Взгляд
28 января, вторник  |  Последнее обновление — 00:18  |  vz.ru
Разделы

Мировая «пятерка» может собраться в Москве

Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

Глеб Простаков, журналист
За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

Сергей Мардан, публицист
Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

    Подаренное Эрдоганом зеркало привело Меркель в восторг

    На церемонии открытия немецкого университета в Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган подарил Ангеле Меркель изящное инкрустированное зеркало. Подобные зеркала в дорогой оправе использовались во дворцах султанов и символизируют силу и богатство. Подарок вызвал у канцлера бурные эмоции
    Подробности...

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Песков объяснил ситуацию с решением о помиловании Иссахар

        Главная тема


        Как США вернули мир на грань ядерной катастрофы

        искажение истории


        Зеленский заявил о косвенной вине СССР в Холокосте

        борьба с нацизмом


        Макрон отметил роль Красной армии в освобождении Освенцима

        «второе название»


        На популярном итальянском телешоу Украину назвали Малороссией

        Видео

        поправки в Конституцию


        В ожидании перемен в России начали вспоминать 1993 год

        виртуальный реверс


        Украина рано радуется поставкам газа из Польши

        нефтепровод «Дружба»


        Лукашенко беднеет без российской нефти

        Масштабные хищения


        Коррупция стала атрибутом власти в США

        Безграничное доверие


        Алексей Алешковский: Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

        Защита верующих


        Сергей Мардан: В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

        Моральные принципы


        Глеб Простаков: Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        В какие отрасли отечественной экономики в первую очередь должно вкладываться государство?

        Отношение россиян к религии отмечено противоречиями

        Если верить опросу «Левада-центра», верующих становится больше, а вот к церковному священноначалию относиться стали хуже   24 июля 2017, 23:58
        Фото: Александр Рюмин/ТАСС
        Текст: Екатерина Коростиченко

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Ряд противоречивых тенденций, касающихся отношения россиян к религии, выявлен социологами. С одной стороны, резко увеличилось количество тех, кто называет себя православными, а число называющих себя атеистами резко уменьшилось. С другой стороны, относящие себя к верующим все меньше стремятся исполнять религиозные предписания. Как понимать происходящее?

        Доля россиян, приветствующих влияние церкви на государственные решения, упала за последние годы в полтора раза: с 42% в 2005 году до 28% сейчас, сообщили «Интерфаксу» в «Левада-центре». Против влияния церкви на государственную политику высказалось 58% респондентов, что заметно больше, чем в 2005 году (51%).

        «На сокращение атеистов больше влияет увеличение телевизионных программ, которые демонстрируют ценность православия»

        Удивительно, что отношение в целом к православным абсолютно не изменилось. Так, абсолютное большинство россиян (92%) относятся к православным с уважением и доброжелательностью (четыре года назад их было почти столько же – 93%). Получается, что симпатия к рядовым православным в обществе остается очень высокой, зато выросли сомнения относительно влияния церкви на политику.

        Религиозность «может меняться быстро»

        Столько же людей, как и в 2013 году, с уважением, доброжелательно относятся и к атеистам – 62%. Только каждый седьмой (12%) испытывает по их поводу противоречивые чувства, еще 8% воспринимают их враждебно. Зато количество самих атеистов за три года упало вдвое – с 26% до 13%. А доля тех, кто называет себя верующим или «в какой-то мере религиозным», за три года выросла с 35% до 53%. При этом треть россиян признается, что религиозна, но «не слишком» (33%).

        В Московской патриархии согласны, что часть россиян ведет себя переменчиво – у такой категории мирян отношение к церкви может быстро меняться. «Воцерковленность человека, желание следовать нормам религиозной жизни может меняться очень быстро, поэтому необоснованно судить по социологическим опросам о приросте или падении воцерковленности», – сказал газете ВЗГЛЯД Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. Он добавил, что вообще сложно судить на основании соцопросов о степени воцерковленности, поскольку не существует единообразно установленных ее критериев.

        Зато Кипшидзе вполне доверяет общему выводу социологов о том, что число неверующих падает – по мере того, как слабеет в людях советское воспитание. «Статистические данные об уменьшении количества атеистов представляются достоверными. Причина в том, что атеизм как мировоззренческая система – это навязанная система взглядов в нашем обществе. Число людей, придерживающихся данного мировоззрения, естественным образом сокращается по мере того, как система образования и воспитания изживает атеистические установки», – полагает Кипшидзе.

        На ваш взгляд

         



        Обсуждение: 193 комментария

        Настоящих атеистов всегда было мало

        В прошлом православный, а ныне атеист тележурналист Александр Невзоров считает, что количество верующих растет под влиянием телевидения. «Атеизм – это штучная вещь, редкая, требующая многих познаний. Настоящих атеистов всегда было мало. Вполне хватило 5–10 человек на всю Францию в XVIII веке, чтобы перевернуть представление о мире, – сказал Невзоров газете ВЗГЛЯД. – Не забывайте, что сейчас в школах прекратили преподавать астрономию, по всем телевизионным каналам транслируют ценности православия. Неудивительно, что впечатлительные и поддающиеся влиянию люди начинают называть себя верующими».

        При этом Невзоров уверен, что большинство новых православных не отличаются глубокой верой. «Большинство из этих 53% не понимают всех обязательств, которые накладывает на них религия, не понимают, что значит быть православным. Когда человек становится верующим, у него изменяется поведение. Он ведет себя в соответствии с тем, как предписывает его религия», – напоминает Невзоров.

        Как и Невзоров, сам «Левада-центр» отмечает: причисляя себя к верующим, многие россияне на деле не собираются менять привычный уклад и хоть чем-то жертвовать в угоду религиозным нормам. Как отмечается в комментарии к опросу, прирост числа верующих не сопровождается глубокой верой или чувством значимости религии для внутренней жизни большинства россиян.

        «Косвенно о слабости норм, регулирующих жизнь православного человека, свидетельствует усиливающееся нежелание придерживаться ограничений, предписываемых церковью во время постов: готовность ограничить себя в развлечениях, потреблении спиртного, в сексуальных отношениях и т.п. за несколько последних лет снизилась в полтора–два раза», – отметили в центре.

        Что повлияло – Исаакий или «ловец покемонов»

        Кроме того, число тех, кто называет себя атеистом, стало быстро сокращаться после дела «ловца покемонов» Соколовского, полагает Невзоров. Многие россияне теперь видят, что «атеизм – это антигосударственное, антироссийское, антиобщественное явление, и дистанцируются от него».

        Кипшидзе не стал спорить с тем, что скепсис по отношению к священноначалию в обществе растет, хотя растет и число православных. Этот феномен, как считает Кипшидзе, связан с тем, что некоторые СМИ не всегда распространяли достоверную информацию о позиции церкви по ряду вопросов, например о статусе Исаакиевского собора.

        «Мне приходилось сталкиваться с открытыми обращениями в интернете, где говорилось, что церковь планирует ограничить доступ туристов в собор, что церковь будет своими силами, без учета ценности объекта проводить там реставрационные работы. Как эти сведения, так и другие намеренно использовались рядом СМИ для того, чтобы понизить уровень доверия к церкви», – отмечает он.

        «Эти данные «Левада-центра» не кажутся мне достоверными: за три года вряд ли возможен столь резкий – вполовину – скачок, вряд ли атеистов стало так мало, – сказала газете ВЗГЛЯД доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ Зульфия Тажуризина. – «Дело Соколовского» не могло так сильно повлиять. Во-первых, оно не так уж широко известно, во-вторых, настоящие атеисты не боятся общественного осуждения».

        Профессор тоже не считает, что спор за Исаакиевский собор оттолкнул людей от православия. «Передача собора вызвала негатив у атеистов, но не у православных. На сокращение атеистов больше влияет увеличение телевизионных программ, которые демонстрируют ценность православия. Яркие образы, вызывающие положительные эмоции, привлечение исторических источников, мудрые высказывания, – перечисляет профессор. – Атеизм так красиво не пропагандируется».

        Данные «Левада-центра» не совпадают и с теми, что год назад приводила другая социологическая служба – ВЦИОМ.

        «За 25 лет существенно больше наших сограждан стали полагаться на Бога в своей жизни, их доля выросла с 49% в 1991 г. до 67% в 2016 г. Причем почти вдвое увеличилось число тех, кто заявил, что всегда или часто рассчитывает на высшие силы (25% против 47%), – цитировала газета ВЗГЛЯД итоги опроса. – Среди мусульман (49%) таких больше, чем среди православных христиан (34%). Совсем неверующих в Бога с 1991 г. стало меньше на 7%, тех, кто никогда на него не рассчитывает, – на 9%».

        Таким образом, подтверждается общий тренд на ослабление позиций атеизма и рост числа верующих в нашей стране.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............