Взгляд
16 октября, среда  |  Последнее обновление — 05:13  |  vz.ru
Разделы

В Персидском заливе задул ветер из России

Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Визит главы российского государства в две важнейшие страны Залива – Саудовскую Аравию и Эмираты – стал одним из элементов выстраивания новой роли России в мире на основе тех возможностей, которые у нее появились. Подробности...

Россия своих в обиду не дает

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
России наплевать на политические взгляды гражданина, и она его старается спасти – и спасает. Я бы посмотрел на спасение американского журналиста, который против леволиберальной диктатуры. Хорошо бы, если б гражданство не отозвали. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Октябрьская революция против Ленина

Андрей Манчук, политолог
Ситуация в Эквадоре накаляется. Если это приведет к новым жертвам, они лягут на совесть иностранных покровителей Ленина. Ведь Вашингтон по-прежнему придерживается в отношении с диктаторами принципа: «это – сукин сын, но это наш сукин сын». Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

    Скончался легендарный советский космонавт Алексей Леонов

    В когорте первых космонавтов Алексей Леонов был поистине всенародным любимцем, он также завоевал признание миллионов людей за рубежом. Человек-легенда, в 1965 году он первым вышел в открытый космос и тем самым попал в мировую историю. В пятницу Леонов скончался на 86-м году жизни
    Подробности...

    Турция начала наземное вторжение в Сирию

    Турецкая армия начала наземную часть вторжения в северную Сирию с применением артиллерии и танков. Перед этим были нанесены авиаудары по нескольким городам, сообщалось о жертвах среди мирных граждан. Невзирая на возмущение США, турки намерены довести операцию «Источник мира» до логического конца
    Подробности...

    Путин накануне дня рождения погулял по сибирской тайге

    Владимир Путин накануне дня рождения в компании главы Минобороны Сергея Шойгу отдохнул в сибирской тайге. Президент гулял по лесу, собирал грибы, поднялся на вершину горы и любовался природой. Сам день рождения, 7 октября, Владимир Путин, по данным его пресс-секретаря, проведет в кругу родных
    Подробности...
    Обсуждение: 9 комментариев


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:США уличили в неисполнении обязательств по штаб-квартире ООН

          Главная тема


          Украина выбрала интеграцию с Россией

          картина отступления


          Американцы оставили на брошенной базе непристойные надписи в адрес России

          «превратилось в металлолом»


          Газпрому принудительно отключили иностранное оборудование через спутник

          пренебрегают репетициями


          Американский телеканал высмеял исполнение гимна России оркестром Саудовской Аравии

          Видео

          громкое дело


          Израиль бурлит из-за российского приговора за контрабанду наркотиков

          украина и сша


          Промах Киева дает Кремлю и Трампу шанс уничтожить общих врагов

          исторический визит


          Путин исправляет ошибки США на Ближнем Востоке

          соперничество КБ


          Российские вертолеты лишают советской идеи

          викторина


          Что вы знаете о русской водке?

          Закон о полиции


          Иван Соловьев: России необходимо федеральное бюро несчастных случаев

          Дополнительный доллар


          Павел Волков: Что ждет российский хай-тек без иностранных инвесторов

          Шахматная партия


          Геворг Мирзаян: Эрдоган угодил в сирийскую ловушку Трампа

          на ваш взгляд


          На что сборная России по футболу сможет рассчитывать на Евро-2020?

          Кража картины из Третьяковки: виновата не система, а конкретные люди

          Момент похищения картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым»   28 января 2019, 16:40
          Фото: МВД России
          Текст: Мария Трубина

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          «Виновата не система охраны, а один–два конкретных человека, которых не было на месте, которые не туда смотрели или не так действовали. Это человеческий фактор», – сказал газете ВЗГЛЯД доктор искусствоведения Алексей Лебедев, комментируя похищение картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи.

          В Третьяковской галерее произошла уникальная по своей дерзости кража. Во время экспозиции в Инженерном корпусе в присутствии посетителей выставки злоумышленник снял со стены картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и, никем не остановленный, унес. Посетители галереи видели его, однако приняли за сотрудника музея. Картина висела в углу вне зоны прямой видимости, и, по некоторым данным, на пропажу обратили внимание лишь спустя полчаса. К тому времени похититель уже покинул здание. Задержали его в понедельник утром. Картина найдена.

          Бывший замдиректора Института культурного природного наследия, доктор искусствоведения Алексей Лебедев рассказал, как это могло произойти и какие выводы могут быть сделаны из инцидента.

          ВЗГЛЯД: Алексей Валентинович, расскажите, пожалуйста, как в принципе в музеях охраняются экспонаты, существуют ли стандарты?

          Алексей Лебедев: В крупных музеях существует система ведомственной охраны – это работники полиции, и система вневедомственной охраны плюс смотрители залов. Помимо этого есть система видеонаблюдения и точечной сигнализации, которая подводится, может быть, не ко всем произведениям, но к наиболее крупным и значительным.

          Алексей Лебедев: Виновата не система охраны, а один-два конкретных человека
          Алексей Лебедев: Виновата не система охраны, а один–два конкретных человека

          ВЗГЛЯД: А почему сигнализация ставится не на все картины?

          А. Л.: Поставить датчик на все картины технически очень сложно. Речь идет о временной выставке, картины там постоянно меняются, а делать проводку к каждой из них занимает очень много времени. На монтаж такой выставки может уйти два месяца, а это совершенно невозможно, потому что произведение дается другими музеями на ограниченный срок.

          ВЗГЛЯД: Если говорить о последнем случае: как похититель смог вынести картину из галереи? С сумками в зал не пускают, под одежду ее не спрячешь. 

          А. Л.: Она не такая крупная, приблизительно 40 × 50 см, это не «Явление Христа народу»... но я сам удивлен и тоже пребываю в недоумении, как такое могло произойти? Основные опасности таятся в тех моментах, когда произведение находится в стадии перевозки или в запаснике, но чтобы перед глазами публики, где действует внутренняя охрана зала, где много людей, так как выставка высоко посещаема... Я не понимаю. На этот вопрос нам ответит следствие и музейщики, когда разберутся в этом.

          ВЗГЛЯД: Картину нашли, что теперь с ней будут делать? Могли ли ее подменить? Такие опасения уже высказываются в Сети.

          А. Л.: Изучать ее будут очень тщательно, но не с точки зрения подмены, а на предмет повреждений, не потребует ли она реставрации. Если предположить, что хитрый злоумышленник решил подменить подлинник копией, то копии изготавливаются не за час и не за день. В таком случае он должен был ее подменить прямо в зале, чтобы никто не заметил, что совершилась кража. Ну а вор, который рассчитывает, что его поймают на следующий день с этой картиной в руках, но она будет ненастоящей, это что-то совсем из области психиатрии.

          ВЗГЛЯД: Что в принципе можно было сделать с украденной картиной, если бы преступнику удалось скрыться?

          А. Л.: Продать ее нельзя, она вполне узнаваема. Любой человек, который ее покупает, автоматически становится соучастником тяжкого преступления. Продать можно то, что не имеет таких явных индивидуальных признаков. Ни магазин, ни букинист, ни антиквар – никто ее не возьмет. Она есть во всех каталогах, напечатана во всех альбомах, это собственность Русского музея. Любая попытка ее продать приведет к тому, что антиквар сообщит в компетентные органы о том, что ему такое предлагают. Краденого антиквары боятся как чумы.

          ВЗГЛЯД: Человек, укравший ее, ранее имел проблемы с законом, возможно, связан с криминальным миром. Не могла ли картина быть похищена по заказу вора в законе, например?

          А. Л.: Да, такой вариант есть. Ее могли похитить под заказ, чтобы любоваться дома. Однако в действиях укравшего прослеживается неадекватность и отсутствует умение просчитать последующие шаги. Если бы преступление было продумано, похитителя не поймали бы в течение короткого времени. Это не вяжется с образом человека, который стал бы это делать для себя. Скорее всего, это мог быть заказ какого-то «коллекционера», который готов оплатить кражу и держать картину у себя, никому не показывая.

          ВЗГЛЯД: Говорят, кражу обнаружили случайно. У посетительницы пропала шуба, и во время просмотра записей видеокамер обнаружили также и пропажу картины.

          А. Л.: Это какая-то ерунда. Шуба на выставке не висит, это разные системы видеонаблюдения, а если просматривали камеры на моменте выноса из здания, то это тоже сомнительно. Думаю, что в самом зале пропажу заметили и довольно быстро хватились. Очевидцы начали писать сообщения в соцсетях, правда, что произошло, они поняли не сразу. Штат музейной охраны и работников очень большой, я вполне допускаю, что не все сотрудники знают друг друга в лицо и похитителя могли принять за работника музея.

          ВЗГЛЯД: В прошлом году в Третьяковке повредили картину «Иван Грозный и сын его Иван». Можно ли сказать, что сотрудники музея не сделали должных выводов после этого инцидента?

          А. Л.: С Иваном Грозным гораздо более сложный случай, и вины музея там нет. Это вандализм, а не кража. Как с этим бороться, Третьяковка придумала и приняла меры. Картину решили поместить под бронированное стекло, но такое стекло ощутимо ухудшает качество осмотра: оно бликует и искажает цвет. Если все картины поместить под бронированные стекла, это ухудшит качество осмотра. Музею приходится балансировать на грани между защитой от вандалов, сумасшедших, рецидивистов и наркоманов и интересами нормальных посетителей, которых у Третьяковки примерно два миллиона человек в год.

          Никаких стопроцентно радикальных способов защиты от асоциальных элементов у музеев не существует. Акты вандализма и акты кражи время от времени происходят во всех странах мира. Россия по уровню мировой музейной охраны находится на высоком месте, однако это не дает стопроцентных гарантий. Автомобили тоже становятся безопаснее, но это не означает, что аварий не происходит. Так и тут, к сожалению.

          ВЗГЛЯД: Кто виноват в нынешней ситуации: сотрудники Росгвардии или работники музея? Должна ли Третьяковка предпринять какие-то дополнительные меры безопасности?

          А. Л.: Я уверен, что виновата не система охраны, а один–два конкретных человека, которых не было на месте, которые не туда смотрели или не так действовали. Это человеческий фактор. Что-то из серии «часовой уснул на посту», поэтому нужно сделать нахлобучку конкретному «часовому». А если это системная проблема, при которой не хватает денег на камеры видеонаблюдения, и картина находилась в мертвой зоне, при которой не хватает денег на сигнализации, в чем я очень сомневаюсь, то об этой проблеме Третьяковка прекрасно осведомлена и теперь у нее есть повод затребовать эти деньги с Министерства культуры.

          ВЗГЛЯД: Как часто пропадают экспонаты? Можете ли вы назвать последние громкие пропажи?

          А. Л.: Самый громкий последний случай – это пропажа иконы в ГИМе, но там она пропала из фондов. Припоминаю еще единственный случай подобной кражи: лет десять назад была подобная ситуация в Пушкинском музее. Тоже сняли со стены, тоже прямо на экспозиции, но хватились так быстро, что перекрыли выходы из музея, и вору стало понятно, что он не сможет вынести картину из здания. Он просто оставил ее в неприметном месте, в каком-то уголке, и через час полотно обнаружила уборщица.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............