Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв В Мюнхене не осталось места для умственной жизни

За время своего существования Мюнхенская конференция прошла путь от настоящей консолидации Запада на интеллектуальном уровне до площадки для интриг внутри сообщества, пока еще претендующего на то, чтобы управлять остальным миром.

2 комментария
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Великая Америка всегда тебя кинет

Они всю свою жизнь положили на ненависть и ложь. Выстроили карьеру, перегрызая глотки таким же, как они. И вот оказалось, что все преступления против морали, совести и против собственной страны, да еще и во время военного конфликта – все зря. Бывшие русские никому не нужны.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как реорганизовать русскую литературу

Литература в России еще пригодится для строительства нашего будущего, но надо определить, ради какого результата ее следует поддерживать. Мы не можем ожидать чего-то от писательского сообщества, если не придумаем, как отличать хорошее от плохого.

11 комментариев
10 апреля 2018, 11:02 • Общество

Дроны в России перестали быть игрушками

Дроны в России перестали быть игрушками
@ Артем Коротаев/ТАСС

Tекст: Алексей Нечаев

Главный зенитчик России от имени ВКС призвал решить вопрос с бесконтрольной продажей и использованием беспилотников в России. Тем же вопросом озаботились ряд серьезных ведомств, включая ФСО, а отслеживание и отстрел дронов хотят поручить МВД и Росгвардии. Производители настаивают, что речь идет о безобидных «игрушках». Но так ли безопасны беспилотники?

Минобороны призывает законодательно урегулировать продажу и использование гражданских беспилотников. Об этом накануне заявил начальник зенитных ракетных войск ВКС России генерал-майор Сергей Бабаков. Военный констатировал, что дроны могут представлять угрозу, в первую очередь, в силу своей малозаметности. «Нужно приводить в порядок использование этих предметов, так называемых игрушек. Прежде всего, на законодательном уровне», – цитировало генерал-майора Бабакова агентство «Интерфакс-АВН». К процессу «приведения в порядок» нужно также привлечь МВД и Росгвардию, добавил начальник зенитных ракетных войск ВКС.

Беспокойство военного руководства можно понять. Эти легкие и компактные аппараты стали восприниматься в качестве серьезной угрозы не в последнюю очередь после атаки боевиков на авиабазу Хмеймим в Сирии. Заметим, что та же проблема волнует не только российских силовиков, но и, например, их американских коллег.

Средства борьбы против беспилотников есть: в частности, применяются средства РЭБ – радиоэлектронной борьбы, пояснил Бабаков. Но, безусловно, проще отслеживать «оборот» беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на стадии покупки.

Нельзя сказать, что продажа и использование беспилотников – «белое пятно» в нашем законодательстве, но эта сфера еще не доведена до ума. Летом позапрошлого года в Воздушный кодекс России были внесены поправки. Теперь по статье 33 кодекса все БПЛА весом от 250 граммов до 30 килограммов (а это и дроны, и квадрокоптеры, и радиоуправляемые авиамодели) должны подлежать учету. Аппарат тяжелее 30 кг уже должен требовать государственной регистрации. Владелец беспилотника массой больше 250 граммов должен получить инструкцию внешнего пилота.

Но, собственно, порядок учета и использования (собственно запуска) на федеральном уровне пока не разработали. Правила, и иногда довольно жесткие, пока что действуют на уровне отдельных регионов. Так, приказом Минтранса России от марта 2016 года запрещены полеты беспилотников в пределах Московской кольцевой автодороги. Для того чтобы запустить коптер или дрон в Москве, но за пределами МКАД, нужно: подать заявление в столичный Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции, представить туда паспортные данные и контакты, после чего согласовать дату, время и место запуска, а также длительность полета. Непосредственно перед запуском требуется оповестить Московский зональный центр единой системы организации воздушного движения.

Но на практике все вышеперечисленные требования сплошь и рядом не исполняются. Что не может не беспокоить сразу несколько ведомств. Минтранс, инициировавший поправки в Воздушный кодекс, опасается пролетов беспилотников над аэродромами и через воздушные коридоры, проложенные для пилотируемых летательных аппаратов. В феврале появилась информация, что Минтранс готовит законопроект, который дал бы МВД и Росгвардии полномочия принудительно сажать или даже сбивать дроны, нарушившие правила использования воздушного пространства.

Силовиков же беспокоит то, что граждане и фирмы могут приобретать беспилотники безо всяких ограничений и контроля. Мнение Минобороны было приведено выше. В январе этого года Федеральная служба охраны (ФСО) обратилась в профильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции с просьбой разработать правила продажи и использования беспилотников. Глава этого думского комитета Василий Пискарев в комментарии ТАСС сообщил, что депутаты намерены заняться этим вопросом в течение весенней сессии (то есть до конца июля). «Правовым регулированием приобретения, оборота, эксплуатации беспилотников», скорее всего, займется член комитета по безопасности, экс-директор ФСБ Николай Ковалев. Ограничительные инициативы встречают понимание у многих парламентариев. «Беспилотники надо держать под контролем, иначе они могут быть использованы в том числе для террористических целей... Частным лицам нельзя разрешать их приобретение. Только Минобороны, МВД, МЧС, ГАИ», – заявил в январе «Интерфаксу» депутат Госдумы, военный летчик 1-го класса Николай Антошкин.

По понятным причинам производители беспилотников не в восторге от таких перспектив.

«Продажа никак не регулируется, потому что гражданские беспилотники относятся к категории игрушек. Как и в случае с любыми другими потребительскими товарами, их продажа регулируется общим законом «О защите прав потребителей». Я не вижу в этих намерениях никакого смысла по двум причинам», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Ассоциации малых беспилотников, директор одной из компаний по производству дронов Олег Понфиленок.

По его мнению, во-первых, такие ограничения прежде всего ударят по законопослушным гражданам. «Если человек хочет применить это устройство во вред, то есть покуситься на чью-то жизнь, частную собственность, причинить какой-то ущерб – он и так нарушает закон. Что толку ему от этого закона про беспилотники, если он нарушает массу других законов? Поэтому это ерунда, – возмущается Понфиленок. – У нас бомбы, что ли, разрешено продавать? Нет, но террористы, тем не менее, их берут откуда-то. Значит, и беспилотники они из-за границы привезут или на черном рынке купят. Никакие законы для преступников не писаны».

Во-вторых, подобные меры, ограничивающие продажу, обернутся проблемами для законопослушных граждан, так как создадут для них лишний барьер, полагает собеседник. Продажу нужно не ограничивать, а регулировать, подчеркивает он. «Нужно создать инструмент, который обеспечит для законопослушного индивидуума безопасное использование беспилотника в рамках четких правил. Вот, например, как правила дорожного движения: никто не хочет убивать людей или попадать в аварию, и регулирование более-менее помогает этого избежать. Нужны хорошие правила для полетов, а барьеры для покупки не нужны», – пояснил Понфиленок.

Производители коптеров считают «нормальными, хорошими» правилами те регламенты полетов, которые разрабатывает Минтранс. Олег Понфиленок, в частности, надеется, что такие правила появятся уже до конца этого года. Но пока их нет, полеты беспилотников «регулируются постольку-поскольку», указывает собеседник. Есть еще ряд законов, которые друг другу противоречат, а многое и не работает по факту, добавил он.

«В принципе, основной закон – «Федеральные правила использования воздушного пространства» – гласит: для осуществления полета нужно заранее сообщить о нем в Центр управления воздушным движением. Почему никто этого не делает?

Потому что надо получить бортовой номер, а это сделать может только пилот. Кроме того, ряд регистрационных процедур доступен только юридическим лицам. То есть закон не работает в принципе», – разъяснил Понфиленок. 

Пожелания производителей БПЛА понятны, так же как и их возражения по поводу «мешающих» ограничений. Но эксперты в области беспилотных систем не считают опасения Минобороны и ФСО беспочвенными.

«Действительно, малоразмерные аппараты, получившие широкое распространение в мире в целом и в нашей стране в частности, могут потенциально нести угрозы, будучи оснащенными, к примеру, некими взрывными устройствами».

На это обратил внимание в беседе с газетой ВЗГЛЯД эксперт в области БПЛА Дмитрий Федутинов. По его мнению, подобные технические системы могут быть использованы различными преступными лицами и сообществами, в том числе террористическими. Это обстоятельство обусловливает необходимость выработки контрмер, подчеркивает эксперт.

В этой связи может быть полезен практический опыт российских военных по противодействию таким БПЛА, в том числе приобретенный ими в Сирии. «Сейчас многие беспилотники доступны в продаже, и государство требует их регистрировать и согласовывать полеты, что часто не выполняется. В перспективе можно ожидать, что для покупки беспилотников потребуется предварительно получать разрешение, связанное с прохождением процедур, аналогичных тем, что существуют при приобретении оружия», – предположил Федутинов.

..............