Взгляд
25 апреля, четверг  |  Последнее обновление — 06:56  |  vz.ru
Разделы

Россия приняла историческое решение для Донбасса

Андрей Бабицкий, журналист
Просто представьте себе, что мечта подавляющего большинства населения двух народных республик сбылась. Перейден рубеж, началась новая эпоха для людей, которые уже сегодня ощутили себя гражданами России. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Спрос на «преступления ненависти» превышает предложение

Сергей Худиев, публицист, богослов
Ни русские, ни православные никогда не будут признаны жертвами так называемых преступлений ненависти. Разговоры о «борьбе с ненавистью» – это пропагандистское оружие, а оружие употребляют против неприятеля – не против себя же! Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Газ в обмен на поцелуи

Антон Любич, экономист
Главной проблемой нового президента Украины станет экономика. Экономика самой бедной страны Европы. И в этом смысле для украинцев не изменится ровным счетом ничего. Нет ни одной причины, по которой украинской экономике может стать лучше. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник
    Подробности...

    Появились первые фото из сгоревшего Нотр-Дама

    Появились первые фотографии из сгоревшего собора Парижской Богоматери. Горевший всю ночь храм получил серьезные повреждения: обрушился деревянный шпиль, пострадала несущая конструкция. С полыхавшим всю ночь огнем удалось справиться только к утру
    Подробности...

    Собор Парижской Богоматери сгорел

    Знаменитое на весь мир здание собора Парижской богоматери, кажется, уже не будет прежним. Легендарная церковь пострадала от сильнейшего пожара, дым от которого был виден на весь Париж
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин прибыл во Владивосток для переговоров с Ким Чен Ыном

        Главная тема


        Зеленский подтолкнул Россию к важнейшему решению по Донбассу

        «впечатляющее снижение»


        Нарколог объяснил, почему в России стали меньше пить

        «за явным преимуществом»


        Канделаки: Россия выигрывает пиар-войну в области человечности

        политические признания


        Пранкеры разыграли Макрона от имени Зеленского

        Видео

        «не питает уважения»


        Афонские старцы назвали виновных в церковном расколе на Украине

        «ведь поверят»


        Соловьев прокомментировал слухи о своей огромной зарплате

        реестр недвижимости


        ФНС разъяснила ситуацию с налогом на теплицы

        рынок вооружений


        Индонезия отказалась от украинского оружия в пользу российского

        российский флот


        Эксперт поддержал требующих выплат за командировки в Сирию моряков

        Разгром Порошенко


        Дмитрий Родионов: Зеленский не выполнит ничего из обещанного

        Швейцарский город Ильича


        Андрей Манчук: Ленин лежит в Женеве

        Неудачные топонимы столицы


        Вадим Шамсулин: Как московские улицы влияют на русский язык

        на ваш взгляд


        Американский посол, по сути, пригрозил России авианосцами. Вы лично боитесь американских авианосцев?

        Кража картины из Третьяковки: виновата не система, а конкретные люди

        Момент похищения картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым»   28 января 2019, 16:40
        Фото: МВД России
        Текст: Мария Трубина

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        «Виновата не система охраны, а один–два конкретных человека, которых не было на месте, которые не туда смотрели или не так действовали. Это человеческий фактор», – сказал газете ВЗГЛЯД доктор искусствоведения Алексей Лебедев, комментируя похищение картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи.

        В Третьяковской галерее произошла уникальная по своей дерзости кража. Во время экспозиции в Инженерном корпусе в присутствии посетителей выставки злоумышленник снял со стены картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и, никем не остановленный, унес. Посетители галереи видели его, однако приняли за сотрудника музея. Картина висела в углу вне зоны прямой видимости, и, по некоторым данным, на пропажу обратили внимание лишь спустя полчаса. К тому времени похититель уже покинул здание. Задержали его в понедельник утром. Картина найдена.

        Бывший замдиректора Института культурного природного наследия, доктор искусствоведения Алексей Лебедев рассказал, как это могло произойти и какие выводы могут быть сделаны из инцидента.

        ВЗГЛЯД: Алексей Валентинович, расскажите, пожалуйста, как в принципе в музеях охраняются экспонаты, существуют ли стандарты?

        Алексей Лебедев: В крупных музеях существует система ведомственной охраны – это работники полиции, и система вневедомственной охраны плюс смотрители залов. Помимо этого есть система видеонаблюдения и точечной сигнализации, которая подводится, может быть, не ко всем произведениям, но к наиболее крупным и значительным.

        Алексей Лебедев: Виновата не система охраны, а один-два конкретных человека
        Алексей Лебедев: Виновата не система охраны, а один–два конкретных человека

        ВЗГЛЯД: А почему сигнализация ставится не на все картины?

        А. Л.: Поставить датчик на все картины технически очень сложно. Речь идет о временной выставке, картины там постоянно меняются, а делать проводку к каждой из них занимает очень много времени. На монтаж такой выставки может уйти два месяца, а это совершенно невозможно, потому что произведение дается другими музеями на ограниченный срок.

        ВЗГЛЯД: Если говорить о последнем случае: как похититель смог вынести картину из галереи? С сумками в зал не пускают, под одежду ее не спрячешь. 

        А. Л.: Она не такая крупная, приблизительно 40 × 50 см, это не «Явление Христа народу»... но я сам удивлен и тоже пребываю в недоумении, как такое могло произойти? Основные опасности таятся в тех моментах, когда произведение находится в стадии перевозки или в запаснике, но чтобы перед глазами публики, где действует внутренняя охрана зала, где много людей, так как выставка высоко посещаема... Я не понимаю. На этот вопрос нам ответит следствие и музейщики, когда разберутся в этом.

        ВЗГЛЯД: Картину нашли, что теперь с ней будут делать? Могли ли ее подменить? Такие опасения уже высказываются в Сети.

        А. Л.: Изучать ее будут очень тщательно, но не с точки зрения подмены, а на предмет повреждений, не потребует ли она реставрации. Если предположить, что хитрый злоумышленник решил подменить подлинник копией, то копии изготавливаются не за час и не за день. В таком случае он должен был ее подменить прямо в зале, чтобы никто не заметил, что совершилась кража. Ну а вор, который рассчитывает, что его поймают на следующий день с этой картиной в руках, но она будет ненастоящей, это что-то совсем из области психиатрии.

        ВЗГЛЯД: Что в принципе можно было сделать с украденной картиной, если бы преступнику удалось скрыться?

        А. Л.: Продать ее нельзя, она вполне узнаваема. Любой человек, который ее покупает, автоматически становится соучастником тяжкого преступления. Продать можно то, что не имеет таких явных индивидуальных признаков. Ни магазин, ни букинист, ни антиквар – никто ее не возьмет. Она есть во всех каталогах, напечатана во всех альбомах, это собственность Русского музея. Любая попытка ее продать приведет к тому, что антиквар сообщит в компетентные органы о том, что ему такое предлагают. Краденого антиквары боятся как чумы.

        ВЗГЛЯД: Человек, укравший ее, ранее имел проблемы с законом, возможно, связан с криминальным миром. Не могла ли картина быть похищена по заказу вора в законе, например?

        А. Л.: Да, такой вариант есть. Ее могли похитить под заказ, чтобы любоваться дома. Однако в действиях укравшего прослеживается неадекватность и отсутствует умение просчитать последующие шаги. Если бы преступление было продумано, похитителя не поймали бы в течение короткого времени. Это не вяжется с образом человека, который стал бы это делать для себя. Скорее всего, это мог быть заказ какого-то «коллекционера», который готов оплатить кражу и держать картину у себя, никому не показывая.

        ВЗГЛЯД: Говорят, кражу обнаружили случайно. У посетительницы пропала шуба, и во время просмотра записей видеокамер обнаружили также и пропажу картины.

        А. Л.: Это какая-то ерунда. Шуба на выставке не висит, это разные системы видеонаблюдения, а если просматривали камеры на моменте выноса из здания, то это тоже сомнительно. Думаю, что в самом зале пропажу заметили и довольно быстро хватились. Очевидцы начали писать сообщения в соцсетях, правда, что произошло, они поняли не сразу. Штат музейной охраны и работников очень большой, я вполне допускаю, что не все сотрудники знают друг друга в лицо и похитителя могли принять за работника музея.

        ВЗГЛЯД: В прошлом году в Третьяковке повредили картину «Иван Грозный и сын его Иван». Можно ли сказать, что сотрудники музея не сделали должных выводов после этого инцидента?

        А. Л.: С Иваном Грозным гораздо более сложный случай, и вины музея там нет. Это вандализм, а не кража. Как с этим бороться, Третьяковка придумала и приняла меры. Картину решили поместить под бронированное стекло, но такое стекло ощутимо ухудшает качество осмотра: оно бликует и искажает цвет. Если все картины поместить под бронированные стекла, это ухудшит качество осмотра. Музею приходится балансировать на грани между защитой от вандалов, сумасшедших, рецидивистов и наркоманов и интересами нормальных посетителей, которых у Третьяковки примерно два миллиона человек в год.

        Никаких стопроцентно радикальных способов защиты от асоциальных элементов у музеев не существует. Акты вандализма и акты кражи время от времени происходят во всех странах мира. Россия по уровню мировой музейной охраны находится на высоком месте, однако это не дает стопроцентных гарантий. Автомобили тоже становятся безопаснее, но это не означает, что аварий не происходит. Так и тут, к сожалению.

        ВЗГЛЯД: Кто виноват в нынешней ситуации: сотрудники Росгвардии или работники музея? Должна ли Третьяковка предпринять какие-то дополнительные меры безопасности?

        А. Л.: Я уверен, что виновата не система охраны, а один–два конкретных человека, которых не было на месте, которые не туда смотрели или не так действовали. Это человеческий фактор. Что-то из серии «часовой уснул на посту», поэтому нужно сделать нахлобучку конкретному «часовому». А если это системная проблема, при которой не хватает денег на камеры видеонаблюдения, и картина находилась в мертвой зоне, при которой не хватает денег на сигнализации, в чем я очень сомневаюсь, то об этой проблеме Третьяковка прекрасно осведомлена и теперь у нее есть повод затребовать эти деньги с Министерства культуры.

        ВЗГЛЯД: Как часто пропадают экспонаты? Можете ли вы назвать последние громкие пропажи?

        А. Л.: Самый громкий последний случай – это пропажа иконы в ГИМе, но там она пропала из фондов. Припоминаю еще единственный случай подобной кражи: лет десять назад была подобная ситуация в Пушкинском музее. Тоже сняли со стены, тоже прямо на экспозиции, но хватились так быстро, что перекрыли выходы из музея, и вору стало понятно, что он не сможет вынести картину из здания. Он просто оставил ее в неприметном месте, в каком-то уголке, и через час полотно обнаружила уборщица.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............