Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПадение рубля может помочь российскому спорту
Резкое падение рубля, помимо опустевших полок с радиоэлектроникой и отказа россиян от выезда на новогодние каникулы за рубеж, принесло еще одну проблему. Ряд западных спортсменов, выступающих в отечественных командах, выразили свое недовольство обесцениванием подписанных контрактов. Впрочем, это может принести нашему спорту не только проблемы, но и выгоды.
Чтобы избежать массового бегства приезжих звезд, клубы Российской футбольной премьер-лиги в среду договорились зафиксировать курс валют для расчетов по зарплате. В ближайшие дни такие же шаги собираются предпринять и представители других видов спорта.
Не до жиру, быть бы живу
Игроков кидают, а помочь им некому. Все было честно до нынешнего сезона, но теперь, похоже, всё разваливается, все начали паниковать
До недавнего времени могло сложиться впечатление, что система российского профессионального спорта успешно конкурирует с западной. За последние годы нашим функционерам удалось создать сразу два крупных турнира, объединивших ряд клубов из разных стран и ставших серьезной альтернативой международным аналогам. Континентальная хоккейная лига сегодня включает в себя команды из Финляндии, Словакии, Хорватии, Латвии, Казахстана и Белоруссии и является достойным конкурентом заокеанской Национальной хоккейной лиги. Членами баскетбольной Единой лиги ВТБ также является целый ряд зарубежных клубов, что позволяет ей всерьез противопоставлять себя Евролиге ФИБА.
Национальные чемпионаты, не имеющие международного статуса, в нашей стране тоже находятся на очень высоком уровне. Футбольная премьер-лига, волейбольная, гандбольная и мини-футбольная Суперлиги – все они входят в число европейских топ-турниров. В значительной мере этому способствует огромное количество иностранных спортсменов и тренеров, которые работают в российских клубах по контракту. Лучшие игроки и специалисты со всего мира – из Европы, Северной и Южной Америки – каждый год приезжают к нам, поднимая статус и уровень чемпионатов страны в самых разных видах спорта.
Блеск западных звезд слепит глаза и застит экономическую суть российского спорта. Обычный болельщик редко задумывается о том, кто содержит его любимую команду. Выигрывают ребята – и слава богу! Между тем принципы финансирования отечественных и западных клубов диаметрально противоположны. Там игроки сами зарабатывают на свое содержание 90% средств – за счет продажи билетов, рекламы, спонсорских вложений и трансферов; оставшиеся 10% обычно гасит владелец. Здесь – обратная пропорция: 90% инвестиций принадлежит владельцу, и только 10% поступает от коммерческой деятельности.
При этом владельцем абсолютного большинства российских профессиональных клубов является государство. Неважно, в какой форме, она может быть любая. В роли хозяина команды часто выступает областная или краевая администрация, которая финансирует ее из средств местного бюджета, пополняемого за счет федерального центра. Или крупная компания, предприятие, банк, как правило, аффилированные с государством. Суть одна – денежки на содержание футболистов или хоккеистов вне зависимости от того, выступают ли они за Уралом, в европейской части России или одной из столиц, поступают из бюджета РФ.
То, что такая система порочна, – вопрос очевидный. Но сейчас разговор не об этом. Когда экономическая ситуация в стране была благоприятной, государство со своими обязанностями донора справлялось. Однако стоило рублю засбоить, как все моментально разладилось. Когда нужно спасать банки, становится уже не до спортивных клубов. Если на повестке дня стоит вопрос о хлебе насущном, зрелища идут побоку.
Паника на корабле
Сейчас крики «Спасите!» раздаются сразу с двух сторон. О помощи взывают зарубежные спортсмены, выступающие в России – так называемые легионеры, контракты которых стремительно обесцениваются. Взять, к примеру, главную звезду отечественного футбольного чемпионата бразильца Халка, играющего за петербургский «Зенит». Его годовая зарплата в 7 млн евро в начале нынешнего года при курсе 45 рублей/евро составляла 315 миллионов в рублевом эквиваленте. В середине декабря, когда курс упал до 72 рублей/евро, в случае обмена нападающий получил бы на руки лишь немногим более 4 миллионов евро. Когда же в один из дней курс обвалился до 100 рублей/евро, зарплата бразильского форварда моментально скукожилась до 3 млн евро.
Впрочем, Халк находится еще не в самом критическом положении. Крупные столичные клубы в контрактах прописывают зарплату игрока в рублях, как того требует российское законодательство, однако рядом обычно указывают эквивалент в долларах или евро. Таким образом, лидеры «Зенита», «Спартака» или ЦСКА свои деньги, скорее всего, получат. Гораздо хуже приходится легионерам в региональных командах – условном «Рубине», «Кубани» или «Ростове». Там валютной подстраховки в контрактах нет, и при падении рубля соответственно уменьшается и зарплата в долларовом эквиваленте.
- Игорь Лебедев: Минимальный лимит на зарплаты иностранных футболистов вреден
- Владимир Путин: На ЧМ по футболу денег не жалко
- Алексей Богословский: Социализм способствует ожирению
- Петр Щедровицкий: Философия для тренеров
- Клубы РФПЛ предложили ввести фиксированные курсы рубля и евро для зарплат футболистам
- Вадим Ветерков: Опыт сытости стоит дороже нефти и газа
- Импортная электроника ставит рекорды подорожания
- Девальвация рубля волнует даже Китай
Естественно, иностранных игроков это не может не нервировать. Договаривались они на одни деньги, а теперь будут получать совсем другие. И если футбольные легионеры, разъехавшись в межсезонье по домам, просто понятия не имеют, что сейчас происходит в далекой России, то в среде хоккеистов – разброд и шатание. Первым голос подал вратарь тольяттинской «Лады» Джефф Гласс. Интервью канадского голкипера журналу The Hockey News произвело эффект разорвавшейся бомбы. «В России все сейчас складывается не очень хорошо, и потому парни стараются выбраться отсюда, – признался хоккеист. – Игроков кидают, а помочь им некому. Все было честно до нынешнего сезона, но теперь, похоже, все разваливается. Падение рубля только ухудшило ситуацию в десять раз, потому что все начали паниковать».
Вслед за Глассом в том же духе высказался еще целый ряд легионеров – финский защитник Меларт из «Югры», чешский голкипер Коварж из «Автомобилиста»... Лавина сорвалась, и теперь ее уже не остановить.
В сложном положении оказались и клубы. Цены на услуги в последнее время резко выросли, а бюджеты остались неизменными. Ко всему прочему, столичным командам, как уже говорилось, приходится брать на себя разницу в курсе валют при выплате зарплаты игрокам. Огромная диспропорция между дебитом и кредитом выбивает у них почву из-под ног, приводя на край банкротства. Неудивительно, что крики о помощи раздаются сейчас и по эту сторону баррикады.
Надежда на новых Аршавиных
В условиях кризиса российские спортивные инстанции вынуждены принимать экстренные меры. Так, в среду состоялось общее собрание членов футбольной Премьер-лиги. После нескольких часов совещания клубы приняли меморандум, в котором предлагается установить фиксированную стоимость доллара и евро. Корпоративный курс первого в этом случае будет равен 45 рублям, второго – 55 рублям. Подписи под документом поставили представители всех 16 клубов Премьер-лиги, а также ее глава Сергей Прядкин. Теперь вопрос в том, как отреагируют на инициативу футболисты и их агенты. При нынешнем курсе, который зашкаливает за 65 рублей/евро, игроки уже теряют в деньгах. Если российская валюта будет слабеть, эти «ножницы» станут открываться еще шире.
Континентальная хоккейная лига провела совещание своих членов еще на прошлой неделе. И выводы на этой встрече были сделаны совсем другие. Представители хоккейных клубов договорились не проводить фронтального снижения зарплат, но и от индексации евро отказались. «Если стоимость европейской валюты индексировать, бюджеты надо увеличивать в два–три раза. А где деньги взять?» – задался риторическим вопросом генеральный менеджер екатеринбургского «Автомобилиста» Леонид Вайсфельд.
В ближайшие дни аналогичные встречи запланированы у баскетболистов и волейболистов. Однако какие бы решения ни были на них приняты, уже сейчас понятно – новые экономические расклады кардинально меняют ситуацию в российском профессиональном спорте. Затяжной финансовый кризис изрядно подрастрясет «жирок» многих отечественных клубов. Часть из них просто обанкротится, другие будут вынуждены существенно сократить свои аппетиты. Соответственно уменьшится и количество западных звезд, выступающих в наших чемпионатах.
Понятно ведь, что иностранные спортсмены едут в Россию не из-за любви к нашей стране – ими движет меркантильный интерес. Здесь им платят зарплату выше рыночной на 15–20%. Это своеобразный аналог «северной надбавки» – за дальние перелеты на игры, суровые климатические условия и периодическое отсутствие комфорта. Не будет надбавки, не будет и звезд, это очевидно. За те же деньги они с большим удовольствием отправятся во Францию или Италию, а не в далекую Россию.
С другой стороны, экономический кризис может иметь и свои положительные стороны. В последнее время много говорилось о том, что отечественному спорту стало катастрофически не хватать своих талантливых игроков. Дошло до того, что главный тренер футбольной сборной России Фабио Капелло на полном серьезе заявил: ему некого приглашать в главную команду страны! К этому привела система, когда клубы предпочитали импорт дешевой рабочей силы из-за рубежа развитию собственных спортивных школ.
С резким удорожанием евро и доллара такой перекос должен исчезнуть. Глядишь, и через несколько лет у нас опять будут появляться новые Аршавины, Овечкины и Кириленко.