Летом этого года тихо, без помпы и бурных обсуждений, Концепция по увековечиванию памяти репрессированных была радикально изменена. Это логично следовало из факта запрета «Мемориала» в конце 2022 года.
80 комментариевРоссия теряет молодых спортсменов
В чем причина ранних смертей в российском спорте
Это известие всколыхнуло весь интернет: российская теннисистка Виолетта Дегтярева скоропостижно скончалась в возрасте 23 лет. Предположительная причина смерти – острая сердечная недостаточность. Каждый год Россия теряет десятки юных спортсменов, которым при вскрытии ставят такой же или похожий диагноз. Только-только начавшие жить, сильные, по всем признакам вроде бы здоровые – почему они уходят?
О трагедии теннисистки Дегтяревой страна узнала не сразу. Пост одной из ее подруг был опубликован в социальных сетях уже после похорон, но мигом был подхвачен СМИ. Как водится в таких случаях, история начала быстро обрастать подробностями. Одни говорили, что спортсменка умерла прямо на корте, другие, что по пути в больницу после тренировки. Опровергать слухи пришлось директору спортивного центра, в котором проходила подготовку теннисистка. По его словам, ЧП произошло во время новогодних праздников, когда Дегтярева находилась на каникулах.
Длинный список потерь
Я зашла в туалет и остолбенела: все урны были забиты использованными шприцами
Надо признать честно: пристальное внимание общественности к этому случаю привлекла отнюдь не личность спортсменки. Занимать в 23 года 1012-е место в международном рейтинге Женской теннисной ассоциации – это не самое серьезное достижение. Масса коллег Виолетты в этом возрасте успели гораздо больше. Главное в другом: смерть Дегтяревой – далеко не первая в черном списке потерь. Практически каждый месяц в России происходит что-то подобное. Вот только самые последние случаи, приведенные в порядке обратной хронологии.
Декабрь 2014 года. На тренировке дублирующего состава баскетбольного ЦСКА умирает 17-летний центровой Руслан Гаглоев. Во время выполнения игрового упражнения парень неожиданно потерял сознание, спасти его не смогли ни врачи команды, ни экстренно вызванная бригада скорой помощи. Восстановить работу сердца после сбоя не удалось даже с помощью дефибриллятора. Тренерам осталось лишь недоумевающе разводить руками: в начале сезона юный баскетболист прошел углубленное медобследование, никаких отклонений у него выявлено не было.
Сентябрь 2014 года. Во время сборов скоропостижно умирает чемпион Европы по дзюдо в своей возрастной категории Давид Келесхаев. 15-летний спортсмен вдруг начал задыхаться, откачать его не удалось. Вызванные врачи поставили диагноз – внезапный сердечный приступ. Ранее проблем с сердцем у него не было, на недомогание он не жаловался.
Сентябрь 2014 года. В Нижневартовске во время тренировки умирает сверстник Келесхаева, одиннадцатиклассник Максим Д. Врач из медкабинета оказал ему первую помощь, сделал искусственное дыхание и массаж сердца, но к приезду скорой помощи все было уже кончено. По словам медиков, парень занимался теннисом шесть лет, был здоров и на учете в поликлинике не стоял.
Физкультура лечит, спорт – калечит
- Скончалась 23-летняя российская теннисистка
- Падение рубля может помочь российскому спорту
- СК проверит "дорогу смерти", где погиб бобслеист Хренков
- Александр Разуваев: Солнечный гений
- Александр Топалов: Они возвращаются не просто так
- Игорь Лебедев: Точка невозврата
- Бейсджампер погиб при прыжке с Мичиганской телевышки в США
- Польский мотогонщик погиб на ралли-рейде «Дакар-2015»
- Футболист «Анжи-2» застрелен в Дагестане
Приведенная выше подборка наглядно демонстрирует: гибель Дегтяревой – не разовый случай, а часть целого явления. Но почему оно приобрело столь внушительный размах? Ведь речь идет о спортсменах, которые вроде бы должны быть примером крепости духа и тела. Больше того – о профессионалах, достигших уже достаточно высокого уровня, регулярно проходящих диспансеризацию и получающих всю необходимую медицинскую помощь.
Существует неписаное правило: физкультура лечит, спорт – калечит. Условным водоразделом между первым и вторым является звание «мастер спорта». Подразумевается, что на ранних стадиях физическая нагрузка идет на пользу здоровью. После достижения обозначенного уровня – исключительно во вред. Профессиональные спортсмены заканчивают свою карьеру фактически инвалидами, с полным букетом травм и заболеваний. Не случайно в их среде ходит такая шутка: «Если утром ты просыпаешься и у тебя ничего не болит – ты умер».
Особенно опасным периодом при серьезных занятиях спортом является возраст 15–18 лет. В это время проходит гормональная перестройка организма, связанная с естественным взрослением подростка. Кроме того, именно на этот возраст приходится резкий рост человека и набор веса. Сердечно-сосудистая система просто не успевает за увеличением мышц и костей. Отсюда периодические сбои в ее работе, которые при серьезной физической нагрузке могут стать фатальными.
Профессионалы предупреждают еще об одной опасности. По их словам, тренировки молодых спортсменов и контроль их здоровья не всегда соответствуют необходимому уровню. «В последнее время юные игроки все чаще прибегают к услугам специалистов по общефизической подготовке, – рассказал газете ВЗГЛЯД заслуженный тренер России и Украины по теннису Владимир Камельзон. – Наш вид спорта с каждым годом развивается, требования к силе ударов и скорости передвижения по корту постоянно растут. Проблема в том, что ведут занятия по ОФП обычно бывшие легкоатлеты или пловцы, не знакомые со спецификой другого вида спорта. Вот они и дают одинаковую нагрузку: всем по десять кругов бега или по тридцать прыжков через барьеры. Но ведь возраст подопечных в группе зачастую разный: одному 12 лет, другому – 15, да и уровень физической подготовки отличается. В результате кому-то нагрузки как раз, а кто-то начинает «захлебываться».
По словам Камельзона, регулярные медицинские осмотры не всегда могут выявить негативные изменения в растущем организме. «Диспансеризацию юниоры проходят раз в год, и, как правило, это очень формальная процедура, – подчеркивает тренер. – Послушали, постучали – все, здоров. При этом никто не знает, что происходит внутри организма и к каким последствиям это может привести. Вот и получается: однажды молодому спортсмену становится плохо, а все удивляются – как же так, он же полгода назад медосмотр прошел?!»
Это деликатное слово – «допинг»
Нельзя обойти вниманием и проблему, о которой стараются вообще не говорить вслух. Это использование допинга в российском спорте на юношеском и юниорском уровне.
Многим памятен страшный случай, произошедший шесть с лишним лет назад. Во время хоккейного матча у 19-летнего нападающего омского «Авангарда» Алексея Черепанова остановилось сердце. Оказать квалифицированную помощь на месте ему не смогли, парня повезли в реанимацию. Врачи около часа пытались спасти молодого хоккеиста, но безуспешно – Черепанов умер.
Вся страна обсуждала тогда, что у прибывшей на место бригады скорой помощи оказался разряженный дефибриллятор. Медицинское заключение, опубликованное по результатам вскрытия, вызвало куда меньший интерес. Между тем в нем содержались очень важные подробности. Оказалось, что Черепанов в последние полгода своей жизни активно принимал запрещенные в профессиональном спорте препараты.
Парень очень хотел играть в североамериканской НХЛ, для этого ему требовалось увеличить физическую мощь. Вот нападающий и начал, наряду с регулярными посещениями тренажерного зала, принимать лекарства, способствующие ускоренному росту мышц. За считанные месяцы он прибавил в весе больше десяти килограммов. И сердце не выдержало.
О допинге в отечественном детско-юношеском спорте в СМИ пишут редко – уж больно деликатная тема. Одной из немногих, кто не боится обсуждать эту тему с прессой, стала некогда знаменитая лыжница, а ныне – президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе.
«Допинг в России давно уже пустил свои корни на детском уровне, – рассказала она газете ВЗГЛЯД. – 12-13-летние спортсмены вовсю принимают запрещенные препараты. Как-то пригласили меня на лыжные соревнования юношеской Спартакиады в Златоуст. Зашла я там в туалет и остолбенела: все урны были забиты использованными шприцами. С ужасом рассказала об этом главному судье соревнований, он только усмехнулся: «Ты что, это уже давно!». Связана такая ситуация с тем, что у детских тренеров в нашей стране очень маленькая зарплата. Вот они, чтобы пропихнуть своего подопечного в сборную и получить на пару тысяч рублей больше, и накачивают его неизвестно чем».
Можно обсуждать масштабы этого бедствия. В циклических видах спорта они, наверное, больше, в игровых – меньше. Но то, что допинг в российском детско-юношеском спорте существует – очевидно. Как с ним бороться? Наверное, для начала следует ознакомить общественность с медицинскими заключениями о смерти Дегтяревой, Гаглоева и Келесхаева.
Нужно четко понять, почему мы потеряли этих ребят – виной всему избыточные физические нагрузки, сбой в их организме или что-то еще. Расследование должно быть максимально честным, а главное – публичным. Только в этом случае можно понять, какой шаг нужно сделать следующим. Иначе в российском спорте ничего в этом смысле не изменится, и черные новости будут поступать с пугающей регулярностью.