Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
25 декабря 2015, 08:08 • Общество

Российские мусульмане договариваются об объединении

Российские мусульмане договариваются об объединении
@ Михаил Климентьев/РИА «Новости»

Tекст: Андрей Резчиков, Михаил Мошкин

Мусульмане России могут наконец объединиться под общим началом. Сообщается о создании всероссийского духовного управления во главе с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным. Одни эксперты полагают, что эта структура станет противовесом растущему влиянию ваххабитов и эмиссаров ИГИЛ. Другие сомневаются: муфтий Талгат Таджуддин, анонсировавший это объединение, может выдавать желаемое за действительное.

Российская мусульманская община объединяется в единую структуру. Верховным муфтием России назначен глава духовного управления мусульман Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин. Об этом сообщил в четверг глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджуддин, который до этого момента занимал пост верховного муфтия – но «по версии» именно этой структуры.

Еще в середине сороковых годов у Сталина на столе лежал план по созданию единого муфтията СССР с центром в Москве

Поясним: в современной России, так же как и в Советском Союзе, не существовало единого и неделимого духовного управления мусульман. В частности, в России действовали три крупные структуры: ЦДУМ с центром в Уфе, Совет муфтиев России (СМР, основу которого составляет Духовное управление мусульман России с центром в Москве), а также Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).

Теперь же, по словам муфтия Таджуддина, ЦДУМ, СМР и независимый муфтият Татарстана объединяются в централизованную мусульманскую организацию, у которой будет пять руководителей.

«Мы договорились принципиально с Равилем-хазратом Гайнутдином (глава СМР) о том, что духовные управления, объединяемые ЦДУМ, все входят в состав Совета муфтиев России. А Совет муфтиев России – те (духовные управления), которые там сейчас есть, входят в состав ЦДУМ. Таким образом, Совет муфтиев России становится совещательным органом мусульман России, а Равиль Гайнутдин – его председателем, (...) туда будут входить все главы духовных управлений мусульман России», – пояснил суть реформы Талгат Таджуддин.

Независимое Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана было избрано в качестве одной из основ нового объединения – вероятнее всего, в силу того, что именно у этой структуры наибольшее число зарегистрированных общин в России, и именно татарстанский ДУМ обладает заметным влиянием на российскую умму.

Добавим, что в четверг в Казани представители ДУМ Татарстана совместно с республиканским УФСИН и Российским исламским университетом отчитались о проделанной работе: с 2013 года более 70 сотрудников ФСИН из разных регионов России прошли обучение по дисциплине «Исламоведение» на базе Казанского федерального университета. «На занятиях освещаются вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом и выявления лиц, изучающих радикальные течения в исламе», – сообщили казанские СМИ.

«Будет отвечать за проверку литературы на наличие экстремизма»

Татарстанский муфтий Самигуллин, став муфтием «всея Руси», «будет отвечать за издание фетв (в шариате фетва – правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу – прим. ВЗГЛЯД), за подготовку и контроль программ обучения духовных учебных заведений». Кроме того, верховный муфтий будет отвечать «за издание литературы и ее проверку на наличие экстремизма».

Заметим, что не далее как 18 декабря в Алтайском крае, на границе Казахстана и России пограничники изъяли литературу, предположительно, экстремистского содержания, которую ввозили в Россию иностранные граждане – и это не первый случай такого рода.

При этом следует напомнить о недавнем скандале, вспыхнувшем из-за решения судьи Южно-Сахалинского суда, признавшей «экстремистским материалом» книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе». По мнению главы Чечни Рамзана Кадырова, в частности, «экстремистскими» были названы цитаты из двух сур Корана. Кадыров назвал судью «провокатором, пытающимся взорвать ситуацию в стране» и «шайтаном». Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров также осудил решение суда. 18 ноября Совет Федерации одобрил ранее принятый Госдумой президентский закон, который запрещает признавать содержание Библии, Корана, иудейского Танаха и буддистского Ганджура, а также цитат из них экстремистскими материалами. 

«Псевдоэксперты и быстрые на решения судьи нелепыми запретами дают в руки разного рода «лесных» и «вилаятов ДАИШ» аргументы невероятной мощи», – заявил представитель Совета муфтиев России, глава аппарата Духовного управления мусульман России Ильдар Нуриманов, выступая 3 декабря в Госдуме, на круглом столе «Соблюдение прав мусульман в России: состояние и прогнозы». По словам представителя Совета муфтиев, «запрещая Коран, хадисы и классические жизнеописания Пророка (мир ему), труды великих ученых ислама, отказывая в праве верующим строить мечети и носить школьницам хиджаб, они буквально документально подтверждают демагогию экстремистов о принципиальной враждебности России исламу и необходимости вести вооруженный джихад». 

«В общине Таджуддина нет ни одного имама-экстремиста»

#{religion}Если новая объединенная исламская структура будет создана так, как говорит Талгат Таджуддин, то она сможет стать противовесом растущему влиянию ваххабитских и салафитских проповедников, эмиссаров так называемого «Исламского государства*», отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Роман Силантьев.

«В многочисленной общине Таджуддина нет ни одного имама-террориста или экстремиста, в то время как у Гайнутдина только в этом году трое имамов пополнили ряды террористов, а всего их около двадцати, притом что община Гайнутдина гораздо меньше», – считает Силаньев.

Между тем он полагает, что Гайнутдин вряд ли пойдет на такое объединение, поскольку Таджуддин предлагает ему забыть о своих амбициях и перейти в его подчинение.

«Но в принципе за последние месяцы структура Таджуддина усилилась, они очень правильно повели себя во время кризиса в Турции, в то время как Гайнутдин повел себя совершенно неправильно, по факту поддержав Эрдогана, так что симпатии властей сейчас на стороне Таджуддина. Вполне возможно, что какие-то намеки от властей насчет этого он получил», – считает собеседник.

В критической ситуации Таджуддин поддержал именно Путина, а не турок, указывает Силантьев. «Если ему дать карт-бланш на зачистку мусульманских общин от ваххабитов, то со временем они это сделали бы. По крайней мере у себя он контролирует ситуацию. Но, зная Гайнутдина, полагаю, будут очень жесткие интриги и вряд ли объединение состоится», – считает Роман Силантьев.

Собеседник согласен с мнением, что в предлагаемом объединении видится политический шаг и «таким образом Таджуддин дает сигнал, что его духовное управление настолько окрепло, что предлагает восстановить единство татарских мусульман под его эгидой».

Преждевременное заявление?

В свою очередь ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов назвал заявление Таджуддина «очень преждевременным». Он полагает, что даже в перечисленных верховным муфтием организациях не в курсе этого заявления. Однако он согласен, что, будь создана такая структура, она могла бы сыграть важную и нужную роль в противодействии радикализму и экстремизму.

Хайретдинов напомнил также, что еще в середине сороковых годов у Сталина на столе лежал план по созданию единого муфтията СССР с центром в Москве. В то время как в Советском Союзе были гораздо более обширные и разрозненные мусульманские общины.

«Но в силу разнонаправленности этих векторов или в силу опасений советского руководства этот план так и не был реализован. В итоге стало четыре муфтията в Советском Союзе, один на Северном Кавказе в том числе, другой – в Уфе. После развала СССР образовалось множество новых, которые не желали больше признавать авторитет уфимского муфтия», – напомнил Хайретдинов газете ВЗГЛЯД.

По его словам, несколько лет назад сложилась конфигурация: объединение муфтията Северного Кавказа с одной стороны, ЦДУМ и Совет муфтиев России с другой.

«Но потом ряд аппаратчиков решили, что три – это слишком устойчивая структура, и нужно сделать так, чтобы вообще можно было манипулировать, как пинг-понгом, и создали целый ряд бутафорских организаций, одна из которых была создана на базе трех приходов в Пензенской области и пары приходов в деревнях Ставропольского края... И это подавали на стол президенту и премьер-министру как равноправную структуру с Таджуддином, Гайнутдином и т. д. И когда в итоге весь этот абсурд лопнул, тогда – примерно в 2010 году – возникла идея объединения всех существующих муфтиятов в единый».

Но все это не пошло дальше разговоров, потому что иногда, к сожалению, возникает человеческий фактор и прочие обстоятельства. На сегодняшний день тема такого объединения абсолютно не проработана, она не имеет никаких шансов по большому счету. Даже просто объединить Совет муфтиев России с Центральным духовным управлением мусульман без тщательной, жесткой, серьезной проработки этого вопроса невозможно», – говорит Хайретдинов, добавляя, что заявление Таджуддина – «сугубо экспромт, которыми муфтий славится на всю страну: то он предложил Израиль и Сирию присоединить к России, то объявить джихад Америке».

Три центра

В исламе нет прямого аналога христианской церкви с ее иерархией и отделенностью от светского общества. Под термином «умма» подразумевается община верующих. Нет, собственно, и «духовного сословия» – его функцию исполняют богословы (в число которых входят имамы) и правоведы. К мусульманским правоведам относятся и муфтии – имеющие право выносить решения по религиозно-правовым вопросам и давать разъяснения по «правоприменению» шариата.

Духовное управление мусульман – сугубо российский институт. Первое Духовное управление было учреждено в 1789 году указом императрицы Екатерины II «Об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания». В СССР существовали независимые друг от друга духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа, а также управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (с центром в Уфе, с 1980 года возглавляется Талгатом Таджуддином). На базе последнего и было создано ЦДУМ.

Совет муфтиев России (СМР) с центром в Москве, руководимый муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, создан в 1996 году.

Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), независимый и от ЦДУМ, и от СМР, создан в августе 1998 года, его нынешний глава – муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............