Взгляд
21 сентября, четверг  |  Последнее обновление — 05:50  |  vz.ru
Разделы

Ирина Алкснис: Севастополь подает пример консолидации элит

В среду президент России Владимир Путин встретился с пулом свежеизбранных глав регионов, тем самым окончательно завершив масштабную губернаторскую избирательную кампанию. Можно подвести итоги по регионам. Подробности...

Алексей Анпилогов: «Калашников» – это не про негров-пиратов, не про детей-солдат

«Либеральная общественность» негодует по поводу установки памятника Калашникову, пытаясь перенести на оружие те социальные беды, в которые мир окунулся за последнюю четверть века. Но «калаш» – это символ другой эпохи. Подробности...

Андрей Бабицкий: Человек и автомат

Фигура Калашникова, не наследующая никакому понятному стилю, я думаю, вызывает подспудное раздражение своей неузнаваемостью, невозможностью разгадать ее смысл в привычных эстетических окнах. Подробности...
Обсуждение: 57 комментариев

    Памятник Калашникову открыли в Москве

    В Москве в День оружейника открыли памятник знаменитому советскому и российскому конструктору Михаилу Калашникову. В руках 7,5-метровой скульптуры главное детище оружейника – автомат АК-47
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

    Как проходят учения «Запад-2017»

    Крупнейшие за последние годы совместные российско-белорусские учения «Запад-2017», так нервирующие некоторых наших зарубежных партнеров, уже отметились весьма эффектными элементами. Некоторые из них – в данном фоторепортаже
    Подробности...

    Определена «Мисс Америка – 2018»

    Впервые в истории конкурса «Мисс Америка» победительницей стала представительница Северной Дакоты. 23-летняя Кара Мунд является чемпионкой США, а шесть лет назад была отмечена Обамой за заслуги в сфере благотворительности. Местные СМИ и блогеры, однако, окрестили победительницу «толстушкой»
    Подробности...
    Обсуждение: 49 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Москва обещала продолжить содействие реализации ядерной сделки с Ираном

        Главная тема


        Российскую одежду стал покупать даже Китай

        операция в сирии


        Российским военным пришлось прорываться из окружения

        армия и вооружение


        Дан прогноз гибели летчиков в результате неисправностей на F-35

        «Вещь удобная»


        Дуров пояснил ситуацию со своим гражданством

        «а я - в центре»»


        Лукашенко объяснил отдельное от Путина наблюдение за учениями «Запад-2017»

        угроза для общества


        Главного психиатра минобороны Украины отстранили за высказывания о военных

        Паника поляка


        Мачеревич заявил о планах применения ядерного оружия на учениях «Запад-2017»

        причины ЧП


        Военные летчики высказали версии инцидента со стрельбой по зрителям на «Западе-2017»

        антироссийское выступление


        Морган Фримен встал на защиту работорговцев и расистов

        «человек и автомат»


        Андрей Бабицкий: Скульптура как раз принципиально антимилитарна

        «Расхлебывать полвека спустя»


        Василий Стоякин: В советской трактовке это был «освободительный поход»

        Трагедия 2 мая


        Игорь Димитриев: Одесса снова стала самой горячей точкой на Украине

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к памятнику Михаилу Калашникову, установленному в Москве?

        «В каком-то смысле все мусульмане – ваххабиты»

        Чечня пострадала от радикального исламизма, поэтому при малейшей возможности местные богословы хотят максимально обезопасить себя от салафитов, отмечают эксперты   30 сентября 2016, 19:05
        Фото: Саид Гуциев/РИА «Новости»
        Текст: Никита Голобоков,
        Михаил Мошкин

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Совет муфтиев России (СМР) опасается раскола в российской мусульманской общине. Поводом для этого называется документ, принятый в Грозном по итогам прошедшей там Всемирной исламской конференции. Этот документ уравнивает сторонников одного из течений ислама, салафитов, с приверженцами ИГИЛ* и сравнивает с нацистами. Чем каждая из сторон конфликта объясняет свою точку зрения?

        Принятая в августе на исламской конференции в Чечне фетва (правовой документ в исламе), которая отделяет правоверных верующих от сторонников сект, существенно недоработана и провоцирует раскол среди российских мусульман, говорится в заявлении Совета муфтиев России.

        «За последние десятилетия в России появились сотни тысяч мусульман, не относящих себя к традиционному исламу, но отбрасывать их, записывать поголовно в радикалы, нельзя»

        «По мнению членов Совета муфтиев России, резолюцию, вызвавшую резонанс в России и за рубежом, необходимо пересматривать... ввиду того, что она вносит раскол... также между российским и зарубежным мусульманским сообществом», – говорится в опубликованном на сайте СМР заявлении.

        Фетва, вызвавшая недовольство в Совете муфтиев России, была принята по итогам Всемирной исламской конференции «Люди Сунны – кто они?», которая прошла в Грозном в конце августа. Документ, согласно его тексту, «является единодушным решением муфтиев и ученых России и обязателен к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации».

        Совет муфтиев насторожило то, что фетва, во-первых, объявлена «обязательной», и во-вторых, по мнению СМР, признает истинными мусульманами только последователей одного из направлений суннизма, распространенного на Кавказе – а именно суфийского тариката.

        «Их идеология ничем не гуманнее нацизма»

        Помимо фетвы, участники конференции приняли обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором, в частности, содержался призыв – вслед за признанием запрета на деятельность так называемого ИГИЛ* признать преступной «и саму идеологию, и религиозное обоснование преступного сообщества».

        «Эта идеология получила во многих странах мира обобщенное название «ваххабизм», к которому мы относим целый ряд экстремистских течений, в том числе так называемый салафизм, хабашизм, учение «Хизб ут-Тахрир», политическое крыло «Братьев-мусульман» и другие. Их идеология ничем не гуманнее идеологии нацизма, осужденной всем человечеством», – сказано в обращении участников грозненской конференции к президенту России.

        Отметим, что ряд исламских богословов и исламоведов считают некорректным уравнивать салафизм (фундаменталистское направление в суннитском исламе, основывающееся на призыве ориентироваться на образ жизни и веру «праведных предков» – саляфов, т. е. ранней мусульманской общины) и идеологию «Братьев-мусульман», «Хизб ут-Тахрир» и тем более ИГ*.

        Добавим, что в опубликованном в 2013 году докладе Института национальной стратегии «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье» количество приверженцев исламских течений, известных под общим названием «ваххабизм», оценивается примерно в 700 тыс. человек.

        «Реалии отдельных областей Северного Кавказа»

        Чеченский муфтият, утверждая, что конференция, принявшая антисалафитскую фетву, была действительно международной, подчеркивает: помимо видных российских богословов и муфтиев, под фетвой и обращением к Путину поставили подписи и авторитетные зарубежные деятели, такие как муфтий Египта Ахмад Мухаммад аль-Таййиб и признанный во многих арабских странах проповедник шейх Хабиб Али Джифри.

        В Совете муфтиев России, в свою очередь, считают, что положения принятой в Грозном резолюции «отразили по преимуществу реалии Северного Кавказа, причем далеко не всего, но лишь отдельных его областей».

        Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил: на грозненской конференции международное мусульманское экспертное сообщество было представлено «преимущественно теми регионами, в которых десятилетиями не удается потушить очаги острейших межмусульманских конфликтов, а сами эксперты имели, как чаще всего случается, весьма смутные представления о сути задач, которые стоят перед российскими мусульманами».

        С жесткой критикой грозненской декларации выступил и сопредседатель СМР, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, который доказывал с богословской точки зрения, что инициатива северокавказских единоверцев на деле разделяет исламскую общину.

        «Создается впечатление, что СМР занимается потворством ваххабизму»

        В ответ муфтий Чеченской Республики Салах Межиев выступил с резкой критикой Гайнутдина.

        «Невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимаетесь потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране», – говорится в заявлении муфтия Чечни, которое цитирует «Интерфакс».

        религия и общество

        Для Ватикана Москва явно ценнее Украины
        "Церковный вопрос" может стать на Украине "последней каплей"
        Объединение Русской церкви открыло дорогу к объединению русского народа
        Чудеса времен ВОВ остаются на совести тех, кто в них верит
        В поклонении Николаю II стало слишком много ереси
        Межиев подчеркнул, что Гайнутдин мог бы принять активное участие в августовской конференции в Грозном. Буквально в следующей же фразе чеченский муфтий упомянул Саида Бурятского, известного исламистского идеолога и террориста, ликвидированного в Ингушетии в 2010 году.

        «Напомню один факт – некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрек, а констатация факта того, что совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма», – подчеркивал муфтий Чечни.

        «Чтобы больше не появлялось в нашей стране таких, как Саид Бурятский и ему подобные, давайте без политики и философствований, на языке научных диспутов организуем нашу встречу в удобном для вас формате и выработаем механизм для противодействия экстремистской идеологии, попытаемся обезопасить молодежь России от ее разрушительного влияния», – говорится в заявлении Межиева.

        «Характер прокурорского обвинения»

        Собственно в фетве, принятой в Грозном, давалось определение ваххабизма и ряда других течений, которые определяются как «заблудшие секты современности» и отделяются от традиционных суннитов.

        По мнению Гайнутдина, фетва в ее недоработанном виде во многом приобрела «характер заключительного прокурорского обвинения» в адрес ряда течений и сект современного исламского мира.

        «При этом все они оказались, как говорится, на одно лицо, поскольку все дело свелось фактически к их перечислению без раскрытия внутренней сущности каждого, кто попал в список такого перечисления. А ведь именно этого следовало ожидать от документа, озаглавленного как «Фетва о неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений», – отметил глава Совета муфтиев России, добавив, что в фетве кроется стремление «безапелляционно делить мусульман на своих и не своих».

        Интервью / Общество

        "Создается новый туристический продукт – путешествия во времени"
        Игорь Морозов: Визовый режим со Средней Азией – крайняя мера
        Айтеч Бижев: Американцы нанесли удар в обход наших ЗРК
        Суратбек Абдурахимов: Машинист, который спас многие жизни, тоже родился в Фергане
        Павел Флоренский: На киотах масло при исследованиях оказывается подсолнечным
        Бороться с радикализмом нужно на федеральном уровне

        «Чечня – республика, которая максимально пострадала от явления, которое принято называть радикальным исламом, поэтому при малейшей возможности богословы этого региона хотят максимально обезопасить свой регион, – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. – Чеченские богословы прежде всего думают о будущем чеченской молодежи, но и исходят из того, что радикальные настроения растут не только в Северокавказском регионе, но и в Центральной России, и по всему СНГ. В России, напомню, до сих пор нет единой концепции развития государственно-конфессиональных отношений, и потому вся нагрузка по духовному и законодательному противостоянию радикалам лежит на региональных муфтиятах».

        Тем не менее Гереев сожалеет о том, что органы власти, ведающие межконфессиональными отношениями, пока что не дали каких-то позитивных результатов в этом направлении, их деятельность свелась к выработке документов. Однако политологу понятна также и позиция Равиля Гайнутдина. «В Чечне живут в основном последователи тарикатского ислама (одно из значений термина «тарикат» – суфийские братства, объединяющиеся вокруг духовного наставника – прим. ВЗГЛЯД).

        И вот они собрались и приняли эту фетву, где давалось определение ваххабизму и другим течениям. Однако Совет муфтиев России придерживался другой логики, и их тоже можно понять», – подчеркивает Гереев.

        Эксперт полагает, что серьезного раскола среди мусульман России быть не может.

        Тем не менее за последние десятилетия в России появились сотни тысяч мусульман, не относящих себя к традиционному исламу, отбрасывать их, записывать поголовно в радикалы, тоже нельзя, пояснил он. По его мнению, этот спор обнажил основные проблемные точки современного ислама в России. «Надеюсь, это послужит во благо, станет отправной точкой для совместной работы различных светских и религиозных институтов. Каждый изложил свою точку зрения», – считает Гереев.

        Кроме того, он обращает внимание на то, что в ответном письме СМР говорит от имени совета Шуры, на решение коллегиального органа, решившего, что эта фетва нуждается в доработке. «Скорее всего, будет либо достигнут компромисс, либо каждый останется при своем мнении, но это не раскол», – пояснил эксперт.

        В то же время он сожалеет о том, что мероприятия, подобные прошедшей в Грозном конференции, не проходят на федеральном уровне, поскольку тон должны задавать в центре, а не в субъектах.

        «В Грозном эта проблема стоит очень остро»

        Политолог, президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир» Шамиль Султанов, в свою очередь, полагает, что никакого единства среди мусульман России никогда не было, поскольку классовые, региональные, политические противоречия традиционно вносили разногласия в общность мусульман России. Поэтому нельзя говорить о расколе.

        «Мотивация чеченского муфтията, конечно, понятна, все ищут средства борьбы с радикализацией ислама, а в Грозном эта проблема стоит очень остро. Однако вопрос в том, что такое «традиционный ислам» и что такое ваххабизм. Есть истинный ислам, а есть неверие, ересь, «ширк». Понятие «традиционный ислам» – чисто российское изобретение», – полагает собеседник.

        К тому же, по его мнению, на конференции был озвучен некорректный термин «ваххабизм». «В свое время, когда в Россию приезжал тогдашний король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, в присутствии Владимира Путина он сделал заявление о том, что ваххабитами нельзя считать саудовских мусульман. Слово «Ваххаб», «Единый», сакрально в исламе, это одно из 99 имен Аллаха. В этом смысле всех мусульман на земле можно назвать ваххабитами. В исламском мире никто террористов ваххабитами не называет. Применять же термин «ваххабиты» к саудовцам впервые начал Билл Клинтон в 1997 году. В США этот термин не прижился, но у нас был принят на вооружение», – рассказал политолог.

        Что касается конфликтов между чеченским муфтиятом и Равилем Гайнутдиным, то Султанов полагает, что ему уже много лет. «Как и в любом внутрирелигиозном конфликте, за этим конфликтом стоят весьма приземленные кадровые вопросы», – пояснил он.

        * Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............