходимо частично перенять американский опыт. В США уже десятки лет существует Национальный совет по безопасности на транспорте (National Transportation Safety Board, NTSB), который занимается расследованием всех транспортных аварий – не только воздушных, но и случающихся на морском, железнодорожном и морском транспорте. С 1974 года эта организация полностью независима от американского министерства транспорта. Впрочем, пока с идеей о необходимости создания аналога NTSB никто из членов правительства не выступал.